Сочинение-размышление на тему: «Что я думаю о шкалах ECERS-R.»
Шкалы ECERS-R представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы ECERS-R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
Шкалы ECERS-R оказались значительно востребованы в разных странах именно как инструмент качества оценки образования. По моему мнению, самое главное, что этот инструмент педагоги могут использовать для самооценки своей работы и саморазвития в дальнейшей работе и улучшения качества собственной группы.
Исследования показали, что шкалы подходят для оценки различных образовательных условий, поскольку в их основе лежит идея активного обучения в дошкольном возрасте.
Можно сказать, что шкалы полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО. В обоих случаях говорится о создании условий для воспитания компетентного и активного, любознательного ребенка, умеющего продуктивно взаимодействовать как с детьми так и со взрослыми, и оцениваются, прежде всего, условия образовательной среды, а не индивидуальные достижения детей.
Хотелось бы рассказать о шкалах немного подробнее. В состав ECERS – R входят 7 подшкал: предметно-пространственная среда; присмотр и уход за детьми; речь и мышление; виды активности; взаимодействие; структурирование программы; родители и персонал. Каждая шкала имеет отдельные показатели. Количество показателей варьируется от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от шкал. Всего для наблюдения и оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду. Каждый показатель оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов. Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества. Первая группа индикаторов фиксирует стартовый – низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку «недостаточно». Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к 3 предыдущим и получить оценку 5– «хорошо». И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку «отлично».
Шкалы ECERS – R информативны и достаточно удобны для использования в работе, также я считаю, что результаты полученные с помощью шкал являются надежными и объективными. Мы можем собрать общую картину образовательной среды в конкретной группе, а в дальнейшем и во всем дошкольном учреждении. И таким образом оценить качество условий, качества образовательного процесса и качества результатов образовательной деятельности.
В завершении хотелось отметить, я испытываю смешанные чувства поработав со шкалами ECERS – R. Есть положительные стороны, так и отрицательные, может быть лично для меня. С одной стороны шкалы идеально подходят для оценки качества работы дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО. Также шкалы помогают для самообразования педагога, после анализа качества и получения результата, педагог сможет сам оценить свою работу, что подтолкнет к началу самосовершенствования и саморазвития, что в дальнейшем улучшит качество среды собственной дошкольной группы. Но так же есть минус, наверно не конкретно шкал ECERS – R, а просто минус системы, начав работать по шкалами, понимаешь, чтобы достичь высокого качества необходимо богатое материально-техническое оснащение среды, но к сожалению это не всегда в наших силах.
Хочу подытожить, что, я практически полностью довольна шкалами ECERS – R и уверенна, что они нужны нам и полностью подходят для оценки качества условий, качества образовательного процесса, качества результатов образовательной деятельности. Я считаю, несомненно, шкалы помогут улучшить качество в будущем, а это немало важно. То есть шкалы ECERS – R дают нам перспективу развития, а это огромный плюс для системы образования. Я уверенна, что решение развития у педагогов будет творческим, потому что воспитатель это в первую очередь творческая профессия, будем творить не вопреки, а благодаря шкалам ECERS – R.