Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

1
0
Материал опубликован 20 October

Технологическая карта открытого педагогического мероприятия по развитию речи.

Старшая группа.

Воспитатель: Некрылова А.П.

Тема занятия:

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Образовательная технология:


«Ситуация», Л.Г. Петерсон, адаптированная для дошкольного возраста.

Культурная практика:

Коммуникативная, игровая.

Культурно-смысловой контекст

Приобретение навыка игрового взаимодействия в процессе освоения темы.

Цель:

Продолжать осваивать многозначность слов в процессе знакомства с рассказом Н.Носова.

Задачи:


Обучающие:

-совершенствовать и систематизировать знания о значениях слов и их многозначности;

-формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова;

-формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины,

продолжать работу по уточнению источника информации.

Развивающие:

-упражнять детей в назывании одежды из определенных материалов, образовании прилагательных от существительных.

-развивать мыслительную познавательную активность через игровые ситуации;

-активизировать в речи детей прилагательные и существительные, обогащать словарный запас по теме.

Воспитательные: воспитывать интерес к книгам, как к источнику знаний.

Оборудование:

Мяч, юла со стрелкой, три конверта с загадками, книга Н.Носова «Живая шляпа».

ИКТ, интерактивная игра https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-russkie-narodnye-2 «Русские народные загадки».

Литература:

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. -144с.

2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-5-е изд. (инновационное), испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ,2019.-336. С.-260-278.

3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред.О.С. Ушаковой. ;- е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с. (Развиваем речь).

4. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть. Старшая группа. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2018.-144 с.

Этапы работы:

Деятельность педагога, примеры работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

Приветствие педагога.

Зачитывает отрывок из стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром» с изменением в конце

-Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало,

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось,

Над кустом взлетела птица…

-И нам просто не сидится,

Мы с хорошим настроеньем

Завершаем стихотворенье.

Дидактическая игра «Какая одежда?»

Дидактическая задача: упражнять детей в назывании одежды из определенных материалов, образовании прилагательных от существительных.

Игровое действие: определение, называние.

Игровое правило: говорит тот, у кого мяч.

Педагог бросает мяч ребенку и предлагает ответить на вопросы:

-Одежда из кожи (какая?) -…кожаная,

Из шерсти…(шерстяная),

Из ситца…(ситцевая),

Из шелка…(шелковая),

Изо льна…(льняная).

Из хлопка..( хлопковая).

Какие бывают платья?

Какие бывают брюки?

Какие бывают шляпы?

Коммуникативная

Дети эмоционально настраиваются на взаимодействие с педагогом.









Дети ловят мяч. Поймавший мяч ребенок отвечает на вопрос педагога и возвращает мяч ему.

Открыты новому.

Эмоционально отзываются на

средства художественной литературы.

Проявляют умение слышать других.






Умеют подбирать подходящие по смыслу слова.

Умеют взаимодействовать и общаться с партнерами.

Умеют подчиняться игровым правилам.

Достаточно хорошо владеют устной речью.


2. Актуализация знаний и умений

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей;

2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, сообразительность, память.

Дидактическая игра «Головные уборы»

Игровое действие: определение, называние.

Игровое правило: говорит тот, кто узнал предмет.

Педагог достает коробку со значком «Головные уборы»:

- Ребята, нам в группу передали коробку с головными уборами, вот список вложений, давайте их рассмотрим. Педагог зачитывает название из списка, предлагает детям отыскать необходимый экземпляр и рассказать все, что они знают о предмете: из какого материала сделан, в какое время года носят, для чего нужен. Педагог зачитывает названия:

-Панамка, кепка, шапка, косынка, шляпка женская, шляпа мужская.

Коммуникативная

Дети включаются в игровой сюжет, выполняют игровые действия.


Находятся в игровом сюжете.

Владеют устной речью, могут выражать свои мысли. Соотносят задачу и способ решения.

Обладают развитым воображением.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию поиска решения затруднения;

2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Педагог обращает внимание детей на список:

- Ребята, здесь еще указан один предмет «Живая шляпа». А как так может быть?

Разве может быть шляпа живой?

Как вы думаете?

Как нам быть?

Что нужно сделать, если что-то не знаешь?

Как можно получить информацию?






Коммуникативная

Ребята обсуждают, высказывают свое мнение.







Осознание затруднения: дети не совсем понимают значение слова.

Перечисляют способы получения информации.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) продолжать знакомить с многозначностью слов;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации.

Педагог поводит детей к принятию решения «Прочитать об этом в книге»:

-Ребята, в нашем книжном уголке находится книга веселых рассказов Н.Носова, один рассказ так и называется «Живая шляпа», давайте я его прочитаю, а вы послушаете и поищете ответ на вопрос, что же это за живая шляпа такая?

Чтение рассказа педагогом.

Вопросы по содержанию рассказа.

Акцентный вопрос: почему ребята назвали шляпу живой?

Педагог проводит интерактивную игру:

- Ребята, как видите, наш русский язык очень своеобразный, и в нем много интересного и сейчас мы проверим, вашу смекалку, сможете ли вы разгадать настоящий смысл слова, который спрятан в отгадке на русские народные загадки.

Интерактивная игра https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-russkie-narodnye-2 «Русские народные загадки».

Коммуникативная

Дети слушают рассказ, обсуждают содержание, отвечают на вопросы.








Объясняют причину.


Дети принимают условия игры, работают с экраном. Слушают текст загадки, находят на картинке правильный ответ и щелкают по нему мышкой.

Эмоционально переживают радость открытия, закрепления способа получения информации.

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым.






Умеют организовывать и планировать свои действия со сверстниками.

Умеют анализировать, выделять главное, делать выводы.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Педагог ставил юлу с указателем и выкладывает три конверта на стол:

- Ребята, если мы справились с такой трудной ситуацией, нас можно назвать знатоками, и сейчас мы с вами поиграем в игру знатоков.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Игровое действие. Определение, называние, пояснение.

Игровое правило: раскрутить волчок, отвечает тот, на кого указывает стрелка.

1 загадка:

- Под соснами, под елками,

Ползет мешок с иголками.

(Еж.)

2 загадка:

-Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

( Ель.)

3 загадка:

- Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят.

(Еж).

Педагог подводит итог игры и дарит юлу ребятам в речевой уголок.

Коммуникативная



Дети включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадки, объясняют ответы.



Проявляют

любознательность, развитое воображение.

Умеют анализировать, доказывать, объяснять.

6. Осмысление

Педагог организует рефлексивную деятельность.

Вопросы педагога:

-Что вы нового узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

- Кто запомнил название рассказа?

-Почему шляпу назвали живой?

-Где вы нашли ответ?

-Что вы расскажите дома?

Переход в другую деятельность.

Коммуникативная

Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось на занятие, что заинтересовало, что было трудным.

Способны адекватно оценивать результаты своей деятельности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.