Части речи: обобщение. Тренинг.

3
0
Материал опубликован 7 June


Сенчева Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. С. Пушкина»

Тема: Части речи: обобщение. Тренинг.

Цель: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Части речи».

Задачи:

Знать основные признаки частей речи.

Формировать навыки в распознавании частей речи.

Развивать мыслительные операции: внимание, память, речь, познавательные интерес.

Планируемые результаты

Личностные УУД:
- формирование учебно- познавательного интереса к учебной задаче;

- формирование умения достигать поставленной цели;

- формирование учебно- познавательного мотива;

- формирование умения организовывать свою самостоятельную деятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- формировать умение выполнять учебную задачу;

- уметь проговаривать последовательность действий при работе по алгоритму;

- уметь делать предположение и вывод на основе работы;

- формировать умение самоконтроля, умение адекватно оценивать себя.

2. Коммуникативные УУД: 

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь слушать и понимать других;

- уметь работать в группе, паре и индивидуально. 
3. Познавательные УУД: 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные УУД:
- различать части речи;
- называть изученные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
- приводить примеры разных частей речи из текста.

Оборудование: интерактивное оборудование, карточки, лист самооценки, цветные карандаши.

Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи,

Ход урока

Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

Девиз урока: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

- Что означают ваши галстуки?

- А кто такие Орлята, какие они?

- Что они делают?

- При ответы на вопросы, слова каких частей речи вы использовали?

II. Формулировка темы урока, постановка цели.

Тема нашего урока: Части речи: обобщение. Тренинг.

Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.

Цель урока зашифрована. Вы сможете её назвать, если сможете выписать словарные слова, которые найдете здесь.

Повторитьсобакаиобобщитьзаяцизученныймедведьматериалкапустапо темекорова«Части речи».

- Что объединяет эти слова? (Это словарные слова, имя сущ., ед. ч., нариц.).

- Какое слово лишнее? (Капуста). Почему? (Собака, заяц, медведь, корова - одуш., животные, капуста - неодуш., растение).

Прочитайте цель нашего урока. (Повторить и обобщить изученный материал по теме «Части речи»).

К концу урока мы должны знать основные признаки частей речи.

В течении урока мы будем учиться находить частей речи.

В течении урока мы будем развивать мыслительные операции: внимание, память, речь, познавательные интерес.

Определились с темой, целью и задачами урока теперь давайте работать.

III. Обобщение и систематизация знаний.

1 Задание. Групповая работа.

Ваша задача – исключить лишнее слово из каждого столбика, записать его в тетрадь через запятую. Для того чтобы это сделать, вам может понадобиться алгоритм.

Алгоритм определения части речи

На какой вопрос отвечает слово?

Что обозначает слово?

Это (назовите часть речи)


дневник

умный

учитель

книга

осенний

смешить

мальчик

радовать

читать

интересный

добрый

произносить

Лист самооценки.

Физминутка. (Музыкальная)

2 Задание. Работа в парах. Мы с вами знаем, что части речи имеют свои вопросы. Составьте предложения по данной схеме. Выполните синтаксический разбор, найдите подлежащее и сказуемое, для этого вам может понадобиться алгоритм.

Какой? Кто? Что делает?

Алгоритм нахождения главных членов предложения

Внимательно читаю предложение.

Нахожу подлежащее.

3. Задаю вопрос. О ком или о чем говорится в предложении?

4. В предложении говорится о….

5. Задаю вопросы кто? или что?

6. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено …….

7. Ищу сказуемое.

8. Задаю вопрос от подлежащего что делает? что делал? и т.д.

9. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено………

 Лист самооценки.

3 Задание. Индивидуальная работа.

Прослушайте русскую народную сказку «Три медведя». Предлагаю вам найти в этой сказке три существительных, три прилагательных, три глагола.

Лист самооценки.

Физминутка. (Единственное, множественное)

называю вам слово, если оно во множественном числе, вы мне называете его в единственном числе и наоборот).

Окно –

Пишут -

Звёзды –

Убирает -

Брюки –

Живут -

Шкаф –

Иглы –

Красивая -

Шорты –

4 Задание. Групповая работа. Раз мы с вами побывали в сказке, напишите синквейн.

Алгоритм написания синквейна

первая строка -  одно слово

вторая строка -  два прилагательных

третья строка -  три глагола

четвёртая строка -  предложение из четырёх слов

пятая строка -   одно слово (синоним)

Лист самооценки.

