12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трудинова Татьяна Николаевна33

Т.Н. Трудинова, учитель начальных классов

МАОУ "Школа-гимназия №1",

                                                                                                                    г. Краснокамск

Что подразумевается под «школьной эффективностью»?

Аннотация

Преобразования, происходящие во всех сферах жизни общества, определили новые направления образовательной политики, предъявляемые к качеству образования. Целью образования должны быть не только сведения о чем либо, так как полученные сведения быстро устаревают, но и все то, что связанно со способностью человека адаптироваться в современном обществе, умение применять полученные в разных областях знания и развитие способности мыслить, уметь реализовать собственные достижения.

П. Мортимор, известный английский педагог считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит перед собой новую образовательную цель - «формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми… в достаточной мере «вооруженный» знаниями, толерантный и социально ориентированный».

Несмотря на столь очевидную зрелость метапредметной концепции, она с трудом входит в практику отечественной школы, возникает вопрос эффективности качественного образования. Программа организации профориентационной работы на этапе начального образования дает возможность повысить «школьную эффективность».

Ключевые слова: метапредмет, профподготовка, исследовательская деятельность, профессиональные пробы.

Цель: передача опыта для дальнейшего его использования по созданию необходимых условий, способствующих обретению учениками уверенности в постоянно изменяющемся мире, их личностному и профессиональному самоопределению на пути к достижению успеха.

Закройте глаза и попытайтесь ответить на знаменитый вопрос, который взрослые так часто задают детям: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», представьте свою детскую мечту…Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Воплотили ли в жизнь свою мечту? Выбор профессии относится к одному из важных жизненных решений. Эта тема актуальна всегда.

Какие факторы влияют на выбор профессии? Вот некоторые из них, наиболее актуальные, на мой взгляд: знания о профессиях и их востребованность; склонности (интересы, мотивы); способности и физическое здоровье; уровень притязаний и самооценка; мнение родителей и сверстников; личный профессиональный план.)

Чтобы ребенок сделал выбор во взрослой жизни осознанно, его надо познакомить с широким кругом профессий. В системе работы учителей начальной школы профориентационная работа, как правило, имеет эпизодический характер, методических разработок для младших школьников, практически, нет. Именно поэтому возникла необходимость разработать программу организации профориентационной работы на этапе начального образования, отвечающую требованиям ФГОС второго поколения.

Ее целью является пропедевтическая подготовка младших школьников к выбору профессии.

Для реализации этой цели определен ряд задач:

расширение интересов и способностей детей в учебном процессе; увеличение первоначальных представлений о значении труда в жизни людей, о мире профессий;

предоставление возможности учащимся «окунуться в различные профессии»;

повышение мотивации к учебе и труду;

выявление индивидуальных особенностей в развитии способностей ребенка;

развитие творческих способностей детей в рамках знакомства с профессиями;

побуждение школьников к выработке собственных способов продуктивной деятельности, приобретению опыта общения, самооценке.

Данные задачи решаются в течение всего периода обучения в начальной школе и имеют одинаковое значение для достижения цели.

Программа «Поговорим о разных профессиях» представляет собой четыре тесно связанных между собой блока:

Исследовательская деятельность;

Профессиональные пробы (уникальная возможность познакомиться с профессией самим, узнать ее особенности).;

Внеурочная деятельность;

Краткосрочные курсы по некоторым профессиям.

Содержательный и технологический аспекты программы

Их пронизывают: где-то в большей, где-то в меньшей степени использование:

информационных технологий;

исторические аспекты;

коммуникативный аспект;

экологический аспект.

Одним из наиболее удачных моментов, получившим высокую оценку и среди детей, и среди родителей является «Детская инновационная двуязычная студия «Сам себе режиссер»

Стоит только внимательно проанализировать ценностные приоритеты детей и становится ясно, что сегодня телевидение может стать основой для моделирования межличностных и общественных отношений в условиях, которые максимально приближены к действительности.

Интересным для ребят показался курс

«Самое время «бить в набат» (Давно забытые профессии)

В современном мире становится все сложнее найти свое место в мире профессий. Обратиться к опыту наших дедов и прадедов – уникальная возможность стать востребованным. Профессия пимоката - настоящий хэнд-мэйд. Причем сделанная своими руками обувь не имеет аналогов в мире, тем самым становится все более популярной. Это значит, что данная профессия будет востребована еще долго, не говоря уже о целебных свойствах войлочной обуви.

В рамках исследовательской деятельности я считаю интересными работы:

«Соли Пермского моря»

История нашего края всегда интересовала и будет интересовать всех, кто здесь живет и не только. А природные богатства региона разве не повод для гордости его жителей?! Только не всем и не всегда понятно, как появились эти минералы, где они добываются и производятся и тем более как они выглядят.

На основе полученных нами данных подготовлена интерактивная карта солей Пермского моря и полученных из них кристаллов для емкого и наглядного представления результатов проведенного исследования.

Наша карта поможет все это узнать. Например, увидеть, где расположено одно из крупнейших месторождений поваренной соли и какой она может быть, где добывают медные руды и какие красивые кристаллы медного купороса получаются, где производят азотные удобрения и насколько разными могут быть кристаллы из солей аммония.

«Съедобные батарейки»

Одним из самых популярных видов экологической активности сегодня является сбор батареек. Мы решили пойти дальше и создать экологически безопасные фруктовые батарейки (прародители всех нынешних батареек, итальянский физик Александр Вольт, в 1800 году).

Так же мы реализуем профессиональные пробы

«Парфюмерия своими руками».

Приготовление духов из растений – один из способов использования натуральной красоты. Люди издавна мечтали сохранить приятные им запахи природы. Несмотря на это, парфюмеры постоянно находятся в поисках все нового аромата. А как аромат розы или пиона, или какого-либо другого растения попадает во флакон с духами? Исследование этого вопроса стало целью нашего следующего исследования «Парфюмерия своими руками».

Ребята получили непосредственное представление о тонкостях и нюансах работы парфюмера, разных способах получения эфирного масла из растений (вытяжка, отжим, дистилляция и наиболее редкий из-за дороговизны – анфлераж).

В ходе проведения пробы удалось получить вытяжку эфирных масел из лепестков роз и хризантем; путем метода отжима получили эфирные масла из кожуры цитрусовых; на основе полученных эфирных масел составили парфюмерную композицию; самостоятельно приготовить духи на основе полученных эфирных масел.

Выводы:

В рамках реализации данной программы все дети получают возможность сформировать свой собственный индивидуальный образовательный маршрут в среднем звене, пробуя себя в разнообразных видах деятельности и «примеряя» на себя разные профессии: режиссер, оператор, сценарист, мастер по изготовлению кукол, художник-мультипликатор, пимокат, химик, инженер-технолог, парфюмер, физик…

На выбор профессии влияют многие факторы, главными из которых являются:

Представление о профессии;

Удачная или неудачная проба в профессии;

Возникший интерес к деятельности.

Апробация программы уже дала положительные результаты: повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные виды деятельности. Учащиеся ежегодно участвуют в творческих выставках, фестивалях, проектно-исследовательских конференциях (районный конкурс проектных и исследовательских работ «Все обо всем», открытых краевых конкурсах проектно-исследовательских работ учащихся 1-5 классов «Мой первый шаг в науку», Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»), занимая призовые места.

Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». Мы с вами счастливые люди! Поможем и нашим детям быть счастливыми!

Список литературы:

Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64с.

Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека , 2016. – 80с.



+






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.