Занятие внеурочной деятельности с учащимися 8 - 9 классов: «Что такое налоги и зачем их платить?»

4
0
Материал опубликован 3 January

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковичская основная общеобразовательная школа

Брянской области Жуковского района













Занятие внеурочной деятельности с учащимися

8 - 9 классов: «Что такое налоги и зачем их платить?»











Автор: Романова Светлана Владимировна

учитель истории и общественных дисциплин















с. Дятьковичи, 2020.

Введение

Налоги – один из самых главных способов управления экономикой. Налоги имеют важное экономическое значение, так как через них государство контролирует доходы граждан, сглаживает различия в уровне доходов и социальное неравенство. Поэтому тема налогов и налогообложения всегда актуальна. Ни одно государство не может обойтись без налогов и сборов. Налоги являются основным источником формирования бюджетов всех уровней.

В центре налогообложения всегда находится налогообложение личных доходов. Это связано с тем, что тяжесть налога на доходы граждан во многом определяет уровень обложения другими налогами. Исходя из этого, финансовую грамотность в области налогообложения и налоговой политики государства нужно воспитывать у подрастающего поколения, начиная со школьного возраста.

Для решения проблемы развития финансовой грамотности подрастающего поколения отводится именно школе. Только заинтересованный ребёнок сможет успешно овладеть основами финансовой грамотности. Для учеников 8- 9 классов характерна ориентация на свою будущую роль в обществе и государстве.

На занятии по теме «Что такое налоги и зачем их платить» у учащихся должно сформироваться понимание необходимости взаимодействия с налоговыми органами. Учащиеся должны научиться грамотно выстраивать эти отношения, чтобы избежать негативных отношений, связанных с неуплатой налогов. Так же на занятии учащиеся должны понять для чего мы платим налоги и насколько это важно для государства.

Цель занятия: формирование у учащихся основ финансовой грамотности в области налогообложения.

Исходя из цели, мной ставятся следующие задачи занятия:

способствовать формированию финансовой грамотности учащихся;

создать условия для усвоения учащимися базовых понятий в сфере налогообложения;

способствовать формированию понимания ответственности налогоплательщика;

формировать практические умения и компетенции эффективного взаимодействия с государственными органами, а именно - налоговыми органами.

Данная разработка может быть использована: как занятие внеурочной деятельности, в рамках проведения предметной недели истории и общественных дисциплин, на уроках обществознания













Основная часть

Технологическая карта

Тема

Что такое налоги и зачем их платить

Класс

8- 9 классы

Форма занятия

Практикум

Цель занятия

Формирование у учащихся основ финансовой грамотности в области налогообложения

Базовая технология

Технология развития критического мышления с элементами кейс - технологии

Планируемые результаты

Предметные:

А) освоение понятий: налог, ИНН;

Б) знание того, на что идут налоги в государстве.

Метапредметные:

А) формирование умения различать доходы и расходы государства;

Б) формирование умения применять полученные знания в области налогообложения в практической ситуации;

В) формирование компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с налоговыми органами;

Г) развитие коммуникативных компетенций (умения работать в команде)

Личностные:

А) понимание ответственности налогоплательщика;

Б) понимание неотвратимости наказания за неуплату налогов и негативного влияния штрафов на семейный бюджет

Оборудование

Компьютер, проектор, стенд для вывешивания результатов (магнитная доска с магнитами)

Расстановка парт и стульев

По группам (всего 2 группы), чтобы все могли видеть доску

Расх. материал

2 листа бумаги А3 для составления кластера, фломастеры (2 пачки)

Дидактический материал

Презентация, видеоролики, раздаточный материал























Описание хода занятий по этапам


слайда, использ. средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательный эффект

ШАГ 1. Представление практической задачи

1

Слайд №2

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Человек и государство: как они взаимодействуют». Чтобы осознать важность этой темы для каждого из нас, давайте рассмотрим проблемную ситуацию «Антон устраивается на работу» [1,с. 304]:

- Антон Викторов, учащийся 9-го класса, решил поработать во время летних каникул. Когда в мае он пришёл узнать об условиях работы, ему выдали перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, среди которых были незнакомые Антону названия (например, ИНН). Ему также вручили трудовой договор для ознакомления. При обсуждении договора с родителями Антон выяснил, что на руки будет получать не 10 тыс. руб., а 8700 руб. Антон был очень удивлён, когда узнал, что со своего заработка он должен платить налог.

Смотрят на слайд и знакомятся с практической задачей.































Введение в тему.

ШАГ 2. Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче

2

Слайд №2

- Ребята, как вы думаете, какие вопросы возникли у Антона?

Обсуждают, задают вопросы от имени Антона.

