Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
Технологическая карта открытого педагогического мероприятия по развитию речи.
Старшая группа.
Воспитатель: Некрылова А.П.
Тема занятия: | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» | ||
Образовательная технология: | «Ситуация», Л.Г. Петерсон, адаптированная для дошкольного возраста. | ||
Культурная практика: | Коммуникативная, игровая. | ||
Культурно-смысловой контекст | Приобретение навыка игрового взаимодействия в процессе освоения темы. | ||
Цель: | Продолжать осваивать многозначность слов в процессе знакомства с рассказом Н.Носова. | ||
Задачи:
| Обучающие: -совершенствовать и систематизировать знания о значениях слов и их многозначности; -формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова; -формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины, продолжать работу по уточнению источника информации. Развивающие: -упражнять детей в назывании одежды из определенных материалов, образовании прилагательных от существительных. -развивать мыслительную познавательную активность через игровые ситуации; -активизировать в речи детей прилагательные и существительные, обогащать словарный запас по теме. Воспитательные: воспитывать интерес к книгам, как к источнику знаний. | ||
Оборудование: | Мяч, юла со стрелкой, три конверта с загадками, книга Н.Носова «Живая шляпа». ИКТ, интерактивная игра https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-russkie-narodnye-2 «Русские народные загадки». | ||
Литература: | 1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. -144с. 2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-5-е изд. (инновационное), испр. и доп.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2019.-336. С.-260-278. 3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред.О.С. Ушаковой. ;- е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с. (Развиваем речь). 4. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть. Старшая группа. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2018.-144 с. | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Введение в ситуацию | Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Приветствие педагога. Зачитывает отрывок из стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром» с изменением в конце -Ранним утром солнце встало, Поднялось и запылало, Все уснувшее проснулось, Отряхнулось, встрепенулось, Над кустом взлетела птица… -И нам просто не сидится, Мы с хорошим настроеньем Завершаем стихотворенье. Дидактическая игра «Какая одежда?» Дидактическая задача: упражнять детей в назывании одежды из определенных материалов, образовании прилагательных от существительных. Игровое действие: определение, называние. Игровое правило: говорит тот, у кого мяч. Педагог бросает мяч ребенку и предлагает ответить на вопросы: -Одежда из кожи (какая?) -…кожаная, Из шерсти…(шерстяная), Из ситца…(ситцевая), Из шелка…(шелковая), Изо льна…(льняная). Из хлопка..( хлопковая). Какие бывают платья? Какие бывают брюки? Какие бывают шляпы? | Коммуникативная Дети эмоционально настраиваются на взаимодействие с педагогом. Дети ловят мяч. Поймавший мяч ребенок отвечает на вопрос педагога и возвращает мяч ему. | Открыты новому. Эмоционально отзываются на средства художественной литературы. Проявляют умение слышать других. Умеют подбирать подходящие по смыслу слова. Умеют взаимодействовать и общаться с партнерами. Умеют подчиняться игровым правилам. Достаточно хорошо владеют устной речью. |
2. Актуализация знаний и умений | Дидактические задачи: 1) актуализировать знания детей; 2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, сообразительность, память. Дидактическая игра «Головные уборы» Игровое действие: определение, называние. Игровое правило: говорит тот, кто узнал предмет. Педагог достает коробку со значком «Головные уборы»: - Ребята, нам в группу передали коробку с головными уборами, вот список вложений, давайте их рассмотрим. Педагог зачитывает название из списка, предлагает детям отыскать необходимый экземпляр и рассказать все, что они знают о предмете: из какого материала сделан, в какое время года носят, для чего нужен. Педагог зачитывает названия: -Панамка, кепка, шапка, косынка, шляпка женская, шляпа мужская. | Коммуникативная Дети включаются в игровой сюжет, выполняют игровые действия. | Находятся в игровом сюжете. Владеют устной речью, могут выражать свои мысли. Соотносят задачу и способ решения. Обладают развитым воображением. |
3. Затруднение в ситуации | Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию поиска решения затруднения; 2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины. Педагог обращает внимание детей на список: - Ребята, здесь еще указан один предмет «Живая шляпа». А как так может быть? Разве может быть шляпа живой? Как вы думаете? Как нам быть? Что нужно сделать, если что-то не знаешь? Как можно получить информацию? | Коммуникативная Ребята обсуждают, высказывают свое мнение. | Осознание затруднения: дети не совсем понимают значение слова. Перечисляют способы получения информации. |
4. Открытие нового знания | Дидактические задачи: 1) продолжать знакомить с многозначностью слов; 2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации. Педагог поводит детей к принятию решения «Прочитать об этом в книге»: -Ребята, в нашем книжном уголке находится книга веселых рассказов Н.Носова, один рассказ так и называется «Живая шляпа», давайте я его прочитаю, а вы послушаете и поищете ответ на вопрос, что же это за живая шляпа такая? Чтение рассказа педагогом. Вопросы по содержанию рассказа. Акцентный вопрос: почему ребята назвали шляпу живой? Педагог проводит интерактивную игру: - Ребята, как видите, наш русский язык очень своеобразный, и в нем много интересного и сейчас мы проверим, вашу смекалку, сможете ли вы разгадать настоящий смысл слова, который спрятан в отгадке на русские народные загадки. Интерактивная игра https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-russkie-narodnye-2 «Русские народные загадки». | Коммуникативная Дети слушают рассказ, обсуждают содержание, отвечают на вопросы. Объясняют причину. Дети принимают условия игры, работают с экраном. Слушают текст загадки, находят на картинке правильный ответ и щелкают по нему мышкой. | Эмоционально переживают радость открытия, закрепления способа получения информации. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым. Умеют организовывать и планировать свои действия со сверстниками. Умеют анализировать, выделять главное, делать выводы. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка. | Педагог ставил юлу с указателем и выкладывает три конверта на стол: - Ребята, если мы справились с такой трудной ситуацией, нас можно назвать знатоками, и сейчас мы с вами поиграем в игру знатоков. Дидактическая игра «Угадай слово» Игровое действие. Определение, называние, пояснение. Игровое правило: раскрутить волчок, отвечает тот, на кого указывает стрелка. 1 загадка: - Под соснами, под елками, Ползет мешок с иголками. (Еж.) 2 загадка: -Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. ( Ель.) 3 загадка: - Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Еж). Педагог подводит итог игры и дарит юлу ребятам в речевой уголок. | Коммуникативная Дети включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадки, объясняют ответы. | Проявляют любознательность, развитое воображение. Умеют анализировать, доказывать, объяснять. |
6. Осмысление | Педагог организует рефлексивную деятельность. Вопросы педагога: -Что вы нового узнали? -Что вам понравилось больше всего? - Кто запомнил название рассказа? -Почему шляпу назвали живой? -Где вы нашли ответ? -Что вы расскажите дома? Переход в другую деятельность. | Коммуникативная Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось на занятие, что заинтересовало, что было трудным. | Способны адекватно оценивать результаты своей деятельности. |