Презентация «Инструментарий оценки образовательной среды детского сада (шкалы ECERS-R) и его возможности для повышения качества образования»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР – Д/С № 91 «СТРОИТЕЛЬ» г. УЛАН-УДЭ» 670033, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 8 «А», тел./факс.: (3012) 42-50-83 E-mail: madou-91@mail.ru Инструментарий оценки образовательной среды детского сада (шкалы ECERS-R) и его возможности для повышения качества образования г. Улан-Удэ 2016
Оценивание качества дошкольного образования Оценивание качества дошкольного образования Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия: 1) критериям качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам; 2) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Эффективные системы оценки качества образования – системы, которые предоставляют нужную информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества образования.
Для чего используется оценка качества? Что оценивается? Кто оценивает? Для чего используется оценка качества? Что оценивается? Кто оценивает? Государственный контроль качества образования (мониторинг системы образования) Независимая оценка качества образования Общественная и общественно-профессиональная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность Развивающая внутренняя оценка качества (процессный подход к управлению, построение программы развития образовательной организации) Исследование качества образования Образовательный аудит – новое понятие, не связанное с оценкой финансовой стороны образования: независимая экспертиза по стандартам качества профессионального сообщества и адресная помощь в создании программы развития ДОО
Образовательный процесс эффективен, если: Образовательный процесс эффективен, если: 1) высоко ценится самоопределение и со-участие детей в определении программы работы: в хороших детских садах больше половины всех занятий по содержанию инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится; 2) педагоги соблюдают правильный баланс между групповыми занятиями и свободной игрой; 3) педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, с любовью и позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; 4) самыми эффективными оказались детские сады, в которых дети половину времени посвящали свободной игре.
Образование — это прежде всего индивидуальный процесс. Образование — это прежде всего индивидуальный процесс.
Издательство «Национальное образование» Издательство «Национальное образование»
Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций. Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций.
В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ФГОС ДО ОЦЕНИВАЮТСЯ: В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ФГОС ДО ОЦЕНИВАЮТСЯ: Прежде всего условия и образовательные процессы в ДОО. К ним относятся: •взаимодействие «ребенок — взрослый», позитивная эмоциональная атмосфера — условие позитивной социализации; •развивающая предметно-пространственная среда; •ресурсы ДОО; •качество присмотра и ухода — удовлетворение детских потребностей — основа благополучия ребенка
ФГОС дошкольного образования ФГОС дошкольного образования Развивающий характер образования Поддержка индивидуальности ребенка Вариативность Поддержка детской инициативы Мобильность и трансформируемость среды Инструмент ECERS соответствует идеологии ФГОС (создание условий для развивающего образования в детском саду).
ФГОС и ECERS-R : ФГОС и ECERS-R : единая концептуальная основа ФГОС ДО Поддержка многообразия детства Самоценность дошкольного детства Приоритет игры и исследований над «уроками» Сохранения уникальности личности каждого ребенка, уважение к ней Гуманистический характер взаимодействия ECERS-R Подходит к программам разных типов Делает акцент на возможностях для детей быть субъектами своей деятельности Оценивает условия для активного образования ребенка, возможности проявления им творчества и инициативы Фокусируется на трех измерениях среды: пространстве, организации времени, взаимодействии детей и взрослых
Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования (ECERS-R)
Структура шкал Структура шкал ECERS-R - 7 шкал Включают в общей сложности 43 показателя Балл по каждому показателю оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов
Показатели через индикаторы Показатели через индикаторы Пространство и оборудование (1) Уход за детьми(2) Речь и мышление (3) Занятия (4) Взаимодействие (5) Структурирование пед. работы (6) Родители и воспитатели (7)
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Пространство и оборудование Пространство внутри помещения Мебель для ухода, игры и учения Оборудование для отдыха и удобства Организация пространства для игр Места для уединения Оформление пространства для детей Места для развития крупной моторики Оборудование для развития крупной моторики
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Уход за детьми 9. Приветствие/прощание 10. Принятие пищи /перекусы 11. Сон / отдых 12. Пользование туалетом / пеленание 13. Профилактические мероприятия 14. Безопасность
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Речь и мышление 15. Книги и картины 16. Стимулирование общения 17. Использование речи для развития мышления 18. Использование речи в повседневном общении
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Занятия 19. Развитие мелкой моторики 20. Занятия искусством 21. Музыка и движение 22. Кубики 23. Песок / вода 24. Ролевые игры 25. Природа / знания о природе 26. Математика /счёт 27. Использование ТВ, видео и компьютеров 28. Воспитание толерантности
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Взаимодействие 29. Надзор за деятельностью по развитию крупной моторики 30. Общий надзор за детьми 31. Дисциплина 32. Взаимодействие воспитателей и детей 33. Взаимодействие детей
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Структурирование пед. работы 34. Распорядок дня 35. Свободная игра 36. Групповые занятия 37. Учет потребностей детей ограниченными возможностями
Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R Родители и воспитатели 38. Работа с родителями 39. Учет персональных потребностей воспитателей 40. Учет профессиональных потребностей воспитателей 41. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей 42. Возможности для профессионального роста
Кто может быть заказчиком Кто может быть заказчиком Детские сады, желающие получить данные внешнего аудита для повышения качества образования (ECERS-R может использоваться по запросу детского сада). Органы управления образованием для мониторинга качества дошкольного образования на разных уровнях. Родители для ориентации в качестве предоставляемых услуг.
Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО. Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО. Шкала даёт комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, и какое направление организации имеет смысл избрать для своего развития. Демонстрирует, какие аспекты ФГОС ДО и в какой степени реализованы данной конкретной организацией и над каким ещё нужно работать.
Грибанова Наиля Гадельжановна