Статья на тему «Читаем детям о Великой Отечественной войне»
Направление - патриотическое воспитание.
Мы читаем о Великой Отечественной войне
Год за годом мы рассказываем ученикам о Великой Отечественной войне. Это - наща история, это воспитание патриотизма, это дань тем, кто сражался на фронте и в тылу с общей бедой. Это подтверждение слов русской поэтессы Ольги Берггольц, «что никто не забыт и ничто не забыто»
Со временем, которое уносит от нас это событие, становится все труднее достучаться до детских сердец.
Некоторые дети спрашивают «А зачем нам об этом знать, ведь это было давно?»
Такие вопросы заставляют снова и снова переосмысливать свой подход к тому, как рассказать, как заинтересовать, как подобрать произведения, как быть услышанной.
Для того, чтобы заинтересовать этой темой мало 1-2 занятий. Нужен целый цикл мероприятий.
Мы начинаем разговор с вопроса ученикам о том, что знают о ВОв. Знают немного, а точнее, почти ничего.
Затем смотрит два небольших видеофильма. Один об основных сражениях ВОв, другой «Дети войны». После обсуждения фильмов ребята отвечают на вопросы теста «Что я знаю о Великой Отечественной войне?», где сразу видны результаты.
Далее мы знакомимся с поэзией о Вов. Ребята сами выбирают стихотворения и выразительно читают их на занятии.
Для того, чтобы познакомиться с современной прозой о войне, я приняла участие во всероссийском вебинаре на учебно-методическом портале «Современная российская и переводная литература о войне в практике учителей словесности и школьных библиотекарей»
Надо сказать, было очень познавательно.
Но, заинтересовали меня конкретные произведения. Сначала прочитала их сама, к сожалению, лишь в интернете. Потом некоторые из них добавила в список тех, о которых хочу рассказать ребятам, познакомить с историями их ровесников в военное время.
Понятно, что у нас в арсенале практически нет современных писателей, рассказывающих о войне. В библиотеках, как правило, серия книг С. Алексеева «Великие битвы Великой Отечественной войны», «900 дней мужества» Воскобойникова, «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева и другие.
Несколько лет назад в библиотечном фонде появилась книга «Непобедимые» о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Об этих книгах мы всегда рассказываем на тематических мероприятиях и рекомендуем их прочтению.
Я решила составить новый рекомендательный обзор и поделилась своей презентацией с ребятами.
Прежде всего, представила книги, которые были созданы учениками и учителями нашей школы.
«Блокадная тетрадь», Сборник воспоминаний малолетних узников фашистских лагерей, «Мама, девочка с Васильевского острова», «Герои Советского Союза в судьбе Озерска».
К сожалению, нет возможности выдать на дом эти издания, так как их, как правило, 2-3 экземпляра. Поэтому ребята знакомятся с ними на занятии. Что-то читаем вслух. Обсуждаем.
Такие книги вызывают неподдельный интерес. Ведь они сделаны здесь, у нас, знакомыми учителями, учениками.
После разговора об этих книгах, ребята уже по-другому воспринимают «время».
Оказывается, у нас в городе есть люди, которые были участниками тех страшных событий: фронта, блокады, тыла…. Оказывается, это было не так давно.
Предлагаю ребятам обратиться к истории своей семьи.
Узнать про бабушек и дедушек, о их жизни во время Великой Отечественной войны. Потом они делятся своими рассказами. Почти каждому есть, что рассказать.
Дальше разговор идет о книгах, которые представляет современная литература о войне. В этом году удалось приобрести несколько изданий.
Предлагаю ученикам просмотр презентации с аннотациями к книгам: Л. Никольская «Должна остаться живой», С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война», Э. Веркин «Облачный полк», Е. Коровина «У Леки большие щеки», О. Громова «Сахарный ребенок», О. Колпакова «Полынная ёлка», М. Ботева «Сад имени Т.С.», Н. Волкова «Разноцветный снег».
Эти произведения, понятны ребенку-читателю (место действия абстрактно, типично, персонажи похожи на ребят-ровесников из соседнего двора, мысли, чувства и переживания, поступки героев совпадают с мироощущением их сверстников той же эпохи, и часто — с мировосприятием детей и подростков во все времена, решающих сходные проблемы)
Литература обращена к прошлому в традиционной повести о детстве;
в теме ВОв – герой-рассказчик – обобщенный образ уже прадедушки или прабабушки, их друзей и ровесников;
воспоминания о военном детстве.
После ознакомления с произведениями, раздаю заранее подготовленный список литературы, предложенный к прочтению. Следующее занятие, уже обсуждение книг.
Итоговым мероприятием цикла является сочинение.
В результате цикла подобных мероприятий дети узнают о тех трагических страницах истории нашей страны в понятном для них формате. Кроме того, знакомство с литературой о Великой Отечественной войне затронет душевную сферу личности, заинтересует «миром детства» военной поры
После ознакомления с произведениями, раздаю заранее подготовленный список литературы, предложенный к прочтению. Следующее занятие, уже обсуждение книг.
Итоговым мероприятием цикла является сочинение.
В результате цикла подобных мероприятий дети узнают о тех трагических страницах истории нашей страны в понятном для них формате. Кроме того, знакомство с литературой о Великой Отечественной войне затронет душевную сферу личности, заинтересует «миром детства» военной поры
Список литературы:
1.Веркин Э.- Облачный полк.-М.:КомпасГид,2019.-296с.
2.Громова О. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской.-М.: КомпасГид,2022 – 160с.
3.Ботева М.- Сад имени Т.С.– М.:КомпасГид,2018-16-с.
4.Коровина Е.- У Лёки большие щеки.- М.: Никея.-32с.
5.Карасёва В. – Кирюшка.- СПб;Москва: Речь,2019.- 64 с.
6.Колпакова О. Полынная ёлка.-М.:КомпасГид,2018 – 88с.
7.Кудрявцева Т.- Маленьких у войны не бывает: сборник.- СПб;Москва: Речь,2022.-320 с.
8.Никольская Л. Должна остаться живой: повесть.-Москва.:Речь,2021.-256с.
9.Олефир С. – Когда я был маленьким, у нас была война.-М.:КомпасГид,2019.-152с.
10.Три повести о войне: Мария Ботева, Наталия Волкова, Ольга Колпакова.-М.: КомпасГид,2022 – 448с.
4