Предполагаемые вопросы:

1. Что такое ИНН?

2. Что такое налоги?

3. Почему необходимо платить налоги?

4. Куда идут налоги?

Формирование личностно значимого содержания.


Слайд №3

Фиксирует внимание учащихся на понятиях, которые необходимо знать по теме.

Смотрят на слайд, могут высказывать свои предположения.

Формирование проблемного поля, знакомство с понятиями

ШАГ 3. Освоение базовых понятий

3

Слайд №4





























Видеоролик

«ИНН и способы его получения»









Слайд №5





Задание 1 для групп:

Вам в карточке №1 предложены 4 существительных.

Задание: используя эти существительные составить определение понятия налог.


Учитель формулирует определение налога, которое дает налоговый кодекс:
Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.


Задание 2 для групп:

В карточке №2 вам предложены понятия «налог», взятые из разных источников.

Задание: найдите в определениях признаки налогов и составьте кластер «Признаки налогов»


Смотрит видеоролик вместе с учениками.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=32&v=Bic_IXdAgYg&feature=emb_logo

(до 43 сек)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=G7BneSpLuoI&feature=emb_logo (до 27 сек.)


Организует обсуждение увиденного в видеоролике по вопросам:

- Что такое ИНН?

- Почему ИНН называют цифровым именем человека?

- Для чего необходимо получать ИНН?

-Как его получить?

Выполняют задания и представляют результаты.



























Смотрят видеоролик, делают записи.










Участвуют в обсуждении видеоролика.


Формирование понятий: налог, ИНН.


ШАГ 4. Формирование умения различать доходы и расходы государственного бюджета

4

Слайд №6

Организует работу по анализу данных о последнем бюджете.


Задание для 1 группы:

1.Чем доходы отличаются от расходов?

2. Какие статьи составляют доходы государственного бюджета?

3. Какие виды налогов составляют большую часть нашего бюджета?


Задание для 2 группы:

1. Какие статьи составляют расходы государственного бюджета?

2. На что в большей степени тратится бюджет России?

3. Сколько процентов идёт на социально значимые мероприятия?


Помогает сформулировать выводы: «Что случится, если налогоплательщики не будут платить налоги?»

Выполняют задания и представляют результаты работы.
























Формулируют выводы

Формирование умения различать доходы и расходы государства

ШАГ 5. Закрепление освоенных знаний на основе практической ситуации

5

Слайд №7

Организует работу с задачей [1,с.314]:

Друг Антона решил трудоустроиться, но работать только по 3 дня в неделю. В трудовом договоре была обозначена сумма заработной платы – 6500 руб. Какую сумму в качестве налога заплатит друг Антона, если будет работать три месяца?

Выполняют задание.

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию.

ШАГ 6. Рефлексия

6

Слайд №8

Организует рефлексию, чтобы закрепить знания, усвоенные на занятии:


- Что вы теперь ответите на вопросы Антона?

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.



Закрепление знаний в области налогообложения и ценностных установок.

























































Список использованных источников и литературы:

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

Липсиц И.В., Рязанова О.И., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

Липсиц И.В., Рязанова О.И., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

Налоговый Кодекс РФ.

Комментарии к Налоговому Кодексу РФ.

www.minfin.ru- сайт Министерства финансов РФ

















































Приложения

Приложение 1

Задание 1 для групп:

4 существительных:

-государство;

-доходы;

-имущество;

-платежи.

Задание: используя все предложенные существительные, составьте определение понятия «налог».



Приложение 2

Задание 2 для групп:

Вам предложены определения понятия «налог», взятые из разных источников. Найдите в определениях 5 признаков налогов и составьте кластер «Признаки налогов».



Налоги – это обязательные платежи, взымаемые государством с физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов. (Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8- 9 классы, с.304)



Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Статья 8 НК РФ. Понятие налога и сбора)



Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)



Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый-с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Энциклопедический словарь экономики и права)





Приложени3

Задание для 1 группы

t1704281902aa.gif



Рис. 1 Структура доходов федерального бюджета 2020 года

Задание: Проанализировать данные о структуре доходов Федерального бюджета и ответить на вопросы:

1.Чем доходы отличаются от расходов?

2. Какие статьи составляют доходы государственного бюджета?

3. Какие виды налогов составляют большую часть нашего бюджета?



Задание для 2 группы:

t1704281902ab.gif

Рис. 2 Структура расходов федерального бюджета 2020



Задание: Проанализировать данные о структуре расходов Федерального бюджета и ответить на вопросы:

1. Какие статьи составляют расходы государственного бюджета?

2. На что в большей степени тратится бюджет России?

3. Сколько процентов идёт на социально значимые мероприятия?







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации