12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»
1

Методические рекомендации на тему «Что такое кластер»

Что такое кластер

Ассоциации лежат в основе и такого педагогического приема, как кластер. Технология «кластер» (англ.: cluster – кисть, пучок, гроздь) была придумана и описана в 70-х годах прошлого века Габриэле Л. Рико, учительницей немецкого происхождения, проживающей в США. С помощью этой технологии она пыталась помочь школьникам, которые испытывали трудности в составлении письменных текстов.

Кластер как педагогический прием применим, когда отдельный ученик, группа или класс находятся в процессе поиска идеи, когда необходимо графическое, наглядное изображение мысли. Для этого на чистом листе бумаги нужно написать ключевое понятие и обвести его кружком или овалом. Вокруг этого ключевого понятия записываются ассоциации, которые спонтанно, без долгих размышлений приходят на ум. Они тоже заключаются в кружки и соединяются линиям с ключевым понятием и/или друг с другом. Сами эти ассоциации тоже становятся ключевыми понятиями, и к ним тоже подбираются ассоциации. Так на основе первоначального ключевого понятия выстраивается цепочка ассоциаций, или ассоциативная сеть. Это и есть кластер, который в дальнейшем может послужить отправной точкой для написания текстов.

Составление кластера

Практическая ценность кластеров кроется в основной цели их применения: они используются для того, чтобы снять у учеников блокаду, снизить страх, разрушить барьер перед письменными заданиями – сочинениями, эссе и др.

Свободные, нерегулируемые ассоциации повышают мотивацию обучающихся, стимулируют их желание выражаться письменно. При составлении кластера у обучающихся активизируются известные им языковые шаблоны, выражения, клише, пословицы и поговорки, они без особого напряжения и без страха получить плохую отметку находят оригинальные идеи.

Данный педагогический прием является основной формирования критического мышления школьников и может успешно применяться уже в начальной школе для составления устных рассказов.

Метод свободных ассоциаций (в психоанализе) – процедура изучения бессознательного. Пациент свободно говорит обо всем, что ему приходит на ум, будь то абсурдные, бессмысленные или даже непристойные вещи.

Выражение «свободная ассоциация» при составлении кластера обозначает, что без особых раздумываний, без контроля, без цензуры ученик записывает все, что приходит ему в голову.

Технология кластеров позволяет в полной мере задействовать нелинейное, радиальное мышление. Благодаря молниеносно возникающим ассоциациям, в многообразии которых невольно и, как правило, неожиданно проявляются какие-то примеры, образцы, эталоны, задействуется и развивается образное мышление. Появляющийся в процессе свободного ассоциирования буквально из хаоса кластер не только открывает перед нами многообразие идей и мыслей, но и может оцениваться как отражение жизненного опыта наших обучающихся.

При работе над кластером вполне допустимо, что ученик может приступить к написанию текста, не имея еще четких ответов на вопросы: Что? Где? Когда? Кто? Как?

На что следует обращать внимание при составлении кластера

Ядром, центром кластера может быть слово, предложение, метафора, какое-нибудь выражение. Оно пишется в середине чистого листа и обводится кружочком.

Спонтанные идеи (без цензуры, без долгих размышлений) следует писать вокруг ядра и тоже обводить кружочками. Их также нужно соединить линиями с ядром – ключевым понятием или между собой.

С каждым новым словом может появиться и новое ядро, служащее стимулом для появления новых ассоциаций. Так возникают ассоциативные цепочки или сети.

Работа по составлению кластера завершается, когда заканчиваются идеи и никакие ассоциации больше не приходят в голову. При взгляде на изображение кластера какая-то фраза или какое-то слово могут показаться наиболее важными, значимыми. Этот фрагмент и поможет раскрыть в тему.

Потом пишется текст по этой теме, причем жанр этого текста заранее оговаривать не обязательно.

В идеале в тексте должны быть использованы все слова и выражения из кластера.

Советы учителю

Тема для кластера должна мотивировать учеников.

Тема для кластера не должна быть слишком сложной, должна быть известной и понятной ученикам.

Если кластер составляет вся группа или класс, то записывайте все идеи учащихся, не комментируя их, не ограничивая количество идей и связей.

Можно помочь учащимся при создании кластера, задавая наводящие вопросы.

Целесообразно после групповой работы по составлению кластера предложить учащимся составить кластер индивидуально или работая в парах (тройках).

Примерное время для сбора ассоциаций: 7 минут.

Время для написания текста: 10 минут.

Давать комментарии к текстам и выставлять за них отметки не обязательно.

При составлении кластера не стоит обращать внимание на орфографию, пунктуацию, оформление текста и другие факторы, «парализующие» творческий порыв учеников.

Преимущества приема «Кластер»

Кластер позволяет повышать мотивацию обучающихся. Кластеры целесообразно использовать в мотивационной фазе урока, при введении в тему.

Кластеры позволяют снижать и даже преодолевать блокады и барьеры в обучении.

Кластеры позволяют определить и активизировать фоновые знания, имеющиеся у обучающихся по теме (словарь, знание по какой-то теме, структурирование темы).

Прием строится на использовании креативного потенциала учеников.

Этот прием используется как предварительная структуризация темы.

Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).

От учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы.

Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников.

Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.

Применение кластеров основано на использовании креативного потенциала учеников. Этот педагогический прием может быть применен для предварительного структурирования темы урока.

Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).

При реализации данного педагогического приема от учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы. Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников. Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Как составляется кластер?

Чем кластер отличается от ассоциограммы?

Где, по вашему мнению, целесообразнее применять технологию «кластер»: на уроке или во внеурочной деятельности?

Перечислите основные требования к составлению кластера.

Сформулируйте два задания, в которых применялась бы технология «кластер». Хотя бы в одном задании должен быть выход в письменную речь. Просмотрите письменные работы нескольких учеников. Присутствуют ли в них оригинальные идеи, необычные мысли?

Если вы работаете в параллельных классах, попробуйте дать в одном классе обычное, привычное письменное задание, а в другом классе – с предварительной работой над кластером по теме письменной работы. Просмотрите работы. Какой класс справился с заданием лучше?

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.]; под ред. Асмолова А.Г. − 5-е изд. − М.: Просвещение, 2016. − 159 с.: ил. − (Стандарты второго поколения). C. 9–10.)

Норпулатова Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов // Молодой ученый. – 2012. – №1. Т.2. – С. 112–116. – URL https://moluch.ru/archive/36/4140 / (дата обращения: 19.09.2018).

Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.