12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдова Ольга Петровна37

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Соликамск, Пермский край

Урок: чтение

Тема: Н.Носов. «Живая шляпа» (2 урок)

Учитель начальных классов: Ольга Петровна Давыдова

Класс: 3

Цели урока: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана  для  пересказа 

Задачи

Образовательные:

продолжить работу над произведением;

формировать умения определять и анализировать композицию произведения;

анализировать характер и поступки героев;

составлять план рассказа;

совершенствовать навыки выразительного чтения.

Корекционно-развивающие:

развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование:

       ● портрет писателя Н.Н.Носова

       ● выставка книг писателя

       ● презентация

       ● дифференцированные задания на карточках

       ● карточки с пословицами, предметные картинки

Ход урока:

I Оргмомент. Психологический настрой 1слайд

 Добрый день, уважаемые гости!

Мы очень рады видеть вас в нашей школе.

ребята как много гостей к нам пришло

посмотрите друг на друга, улыбнитесь

у нас всё будет хорошо

начнём наше мероприятие с правила красивой речи

(Дети говорят правила красивой речи)

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

громко, четко говорим,

потому что не спешим.

II Разминка

Ребята, а для того, чтобы чётко говорить сделаем гимнастику для языка.

( выполняет у доски ученик)

Жил - был язычок.

Рано утром он проснулся, потянулся

(потянуть к носу, вниз)

Почистил зубки

Попил из чашки чаю

Вышел на улицу, покатался с горки.

Вдруг поднялась сильная метель.

И наш язычок спрятался в домике.

Дыхательная гимнастика

Ребята, к нам на парты прилетели снежинки.

Давайте отправим их дальше путешествовать.

(На ладошке - снежинка. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинку – 2 снежинки. Затем резко сдуть сразу 2 снежинки).

Чистоговорка про зиму.
Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку о зиме (карточки у каждого).

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

III Разминка для глаз

IV Упражнение на внимание

 

Корректирующая проба.

- Внимание! Важное задание:

- Возьмите листочки, зачеркните букву “у”, составьте из оставшихся букв слова.

(фамилия имя отчество)

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов

“ Жуиувуауяуушуулуяупуау”

Догадались, кто это? 2 слайд

(Носов Николай Николаевич – назвать правило написание имен собственных)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. 3 слайд

Николай Николаевич Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас.

Кто являются главными героями его рассказов?

- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках.

-С каким произведением этого автора  мы познакомились на прошлом уроке? («Живая шляпа») 4 слайд

V Сообщение темы урока и целей урока

И сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».

Дома вы  его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой.  Двигалась – словно живая).

Составить слово из цифр (Васька) слайд 5

Кого в рассказе зовут Васькой?

VI Проверка понимания произведения.

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.

измените порядок букв и отгадайте слова (ин-но 2 ученика, карточки)

    натамок (комната)

    торкашка (картошка)

    дымок (комод)

    черогак (кочерга)

VII Словарная работа.

- Прочитайте хором слова и объясните их значения.

- Ребята, а что такое комод? Кочерга? (Ответы детей)
 

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом. 6 слайд
 

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). 7 слайд

8 слайд

Тряс-тись (от страха) – дрожать, бояться

Сос-ко-чить (с дивана) – спрыгнуть вниз

Швы-рять – бросать с силой

Фыр-кать – с шумом выпускать воздух

Плюх-ну-лось - тяжело упало

VIII Работа с трудными словами

В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе, (хоровое чтение)

9 слайд

Со- скольз-ну-ли

Под-прыг-нет

Рас-кра-ши-ва-ли

При-от-кры-ли

IX. Работа с текстом.

Прочитать рассказ выборочно.

Настрой: ответы на вопросы.

Назовите главных героев рассказа

– Как звали котёнка? (Васька)


носов
PPTX / 1.37 Мб

 

– Как звали мальчиков – героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)

 

 -Чем занимались ребята? (Играли)

– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)

– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)

Физминутка


Чтение 1 части про себя и по цепочке

Чем занимались дети?

Где сидел Васька?
где лежала шляпа?

Почему мальчики обернулись?

– О чём эта часть рассказа?

Чтение 2 части жужжащее

Что произошло дальше?

- Как нужно передать при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).

- А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).

Чтение 2 части по ролям

– О чём эта часть рассказа?

Чтение 3 части (вслух детьми)в паре

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Что происходило со шляпой?

Чтение по ролям

– О чём эта часть рассказа?

Чтение 4 части по цепочке

- Кто попал картошкой в шляпу?

- Кого увидели мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Что предположил Вадик?

По ролям

– О чём эта часть рассказа?

- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

- Смешной или грустной показалась эта история?

А сейчас следующее задание.

X Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.

 ( работа по вариантам, карточки)

к . м .д         В . в к .          В . д . к

ш. л .п.         кл . шк .          д . в .н

к . х н .        к . м . н . т .         к . р з. н.

к .т .н .к         к .р т . ф. ль   Н . с . в

X I Выборочное чтение ( по картинкам к рассказу) слайды

X I I Озаглавить части рассказа. Составление плана для пересказа.

(на доске)

Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)

– О чём 1часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)

– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)

– Как развивались события дальше?

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)

– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (“секрет” живой шляпы)

-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

План

   1. Котёнок играет.

   2. Испуг.

   3. Решение ребят.

   4. “Секрет” живой шляпы.

– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.

Смелые они мальчики или трусишки?

X I I I - Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков. 10 слайд

Береги нос в большой мороз.

У страха глаза велики.

Труд кормит, а лень портит.

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. (У страха глаза велики.)

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? 
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.


X IV. Итог урока. 11 слайд

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

- Как называется рассказ который мы читали?

– О чём этот рассказ?

- Почему шляпа оказалась живой?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

- Так смешной или страшный этот рассказ?
 

        Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Николаевича Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедится: все герои Н.Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству.

Литература

Интернет-ресурсы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.