Части речи. Глагол.
Учитель: Зарбиева А.М.
3 класс
Тема: Части речи. Глагол
Цели деятельности: повторение и закрепление представления о глаголе, о том как нужно его употреблять в речи.
Планируемые результаты
Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечает;
Уметь: определять глагол среди других частей речи; употреблять глагол в речи.
Вид урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России», 3 класс, учебник 2 часть, презентация, проектор.
Этапы урока | Продолжит ельность | урок и его содержание | Формируемые УУД | |
учитель | ученики | |||
І. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа Психологический настрой, рифмованное начало урока | 1 мин | Здравствуйте ребята, улыбнитесь другу и настройтесь на продуктивную работу. -Присаживайтесь. -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 9 апреля а внизу с большой буквы классная работа. | Приветствуют учителя -Настраиваются на урок -Записывают в тетради | Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
ІІ. Актуализация знаний и мотивация метод наблюдения Практический: словарная работа взаимопроверка Словесный: беседа фронтальный опрос | 8 мин | -Сейчас мы проверим с вами домашнее задание, кто ответит, какое было домашнее задание? - Отлично! Прочитайте своё письмо. - Что такое местоимение? - Назовите личные местоимения. - Молодцы! - Прочитайте стихотворение. Пела ночью мышка в норке: Отвечает ей мышонок: С. Маршак. -Зачитаете слова, которые отвечают на вопрос Что делают? Что делает? Что делать? -Что объединяет все эти слова? | - Проверка домашнего задания. - Выполнить 169 упражнение, написать письмо. - Зачитывают своё письмо. - Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. - Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. - Читают стихотворение. - Пела, дам, отвечает, не пищи, поищи. - Эти слова действия. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий К.: строят понятные речевые высказывания |
ІІІ. Постановка учебной задачи Прием: Уточнение Практический: работа над упражнением Словесный: фронтальный опрос чтение по цепочке Практический: работа с правилом ФИЗМИНУТКА Метод конструирования – самостоятельная работа, работа над заданием | 3 мин 7 мин 8 мин 1 мин 8 мин | -Ребята, какой частью речи они являются? - Верно. - Тема нашего урока: Глагол. - Какие цели мы с вами поставим? - Замечательно. - А повторение мы начнем в учебнике на стр. 98, открываем. - Ребята, что вы видите? - Что обозначает глагол? - Правильно. - Давайте прочитаем, чему мы будем учиться в этом разделе. Читаем по цепочке. - Хорошо. Покажите мне, как нужно правильно сидеть за партой? - Прочитайте текст на слайде. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого. - Из каких частей речи состоит этот текст? - Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? Прочитайте второй текст. Наступило жаркое южное утро. В порт на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого. - Как изменился текст? - Что его изменило? - Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? - С помощью какой части речи это произошло? - Читаем правило на стр. 101. - Выполняем упр. 170 на стр. 101. - Читаем задание. - Прочитайте слова. Определите. К какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили? - Верно. А слова под номером 2? - Составьте и запишите нераспространенные предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу. - Каким членом предложения является глагол? - Правильно. - А сейчас немного разомнемся. Видеофрагмент. - Смотрим, на 171 упражнение. Читаем задание. - Читаем стихотворение. - Какова тема и главная мысль стихотворения? - Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы. - Верно. - Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл. - Какая из пословиц подойдет к теме и главной мысли стихотворения? 1)Рукам воли не давай. 2)Рабочие руки не знают скуки. Запишите ее. - Отлично, все справились. - Прочитайте правило еще раз, только шепотом. - А теперь закройте учебники, и перескажите правило своему соседу по парте. - Ребята, а сейчас будет интересное задание. Обратите внимание на слайд. Прочитайте это стихотворение. Ласточка. Травка зеленее, Солнышко блестит. Ласточка с весною В сени к нам летит. А. Плещеев. - Вам нужно записать стихотворение по памяти и подчеркнуть глаголы. - Приступаем к выполнению. - Проверяем. Молодцы! | - Глаголом. - Повторить: что такое глагол, закрепить употребление его в речи, нахождение его в тексте. - Видим мальчика, который ловит мяч и кота который катается на велосипеде. - Обозначает действие. - Читают. - Показывают правильную посадку. - Читают текст. - Из прилагательных и существительных. - Нет действия, движения. - Он ожил. - Действия. - Начали все двигаться. - Глагол. - Читают правило. - Ответы учащихся. - Составляют и записывают предложения. - Повторяют движения. - Читают задание. - Читают стихотворение. - Руки работают. - Вышивают, строгают, копают, украшают. - Составляют по рисунку предложения. - 2. - Записывают пословицу. - Читают правило. - Пересказывают правило. - Читают стихотворение. - Записывают стихотворение по памяти. - Проверяют со слайдом. | П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Р.: целеполагание, планирование П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. К.: строят понятные речевые высказывания. Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция. П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. |
IV. Включение в систему знаний Словесный: фронтальный опрос беседа Практический: работа с упражнением | 7 мин | - Читаем задание упр. № 171. - Прочитайте текст и озаглавьте его. - Объясните значение слова половник. - Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. - В чем различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? - Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают. - Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос Что сделал? - Молодцы ребята! - А что интересного вы увидели в тексте? - Верно, что это значит? - Правильно, кто пойдет к доске? (слово клюет) клюёт — слово из 2 слогов: клю-ёт. Ударение падает на букву ё. Транскрипция слова: [кл’уй’от] к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый ю — [у] — гласный, безударный В слове 5 букв и 6 звуков. - О чем мы сегодня с вами говорили? - Какие вопросы можно задать? - Что обозначает глагол? - Записываем домашнее задание: 105 № 175. - Что нужно сделать? | - Читают задание. - Читают текст, озаглавливают его. - Это предмет, которым наливают жидкость. - Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьет, клюет, злится, жил, поджидал, набрасывался. Вцепится, боялся. - Налетел – это уже налетел, а налетает, то он сейчас это делает. Звенит – это сейчас или вообще происходит действие, а зазвенит – это в будущем он зазвенит. - Жил. - Выписывают глаголы. - Над словом цифра. - Нужно сделать звуко-буквенный разбор слова. - Разбирают слово. - О глаголе. - Что делал? Что сделал? Что делают? И т.д. - Действие. - Записать предложения, вставляя пропущенные глаголы. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; |
V. Рефлексия деятельности Аналитический: анализ | 2 мин | - На столах у вас лежат карточки, оцените свою работу (зеленая, желтая, красная). | -Анализируют и оценивают свою работу на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |