Урок чтения для 3 класса «Н.Н. Носов "Живая шляпа"» (2 урок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Соликамск, Пермский край
Урок: чтение
Тема: Н.Носов. «Живая шляпа» (2 урок)
Учитель начальных классов: Ольга Петровна Давыдова
Класс: 3
Цели урока: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана для пересказа
Задачи
Образовательные:
продолжить работу над произведением;
формировать умения определять и анализировать композицию произведения;
анализировать характер и поступки героев;
составлять план рассказа;
совершенствовать навыки выразительного чтения.
Корекционно-развивающие:
развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование:
● портрет писателя Н.Н.Носова
● выставка книг писателя
● презентация
● дифференцированные задания на карточках
● карточки с пословицами, предметные картинки
Ход урока:
I Оргмомент. Психологический настрой 1слайд
Добрый день, уважаемые гости!
Мы очень рады видеть вас в нашей школе.
ребята как много гостей к нам пришло
посмотрите друг на друга, улыбнитесь
у нас всё будет хорошо
начнём наше мероприятие с правила красивой речи
(Дети говорят правила красивой речи)
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
громко, четко говорим,
потому что не спешим.
II Разминка
Ребята, а для того, чтобы чётко говорить сделаем гимнастику для языка.
( выполняет у доски ученик)
Жил - был язычок.
Рано утром он проснулся, потянулся
(потянуть к носу, вниз)
Почистил зубки
Попил из чашки чаю
Вышел на улицу, покатался с горки.
Вдруг поднялась сильная метель.
И наш язычок спрятался в домике.
Дыхательная гимнастика
Ребята, к нам на парты прилетели снежинки.
Давайте отправим их дальше путешествовать.
(На ладошке - снежинка. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинку – 2 снежинки. Затем резко сдуть сразу 2 снежинки).
Чистоговорка про зиму.
Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку о зиме (карточки у каждого).
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
III Разминка для глаз
IV Упражнение на внимание
Корректирующая проба.
- Внимание! Важное задание:
- Возьмите листочки, зачеркните букву “у”, составьте из оставшихся букв слова.
(фамилия имя отчество)
НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов
“ Жуиувуауяуушуулуяупуау”
Догадались, кто это? 2 слайд
(Носов Николай Николаевич – назвать правило написание имен собственных)
Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?
Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. 3 слайд
Николай Николаевич Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас.
Кто являются главными героями его рассказов?
- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках.
-С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? («Живая шляпа») 4 слайд
V Сообщение темы урока и целей урока
И сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».
Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
Составить слово из цифр (Васька) слайд 5
Кого в рассказе зовут Васькой?
VI Проверка понимания произведения.
(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)
– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.
измените порядок букв и отгадайте слова (ин-но 2 ученика, карточки)
натамок (комната)
торкашка (картошка)
дымок (комод)
черогак (кочерга)
VII Словарная работа.
- Прочитайте хором слова и объясните их значения.
- Ребята, а что такое комод? Кочерга? (Ответы детей)
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом. 6 слайд
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). 7 слайд
8 слайд
Тряс-тись (от страха) – дрожать, бояться
Сос-ко-чить (с дивана) – спрыгнуть вниз
Швы-рять – бросать с силой
Фыр-кать – с шумом выпускать воздух
Плюх-ну-лось - тяжело упало
VIII Работа с трудными словами
В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе, (хоровое чтение)
9 слайд
Со- скольз-ну-ли
Под-прыг-нет
Рас-кра-ши-ва-ли
При-от-кры-ли
IX. Работа с текстом.
Прочитать рассказ выборочно.
Настрой: ответы на вопросы.
Назовите главных героев рассказа
– Как звали котёнка? (Васька)
– Как звали мальчиков – героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)
-Чем занимались ребята? (Играли)
– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)
– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)
Физминутка
Чтение 1 части про себя и по цепочке
Чем занимались дети?
Где сидел Васька?
где лежала шляпа?
Почему мальчики обернулись?
– О чём эта часть рассказа?
Чтение 2 части жужжащее
Что произошло дальше?
- Как нужно передать при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).
- А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).
Чтение 2 части по ролям
– О чём эта часть рассказа?
Чтение 3 части (вслух детьми)в паре
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Что происходило со шляпой?
Чтение по ролям
– О чём эта часть рассказа?
Чтение 4 части по цепочке
- Кто попал картошкой в шляпу?
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Что предположил Вадик?
По ролям
– О чём эта часть рассказа?
- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
- Смешной или грустной показалась эта история?
А сейчас следующее задание.
X Игра “Восстанови слово”
– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.
( работа по вариантам, карточки)
к . м .д В . в к . В . д . к
ш. л .п. кл . шк . д . в .н
к . х н . к . м . н . т . к . р з. н.
к .т .н .к к .р т . ф. ль Н . с . в
X I Выборочное чтение ( по картинкам к рассказу) слайды
X I I Озаглавить части рассказа. Составление плана для пересказа.
(на доске)
Давайте вместе составим план рассказа.
Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)
– О чём 1часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)
– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)
– Как развивались события дальше?
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)
– Придумайте название этой части. (Испуг)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумайте название этой части. (“секрет” живой шляпы)
-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).
План
1. Котёнок играет.
2. Испуг.
3. Решение ребят.
4. “Секрет” живой шляпы.
– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.
Смелые они мальчики или трусишки?
X I I I - Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков. 10 слайд
У страха глаза велики.
Труд кормит, а лень портит.
-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. (У страха глаза велики.)
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
X IV. Итог урока. 11 слайд
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
- Как называется рассказ который мы читали?
– О чём этот рассказ?
- Почему шляпа оказалась живой?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Николаевича Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедится: все герои Н.Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству.
Литература
Интернет-ресурсы