Части речи
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Пальчиковая Разминка Чистописание Словарная работа. Диктант. Повторение с целью подготовки к новому материалу. Физминутка
Работа по учебнику. Резерв. Итог урока Домашнее задание | Здравствуйте! В начале урока давайте проведем с вами пальчиковую разминку. Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».) В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.) За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.) За брусникой, за калиной, Землянику мы найдём И братишке отнесём. Спасибо, садитесь. Меня зовут Кристина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сейчас проведём минутку чистописания. Цель этого чистописания: тренировка нижнего и верхнего соединения буквы О с другими буквами. Откройте тетради, запишите число. (Показ соединения букв ОЛ, ОВ на доске) Запишите по 2 примера с этими соединениями. Подчеркните соединения. (Раздача контрольных тетрадей) Сейчас проведём небольшую словарную работу. Для начала подпишите в контрольных тетрадях число. В конце работы вы сдадите тетради, я их проверю и скажу оценки. Всего будет 11 слов. Слова пишем в строчку, через запятую. Вместе, понедельник, ракета, праздник, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода. Передаем листочки с последних парт на первые. В написании какого слова сомневались, затруднялись? Приготовились записывать предложение под диктовку. Кто желает записать предложение на доске? Куропатки проделывают глубокие норки в снегу. Подчеркните орфограммы. (Проверка) Сделаем синтаксический разбор предложения. (Проверка) На какой вопрос отвечает слово куропатки? Что обозначает слово куропатки? Если слово отвечает на вопрос кто и обозначает предмет, то это…? (На доску вывешивается Имя существительное) Прочитаем хором Имя существительное На какой вопрос отвечает слово проделывают? Что обозначает слово проделывают? Если слово отвечает на вопрос что делают, что сделают, то это…? (На доску вывешивается Глагол) Прочитаем хором Глагол На какой вопрос отвечает слово глубокие? Что обозначает слово глубокие? Если слово отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие, то это…? (На доску вывешивается Имя прилагательное) Прочитаем хором Имя прилагательное Как одним словом можно назвать имя сущ., имя прил., глагол? Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Имя сущ., глагол, имя прил. – это части речи. Из них и состоит наша речь. В старших классах вы познакомитесь с другими частями речи. (На доску вывешивается Части речи) -Отдохнём немного,встаньте,пожалуйста. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг – скок, прыг – скок. Стоп. Сели, Травушку поели. Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко, Прыгай на носках легко. Откройте учебник на стр. 53. Рассмотрим таблицу. Итак, первая часть речи – имя сущ., что обозначает? На какой вопрос отвечает? Приведите примеры Имя прил. Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Приведите примеры Глагол что обозначает? На какой вопрос отвечает? Приведите примеры Местоимение что обозначает? На какой вопрос отвечает? Какие ещё части речи вы знаете? К каким частям речи относятся слова: в, на, о, к; не; и, а, но? Откройте учебник на стр. 54, прочитаем правило под галочкой. Ещё раз скажите предлоги, которые мы недавно сказали. Почему предлоги не могут употребляться отдельно? Стр. 54, упр. 90. Прочитайте задание. Что обозначает словосочетание «Осень на носу»? Определим предложение по цели высказывания. -Для начала вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? Клёкот журавлиный, Осень на носу… Сколько паутины Заплелось в лесу! Что ж вы заскучали, Тёмные леса? Что ж вы замолчали, Птичьи голоса? Спишите стихотворение, найдите обращения, подчеркните их. Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили. Давайте обобщим все, что сказали. Какие бывают предложения по виду высказывания? Как мы определяем часть речи? На какие вопросы отвечает имя сущ., имя прил., глагол, местоимение? Что обозначает каждая часть речи? Упр. 91 Прочитаем задание. Прочитаем стих. О чем стих? Какой иней? Где он лежит? Назовите мне орфограммы в словах. Прочитаем ещё раз выразительно. Прочитаем про себя. Закрываем учебники, записывает в тетрадь стих по памяти. Проверка О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие части речи вы знаете? Давайте поиграем в игру, я буду вам называть части речи, а вы должны назвать, какая это часть речи и доказать. Какие предлоги вы знаете? Союзы? Частицы? Домашнее задание стр. 54, упр. 92. | Приветствие учителя Выполняют пальчиковую разминку Прописывают одну строчку ОВ (верхнее соединение), вторую строчку ОЛ (нижнее соединение) Овощи, плов, поворот, пол, оливка, болт. Записываю примеры. Пишут словарную работу. Ответы детей Куропатки (подлеж.) проделывают (сказ.) глубокие норки в_снегу. Кто? Предмет Имя сущ. Чтение хором
Что делают? Действие предмета Глагол Чтение хором Какие? Признак предмета Имя прил. Части речи Части речи Предмет. Кто? Что? Признак предмета. Какой? Какая? Какие? Какое? Действие предмета. Что делает? Что сделает? Указывает на предмет, но не называет его. Кто? Что? Наречие В, на, о, к – это предлоги. Не – это частица. И, а, но – это союзы. В, на, о, к. Они не являются членами предложения, и употребляются только с какой либо частью речи, например, с именем сущ. Скоро будет осень. Повествовательные, вопросительные, побудительные Повествовательное предложение Восклицательное предложение. Вопросительное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное, вопросительное. По вопросу. Ответы детей Серебряный На зелени луга Что за утро! Серебряный иней На зелени луга лежит О частях речи Имя сущ., имя прил., глагол, местоимение. Глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное. В, на, о, к.; И, а, но.; Не. |