12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка
Материал размещён в группе «Всероссийский педсовет»

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза

Гончарова Петра Алексеевича»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2

т. 8-84468-4-79-55, E-mail: erzovka_sosh@mail.ru

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001


 

IV Всероссийский конкурс педагогических идей «Учим географии!»

Номинация: «Внеурочное мероприятие по географии».

Чемпионат школы по географии «География с нами, она среди нас».

Работу выполнила:

Красильникова Елена Павловна учитель географии

Волгоград 2016 год


 

Цель:

1) развитие познавательного интереса учащихся к изучению географии, географии нашей страны;

2) раскрытие индивидуальных способностей учащихся;

3) развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

1) повышение эффективности и качества обучения школьников;

2)выявление и распространение современного эффективного педагогического опыта;

3) привлечение внимания администрации всех уровней и общественности к проблемам школьного образования;

4) использования ресурсов образовательного портала Издательского Центра «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, аудиозапись.

Условия проведения:

1) Соревнуются 2 класса (10 класс и 11 класс) команды по  5 учащихся

2) чемпионат проводится в виде викторины (с элементами других конкурсов)

3) Команды должны приготовить домашнее задание - название команды, девиз, приветствие соперникам, а также вопросы для соперников (3)

4) Во время чемпионата проводится конкурс между капитанами команд и зрителями.

5) Вопросы для викторины по всему курсу географии.

 

Ход мероприятия

Добрый день дорогие учащиеся и учителя! Мы приветствуем вас на чемпионате школы по географии.

Ученик: «География везде, география всегда, нам ведь нравится она, потому-то без неё никуда ты не пойдешь, не увидишь, она с нами, всем известно хорошо».

Учитель: Сегодня команды 10 и 11 классов будут соревноваться в знании географии, покажут остроту своей фантазии, глубину ума и способность выкрутиться даже из самой сложной ситуации.

У нас присутствует жюри это ученики других классов и учителя. Поприветствуем их.

Я попрошу зрителей активно поддерживать полюбившихся вам участников громкими аплодисментами.

Итак, встречайте: Первый конкурс- Приветствие

Команда 10 класса «Олимп».

Команда 11 класса «Триумф».

Давайте сначала познакомимся с командами - слово предоставляется команде 10 класса «Олимп» (выступает первая команда)

А теперь слово Команде «Триумф» » (выступает вторая команда)

(проводится конкурс - приветствие. Команды должны представиться, и поприветствовать соперников и жюри, таким образом, выступают все команды).

Второй конкурс - РАЗМИНКА

Учитель: Для того, чтобы вы настроились на игру, и определить, какая команда начнет сегодняшнее состязание, я предлагаю вам три вопроса в качестве разминки.

Каждый вопрос оценивается в один балл.

Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если команда ответит неверно, у другой команды есть шанс получить балл.

Вопросы разминки:

Интересно, известно ли было руководителям одной из английских автомобильных фирм, что позаимствованное ими название хищника амазонской сельвы означает: «Убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком»? О каком животном идет речь в вопросе?

Ответ: Ягуар

Послушайте голос одного из млекопитающих.

Это морской зверь семейства ушастых тюленей. Распространен в северной части Тихого океана. Волосяной покров редкий, короткий, жесткий, а ласты совсем лишены волос.

Ответ: Сивуч

От прочих злаков этот отличается тем, что растет под слоем воды. Один из его сортов переносит затопление слоем воды до 4 м. Чтобы произвести 1 кг зерен этого злака, требуется 5 тыс. л воды.

Ответ: Рис

(Подведение итогов разминки. Слово жюри.)

3 конкурс “ К вершине географических знаний” 

Ведущий (учитель) задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Назовите третью планету Солнечной системы. (Земля)

Назовите точки на Земле, для определения, положения которых достаточно указать только их широту. (Северный и Южный полюса)

Где в летнюю погоду днем теплее — в лесу или в поле? (в поле)

Можно ли где-нибудь на территории России когда-нибудь видеть солнце на севере? (за полярным кругом в полдень летом)

Как называется совокупность мероприятий по повышению плодородия земель или общему оздоровлению местности? (мелиорация)

Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)

Когда был открыт Магелланов пролив? (первое кругосветное путешествие, 1519—1521 гг.)

Как называется разрушение почвенных горизонтов и почвообразующих пород поверхностными водами? (эрозия почвы)

Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)

Распространение, какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (железнодорожного)

Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)

В каком месте всегда дуют южные ветры? (на Северном полюсе)

Где холоднее — на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)

Крупнейший приток реки Обь. (Иртыш)

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

Назовите самую большую реку, не имеющую стока в Мировой океан. (Волга)

Назовите крупнейший по своим запасам угольный бассейн России? (Тунгусский)

Русский землепроходец, впервые достигший Тихого океана. (Иван Москвитин)

Самая высокая гора Урала (г. Народная)

Назовите четыре моря, имеющие цветные названия. (Черное, Белое, Красное, Желтое)

Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово)

Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское)

Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. ( Восточно-Сибирское)

Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)

Назовите самый большой остров России. (Сахалин)

Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)

Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)

Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России. (Лена)

Самый высокий действующий вулкан России? (влк. Ключевская Сопка)

Столицей какой республики в составе Российской Федерации является город Кызыл? (Тыва)

Море, в которое несет свои воды река Лена? (море Лаптевых)

Высшая точка Сибири (г. Белуха на Алтае)

Место, где в России стоят самые холодные зимы. (Якутия)

Столица республики Марий Эл? (г. Йошкар-Ола)

Самый крупный по добыче железорудный бассейн России. (КМА)

Самая длинная река, впадающая в озеро Байкал (р. Селенга)

Численность населения России составляет … (145 млн. чел)

Столица республики Саха? (Г.Якутск)

Через этот остров России проходит 180-й меридиан (Остров Врангеля).

