Рекомендации по проведению урока
Урок проводится по заранее разработанному преподавателем плану в соответствии с учебной программой. Важно, чтобы материал нового урока был увязан с материалом предыдущих и последующих уроков и производственной деятельностью обучающихся. Каждый урок должен обогащать их новыми знаниями и закреплять ранее усвоенные.
Урок необходимо проводить на высоком научно-техническом уровне, применяя средства и методические приемы, соответствующие цели, содержанию обучения и возрастным особенностям обучающихся. Необходимо широко использовать различные наглядные пособия, способствующие прочному и глубокому усвоению изучаемого на уроке материала.
Важное значение имеет организация занятий, обеспечивающая активную и плодотворную деятельность каждого обучающегося в продолжении всего урока.
В зависимости от цели урока, содержания учебного материала и практического опыта преподавателя можно рекомендовать следующие типы уроков: комбинированные (смешанные), вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки повторения, обобщения и закрепления знаний, урок практических умений и навыков, лабораторные занятия, кино-уроки, уроки-экскурсии.
Основными методами повторения пройденного материала являются:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос.
- самостоятельная работа обучающихся (письменные ответы на вопросы преподавателя; решение задач, упражнений; выполнение работ по составлению таблиц, диаграмм, графиков; выполнение работ над раздаточными материалами со справочной литературой);
- повторение материала с использованием учебника.
Чтобы в повторении изученного материала участвовала больше обучающихся, рекомендуются такие методы, как опрос по карточкам – заданиям, перекрестный опрос обучающихся друг другом, применение тестов.
Формами сообщения новых знаний могут быть рассказ, объяснение, беседа, демонстрация презентаций или кинофильмов, а также самостоятельная работа обучающихся с учебником.
При изложении нового материала преподаватель вначале сообщает обучающимся тему урока и на доске записывает её, а также цель и основные вопросы, которые предстоит изучить. Для активизации учебного процесса и большой наглядности рекомендуется пользоваться цветным мелом, давать обучаемым возможность делать самостоятельные записи после объяснения нового материала.
При объяснении нового материала необходимо:
- записать основные вопросы на доске и по ним вести объяснение, учитывая полученные ранее знания и опыт практической деятельности обучающихся;
- разъяснить обучающимся значение изучаемого материала для их производственной деятельности;
- излагать материалы последовательно, доходчиво, четко, логично, приводя примеры из практики производственного предприятия, отрасли и т.д.;
- для активизации обучающихся на уроках и более прочного усвоения ими учебного материала устное изложение чередовать с упражнениями, беседой, вопросами, записями в тетради основных формулировок и выводов;
- трудно усваиваемые термины записывать на доске и объяснять их смысл;
- использовать учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.
Наиболее распространёнными методами закрепления знаний являются ответы на вопросы преподавателя, решение задач, подбор примеров по теме урока, упражнения, лабораторные и контрольные работы по индивидуальным карточкам – заданиям, рассчитанные на 10-15 мин. Для закрепления следует выбирать наиболее трудные и важные вопросы, понимание которых облегчит обучающимся самостоятельную работу дома. В процессе закрепления преподаватель обобщает ответы обучающихся и делает выводы.
Домашнее задание служит логическим заключением урока. Его цель – дальнейшее усвоение, закрепление, расширение знаний, умений и навыков обучающихся.
Виды домашних заданий:
- изучение материала, пройденного на данном уроке, по учебнику и конспекту;
- выполнение различных графических работ (схем, графиков, диаграмм и т.д.);
- решение задач по изучаемому на данном уроке и ранее пройденному материалу, связанных с другими предметами и производственным обучением;
- чтение дополнительной литературы, которую преподаватель подбирает в зависимости от содержания данного урока, степени подготовленности обучающихся и их возрастных особенностей.
Методист ГАПОУ БТПИТ
Шишова Т.Т.