Методические рекомендации по проведению урока «Честь и достоинство»

1
0
Материал опубликован 2 May 2022

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №1» города Липецка


 


 


 


 


 

«Честь и достоинство»

Методические рекомендации по проведению урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе


 


 


 


 


 


 


 


 

Разработчик:

Варварина О.Н., учитель начальных классов

 


 


 


 


 


 

г. Липецк

 

2022 г

Введение.

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из воспитательного идеала и на основании базовых национальных ценностей (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) воспитательная цель гимназии: создание условий для развития талантливых детей, творческого, интеллектуального, духовного, физического развития обучающихся; обеспечение личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, проявляющееся:

1) в усвоении учащимися социально значимых знаний и ценностей;

2) в развитии позитивного отношения к базовым национальным ценностям;

3) в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Данная цель ориентирует педагогический коллектив на обеспечение позитивной динамики развития личности ученика, непременным условием которого является сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении воспитательной цели.

На уровне начального общего образования – это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Одна из особенностей детей младшего школьного возраста – их потребность самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их является базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- понимать правила взаимодействия между собой на основе «Золотого

правила нравственности»: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»;

- способствовать развитию моральных качеств: честь и достоинство;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Основная часть.

Для методической разработки по курсу ОРКСЭ я взяла тему «Честь и достоинство» 4 класс. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». Авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва. За основу взят тип урок открытие нового знания.

Темы ОРКСЭ всегда интересны, познавательны. Ребята с большим интересом, работая в парах, группах, выделяют из учебного материала необходимую информацию, которая позволяет решить возникшую проблему и ответить на важные вопросы по теме урока, сделать необходимые выводы практически самостоятельно при минимальном участии учителя.

С помощью каких методов и приёмов мне удалось сделать этот урок важным с позиции духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся, я расскажу, кратко останавливаясь на каждом этапе урока.

Организационный момент.

Настрой учащихся на работу. Планирование нашей деятельности. На доске значки – условные обозначения разных этапов урока. Задача учащихся объяснить, что они обозначают и расположить в определённой последовательности. (Эту работу может выполнять как один ученик, так и весь класс).

Учителю с учащимися необходимо следовать по плану. Завершать этап урока и переходить к следующему.

Актуализация знаний.

1. Вспоминаем то, что знаем.

- Пока две пары учеников работают у доски, выполняя свои задания, я работаю с классом и

 

предлагаю расшифровать и вспомнить понятия, которые нам часто встречаются на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»:

Зло, долг, добро, совесть, нравственность, мораль.

 

Далее все вместе вспоминаем, чему учились и что узнали на предыдущих уроках:

- На этих уроках мы учимся отличать добро от зла, узнаём, что такое: счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.

Индивидуальная работа детей у доски способствует актуализации:

1 паре надо было на чаши весов ДОБРА и ЗЛА распределить известных литературных персонажей в зависимости от того, каких поступков они совершили больше: добрых или злых. (Сл.5)

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный, Буратино, Три Толстяка, синьор Помидор.

- А что такое добро? А зло? Долг? Мораль? Нравственность? Мы вспомним вместе с ребятами, которые работали с таблицей.

2 пара работала с таблицей и должна была соотнести понятие и определение добра, зла, долга, морали и нравственности (Сл.6)

- Мы с вами вспомнили то, о чём говорили на предыдущих занятиях. Приступаем ко 2-ому этапу –

2.Определяем проблему урока.

На этом этапе урока предлагаю классу инсценировку (опережающее задание), из которой узнаём, что в один из дней с Игорем произошёл очень интересный случай. Для более полного понимания открываем учебник, в котором она дана и работаем с текстом.

В ходе беседы обращаю внимание учащихся на слова мамы, которые самостоятельно находят в тексте:

- "Драться, конечно, нехорошо, но награда у тебя вполне достойная. Теперь все во дворе будут знать, что ты умеешь постоять за свою…"

Выясняли хороший или плохой поступок совершил Игорь.

Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки? (мнение учеников)

-Посмотрите, вопрос был один, а ответы получились разные. Почему так произошло?

- Мы не знаем точно, какая награда ждет за хорошие поступки.

- Какой вопрос возникает в этой ситуации?

Какая же награда достаётся человеку за правильные поступки?

Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с. 75. (Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?)

- На какой вопрос мы должны будем ответить на уроке?

- Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?

Определили проблему на уроке.

3.Следующий этап: Решаем проблему и открываем новые знания.

- Предлагаю учащимся послушать песню «Честь имею» и соотнести слова песни с высказыванием одного из самых известных в мире русских писателей и мыслителей Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»

- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке?