5 Задание. Индивидуальная работа. Вопросы от совы Агафьи. (+, -)

Прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что? (-)

Существительное обозначает предмет (+)

Существительное «Листья» - единственного числа (-)

Глагол обозначает признак предмета (-)

Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? какой? какие? какое? (+) 

«Бегает» – это глагол (+)

Подлежащее всегда выражено существительным (-)

Слово «река» - одушевленное (-)

Лист самооценки.

IY. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Подведение итогов.

Что мы можем сказать о существительном?

Что мы можем сказать о прилагательном?

Что мы можем сказать о глаголе?

Достигли ли мы цели урока?

Посмотрите на свои оценочный лист. Сделайте вывод. Посмотрите, что у вас получается хорошо, а над чем нужно еще поработать.

1. Могу определять часть речи.

           2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи.

           3. Так и не научился распознавать части речи.

V. Домашнее задание.

А вы знаете, как учились дети в Древней Руси?

Предлагаю выполнить домашнее задание, тогда вы узнаете об этом.

  Задание.  Составить из слов предложения, выполнить синтаксический разбор.

В, сёлах, и , городах, Древний, Русь, дети, учились, в, таких, школах.

Некоторые, жили, ребята, при, школе.

В, классной, комнате, печка, топиться.

На, лавке, ждёт, ребят, каша, в, горшке.

За, общим, столом, дети, старательно, пишут, гусиным, пером.

Строгий, учитель, следит, за, порядок, на, уроке.

Если осталось время….

Выполнить задание. Карточка.

Образуйте от имени существительного имена прилагательные и глаголы.


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

друзья



мир



звонок




































Приложение 1

Алгоритм определения части речи


На какой вопрос отвечает слово?

Что обозначает слово?

Это (назовите часть речи)


Алгоритм нахождения главных членов предложения


Внимательно читаю предложение.

Нахожу подлежащее.

Задаю вопрос. О ком или о чем говорится в предложении?

В предложении говорится о….

Задаю вопросы кто? или что?

Это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено …….

Ищу сказуемое.

Задаю вопрос от подлежащего что делает? что делал? и т.д.

Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено………


Алгоритм написания синквейна


первая строка -  одно слово

вторая строка -  два прилагательных

третья строка -  три глагола

четвёртая строка -  предложение из четырёх слов

пятая строка -   одно слово (синоним)


Приложение 2

Исключить лишнее слово.

дневник

умный

учитель

книга

осенний

смешить

мальчик

радовать

читать

интересный

добрый

произносить


Приложение 3


Вопросы от совы Агафьи. (+, -)

Прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что? (-)

Существительное обозначает предмет (+)

Существительное «Листья» - единственного числа (-)

Глагол обозначает признак предмета (-)

Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? какой? какие? какое? (+) 

«Бегает» – это глагол (+)

Подлежащее всегда выражено существительным (-)

Слово «река» - одушевленное (-)





Приложение 4

Лист самооценки.

1 Задание. Исключить лишнее слово

2 Задание.

Синтаксический разбор

3 Задание.

Сказка

4 Задание.

Синквейн

5 Задание. Вопросы от совы Агафьи







Зеленый цвет – легко, всё понятно.

Жёлтый цвет- вызвало сложности с выполнением задания.

Красный цвет – ничего не понял, не разобрался.

Приложение 5

Рефлексия.

1. Могу определять часть речи.

           2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи.

           3. Так и не научился распознавать части речи.

Приложение 6

Если осталось время….

Выполнить задание.

Образуйте от имени существительного имена прилагательные и глаголы.


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

друзья



мир



звонок



Приложение 7

Домашнее задание.

А вы знаете, как учились дети в Древней Руси?

Предлагаю выполнить домашнее задание, тогда вы узнаете об этом.

  Задание.  Составить из слов предложения, выполнить синтаксический разбор.

В, сёлах, и , городах, Древний, Русь, дети, учились, в, таких, школах.

Некоторые, жили, ребята, при, школе.

В, классной, комнате, печка, топиться.

На, лавке, ждёт, ребят, каша, в, горшке.

За, общим, столом, дети, старательно, пишут, гусиным, пером.

Строгий, учитель, следит, за, порядок, на, уроке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей