12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Смалькова Ирина Викторовна87 Россия |
Урок «Н.Н.Носов «Живая шляпа»»
Цели:
- Ознакомить детей с рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.
- Развивать навык чтения про себя и вслух;
- Развивать память, внимание.
- Прививать интерес к чтению.
1. Оргмомент.
Итак, друзья, начнём урок
Затей у нас большой мешок
А для кого они? Для вас.
Я знаю, любите вы игры
Загадки, песни, сказки,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые книги!
- Постановка, цель урока.
-Ребята, начнем урок с выполнения упражнений, способствующих развитию техники чтения.
2. Разминка.
1 Артикуляционная гимнастика.
2. Работа со скороговоркой.
У Капы на пол упала шляпа.
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте скороговорку быстро.
- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.
- Прочитайте скороговорку обиженно.
3. Чтение слоговой таблицы (Снизу вверх)
А | Е | И | О | У | Ы | Ю | Я |
Бак | Без | Бид | Боч | Бум | Бык | Бюр | Бяз |
Вар | Вес | Виз | Вод | Вуз | Выз |
| Вял |
Газ | Гер | Гид | Год | Гус |
| Гюл | Гяу |
Дар | Дел | Див | Долг | Душ | Дым | Дюн | Дяд |
Жар | Жел | Жим | Жот | Жук |
| Жюр |
|
Зар | Зем | Зим | Зол | Зуб | Зыб |
| Зяб |
Кар | Кем | Кин | Кол | Куб | Кыш | Кюр | Кям |
Лак | Лес | Лис | Лом | Луг | Лыж | Люк | Ляг |
Мак | Меч | Мир | Моч | Мух | Мыл | Мюз | Мяч |
Наг | Нез | Ник | Нор | Нуд | Ныр | Нюр | Нян |
Пар | Пес | Пил | Пол | Пур | Пыл | Пюр | Пят |
Рам | Речь | Рис | Род | Рук | Рын | Рюм | Ряб |
Сад | Сер | Сиг | Сом | Сук | Сыр | Сюр | Сяд |
Так | Тез | Тип | Топ | Туз | Тыч | Тюл | Тяж |
Фае | Фес | Финн | Фор | Фуд | Фыр | Фюз |
|
Хар | Хек | Хищ | Хор | Худ |
|
|
|
Цап | Цек | Цир | Цок | Цуп | Цып |
|
|
Чащ | Чер | Чип |
| Чук |
|
|
|
Шап | Шес | Шиф | Шов | Шуб |
| Шют |
|
Щав | Щел | Щип |
| Щуб |
|
|
|
3.Создание проблемной ситуации. (мотивация)
Читает стихотворение, держа в руках шляпу.
Шляпа- лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком сете выручает
И быть модной помогает.
От дождя и ветра спрячет,
Пожелает нам удачи!
- О чем данное стихотворение?
- А кто из вас знает, что такое шляпа?
- А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)
4. Новый материал.
-Пришла пора познакомиться с произведение, которое будем читать на уроке.
- Возьмите листочки, зачеркните букву “ь”, составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведение, которое мы сегодня будем читать.
НьиькьоьльаьйьНиькььоьльаьеьвьиьчьНьосьов
“ Жьиьвьаьяььшььльяьпьаь”
1. Слово об авторе.
В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Не забывайте читать эти книги! Кто из вас знаком с рассказом «Живая шляпа»?
– Как вы думаете, шляпа может быть живой? Сегодня мы об этом узнаем.
2. Словарная работа.
Плюх-ну-лось
Со- скольз-ну-ли
Под-прыг-нет
Рас-кра-ши-ва-ли
При-от-кры-ли
- Прочитайте хором слова и объясните их значения.
Рассмотрите рисунок
Обьясните значение слов комод и кочерга. Работа с толковым словарем.
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).
Иллюстрация в учебнике стр.55.
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.
5. Работа с текстом.
Чтение текста по абзацам и ответы на вопросы.
Вопросы:
- Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что он делал в начале рассказа?
Вопросы:
- Как звали мальчиков героев этого рассказа?
Вопросы:
- Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).
- А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).
Вопросы:
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Что происходило со шляпой?
Вопросы:
- Какое чувство появилось у ребят?
- Что предложил Вадик?
Вопросы:
- Что предложил Володя?
- Кто попал картошкой в шляпу?
Вопросы:
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
- Смешной или грустной показалась эта история?
- Какие чувства вы испытали?
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала.– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
- Работа с иллюстрациями на с. 55 и с. 56.
– Художник создал 2 картинки, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
– Как вы думаете на рис (стр 56) , кто из ребят – Вадик, а кто– Володя?
Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на первой и второй картинках.
- Выбрать пословицу к тексту.
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
«У страха глаза велики»
«Волков бояться - в лес не ходить»
-Можно ли этой пословицей обозначить основную мысль этого рассказа?
Игра “Блицопрос”.
– Скажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?( Вадику)
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?( в шляпу)
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
8. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто автор?
- Почему шляпа оказалась живой?
- Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Рефлексия
-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?
(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)
Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.
-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя , как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко подбросьте шляпу.
Высказывают свои варианты ответов.
9. Домашнее задание:
Выразительное чтение текста, подготовка к чтению по ролям.