- О чести и достоинстве.

Итак, тема нашего урока «Честь и достоинство».

Далее учащиеся определяют цели урока, используя опорные слова: объяснить, рассмотреть примеры …, определить, оценить.

Потом последовательно идёт работа со словами: ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО – словарь, вывод, применение новых знаний.

выясняем значение слова ЧЕСТЬ, опираясь на свой жизненный опыт.

Предлагаю обратиться к учебнику с.25 и найти ответ на этот вопрос в тексте параграфа «Честь всего дороже», прочитав его по ролям.

С ребятами находим в тексте все случаи, когда мы говорим слово «честь» и все значения этого слова.

Объясняем, что такое честь? Потом находим определение этому понятию в словаре в конце учебника.

 

(«Честь – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны».)

Далее анализируем иллюстраций и думаем, какие бы подписи можно было сделать под ними, используя слово «честь» или слово, образованное от него.

- Честно рассказал. Честно поделил яблоко. Дал честное слово. Военный отдаёт честь солдатам.

Потом предлагаю поработать в группах и используя материал учебника разобраться, что такое Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.

После проверки ответов детей предлагаю поработать над пословицами в парах, чтобы узнать новые, поразмышлять над их смыслом.

Проверка

Береги платье снову,

а тот кто честен

По заслугам и

дороже

Честное дело

такова и честь

Не тот правей, кто сильней,

а честь смолоду

Честь всего

не таится

Каков есть,

честь

После проверки учащиеся объясняют смысл пословиц по их выбору.

- Рядом с честью «живет» всегда очень важное качество личности – ДОСТОИНСТВО. Вот и тема нашего урока «Честь и достоинство».

Учащиеся объясняют значение этого понятия, опираясь на свой жизненный опыт.

 

- Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

- Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.

Далее самостоятельно работают с текстом «Достоинство человеческой личности» и задают по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.

 

Что же такое чувство собственного достоинства?

- Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью.

- Как чувство человеческого достоинства помогает человеку?

К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?

- К голосу совести.

Найдем определение этому понятию в словаре в конце учебника. («Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь»).

Мы узнали значение слов честь и достоинство. Переходим к следующему этапу.

4.Сравниваем свой вывод с авторским.

Вспоминаем главный вопрос урока. («Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?»)

Вспоминаем всё, о чём мы говорили на уроке, формулируем свой вывод.

- Один из возможных выводов таков: «Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе».

Сравним наш вывод с авторским: «Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя)».

Это итог этапа.

5. Применяем новые знания.

На этом этапе предлагаю учащимся поработать с карточками в группах и самостоятельно определить какими качествами должны обладать Человек чести и Достойный человек?

Проверяют свою работу, сверив с доской.

Далее рассуждаем о том, нужны ли эти высокие нравственные качества как ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО нам сейчас? Выступления учащихся.

- Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

- Переходим к следующему этапу

7. Итог работы. Рефлексия.

- Мы с вами вначале урока спланировали свою деятельность. Всё ли мы выполнили? (Да)

- Подведём итог, оценим себя.

- Тема урока «Честь и достоинство».

- Возьмите лист самооценки на уроке «Как я работал на уроке?»

- Поставьте напротив каждого пункта «+» или «-». Подведите итоги и посчитайте количество «+».

Оцени свою работу на уроке:
«Как я поработал на уроке?» (лист самооценки)

1.Меня заинтересовал материал урока, мне захотелось узнать больше по изученной теме.

2.Мои знания по теме расширились и углубились.

3.Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.

4.Участвовал в диалоге на уроке.

5.Активно работал в группе с раздаточными материалами: заполнял таблицу, составлял высказывание…

6.Работал с учебной литературой .

7.Выступал перед классом с инсценировкой, представлял итоги работы группы.

8.Помогал товарищам работать на общее дело группы.

9.Я буду применять знания полученные на уроке, т.к. они полезны для будущей жизни.

10. Я слушал всех участников урока.

Критерии оценки:

10-8 «+»-отличная работа на уроке

7-6 «+»-хорошая работа на уроке

5-4 «+»-удовлетворительно поработал на уроке

3-1 «+» - стоит задуматься над изменением отношения к учебе

8. Домашнее задание (обязательно с объяснением, чтобы каждый учащийся вник в задание, заинтересовался и выполнил.)

1.Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

2. Запишите героя и хотя бы один его поступок (можно сделать рисунок) . 3.Подберите 2 – 3 пословицы о чести и достоинстве.

Вот по такой схеме я строю любой урок по ОРКСЭ.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.