4 конкурс “Географический тренинг ”

Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов. (Жеребьевка проводится с помощью воздушных шаров, приглашаются капитаны, у кого первым лопнет шар, тот имеет право выбирать вопрос первым.)

Тема: Имена на карте России

10 баллов. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии, материка Евразии и России, названной в его честь. (Семен Челюскин)

20 баллов. Русский офицер, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности (1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же Великая Северная) Камчатские экспедиции, во время которых обошел берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В его честь названо море, самое глубокое у берегов России, и пролив (Витус Беринг).

30 баллов. Этот отважный человек более 30 лет своей жизни посвятил походам и плаваниям. Он занимался исследованиями побережья Северного Ледовитого океана, первым обогнул восточную оконечность Азии и открыл пролив, который отделяет Азию от Америки. В 1978 г. Была увековечена его память: его имя присвоили крайней северо-восточной оконечности Азии. Кто он? (Семен Дежнев)

40 баллов. Все мы с вами знаем и помним имя Христофора Колумба? А вот кого из русских путешественников называли в свое время «российским Колумбом»? 

(Григорий Иванович Шелихов. Именно он организовал целый ряд русских поселков на северо-западе Америке).

50 баллов. Эта одна из трех экспедиций, которые ушли в Арктику в 1912 г. После зимовки во льдах в сентябре 1913 года судно “Святой Фока” достигло Земли Франца-Иосифа. Дальнейший маршрут предстояло выполнить троим. “Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю Севера вписаны важнейшие страницы, россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными приемниками наших исследователей Севера”.

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О какой экспедиции идет речь? (Г.Я.Седов)

2) Тема: Что мы знаем об Арктике?

1..Где проводят границу Арктики? ( По Северному полярному кругу. По Южной границе зоны тундры)

2. Какой остров является центром формирования айсбергов? (остров Гренландия)

3. В каком городе был завершен рекордный перелет В.П. Чкалова? (Ванкувер)

4. Город России, расположенный севернее Северного полярного круга Архангельск Магадан Мурманск. (Мурманск)

5. Из какого дерева были изготовлены нарты для первой дрейфующей станции? (ясень)

6. .Почему не замерзает Баренцево море? (Северо - Атлантическое течение, Норвежское течение (Гольфстрим)

Учитель: Проведем Зарядку для ума и тела.

1) На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить, например: колки, грива; гидролакколит, пираруку, щит, плита, морена, глей.

2) Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.

3) Тема: Географическое положение России

10 баллов. Самая северная точка России находится:

а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;
в) в архипелаге Земля Франца Иосифа. 
(Ответ: В)

20 баллов. Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии.
 (Ответ: в северном, восточном и западном полушариях)

30 баллов. Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким государством наша Родина имеет самую маленькую границу. (С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км)

40 баллов. В 1984 году в соответствии с нормами между народного права была установлена экономическая зона шириной:

а) в 200 миль;
б) в 20 миль;
в) 2000 миль.

(ответ: в 200 миль).

50 баллов. Жители, каких из перечисленных городов России могут видеть Солнце на севере? Когда это происходит?

а) Москва
б) Мурманск
в) Чита
г) Магадан
д) Верхоянск
е) Воркута

(ответ: Мурманск, Верхоянск, Воркута в 00— часов по местному времени в полярный день).

4)  Тема: Природа регионов России

10 баллов. Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:

наличие многолетней мерзлоты

большое количество осадков

малое количество осадков

большая испаряемость

малая испаряемость

(ответ: 1,5)

20 баллов. Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает? 

(река Волга. Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспий, протекает по Русской равнине, Ока (правый приток), Кама (левый).

30 баллов .В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине. Однако высота снежного покрова там больше. Как вы объясните этот парадокс?

 (Ответ: Зима в Западной Сибири холоднее, чем на Восточно-Европейской равнине, где благодаря приходу более теплого воздуха с Атлантики температура повышается до 0° выше, что сопровождается таянием снега).

40 баллов

Мороз и солнце; день чудесный…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

Определите, какой тип погоды отражен в этом стихотворении А. С. Пушкина. - Циклональный, антициклональный, холодного или теплого фронта? (ответ: антициклональный)

50 баллов. На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Южно-Курильска. Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: “Наводнение сгонно-нагонного характера”, “Цунами”, “Землетрясения”, “Пыльные бури”, “ Туманы как неблагоприятный фактор навигации”, “Снежные лавины”.

Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции?

 (ответ: Мурманск – “Туманы как неблагоприятный фактор навигации”, Нальчик – “Снежные лавины”, Оренбург – “Пыльные бури”, Санкт-Петербург – “Наводнения сгонно-нагонного характера”, Улан-Удэ – “Землетрясения”, Южно-Курильск – “Цунами”).

Учитель: Итак, подводим итоги нашего мероприятия. Слово жюри.

Рефлексия

Вам понравилось мероприятие?

Что привлекло ваше внимание?

Что вызвало у вас трудность?

 На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить “смайлики”. Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо нарисовать “смайлика” на красном листочке. Если нет – то “смайлик” черного цвета. Листки прикрепить на доске. Учитель сразу может сделать вывод о результативности данного мероприятия.

Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Литература для учащихся

1.  Линия УМК «География» для 5–9 классов (под ред. Дронова В.П.)

2. В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России (население и хозяйство). 9 класс - М.,Дрофа 2009

 

Литература для учителя

Внеурочная деятельность по географии 5 - 6 классы. Учебно-методическое пособие. Авторы: М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова.

Приложение

Опубликовано в группе «Всероссийский педсовет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.