Конспект занятия «Чудеса с электричеством» (занимательные опыты со статическим электричеством)
Яшина Светлана Валентиновна
Воспитатель высшей квалификационной категории
СП д/с «Золотой петушок» ГБОУ СОШ№2
Самарской обл., п.г.т. Усть – Кинельский
«Чудеса с электричеством»
(занимательные опыты со статическим электричеством)
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но вопрос: как его можно получить? Для этого мы решили познакомить дошкольников с образованием статического электричества.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников.
Задачи:
Расширить и систематизировать знания и представления детей об электричестве электроприборах;
вырабатывать навык осторожного обращения с электроприборами, предостеречь от несчастных случаев в быту;
знать, что собой представляет статическое электричество, положительно и отрицательно заряженные частицы, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем;
воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: Два воздушных шарика, шарики из пенопласта, тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), пластмассовая расческа, трубочки для коктейля, цветной картон, по чайной ложке хрустящих овсяных хлопьев, молотого перца, соли, 2 одноразовых стакана, влажные салфетки, шерстяная ткань, ноутбук, эмблемы для детей – помощников.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка «Ток бежит по проводам» |
Игровая |
Игры – моделирование «Включи электроприбор», «Статическое электричество» |
Продуктивная |
Плакаты «Осторожно: электричество», картотека опытов «Чудеса с электричеством», развлечение «Чудеса с электричеством» |
Познавательно-исследовательская |
Опыты «Поможем Золушке», «Летающие бабочки», «Оживим шарики», «Электрический осьминог» |
Коммуникативная |
Беседа, объяснение, рассказ воспитателя, рассказ детей. |
Конспект ООД «Чудеса с электричеством»
Воспитатель. Я принесла часы, чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое? (предполагаемые ответы детей: завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д. Осматриваем часы выясняем, что нет батарейки).
Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейке, как вы думаете? (предположения детей). Правильно: это электричество. Что же такое электричество? (просмотр м.ф.)
А у нас в группе есть электричество? Где оно прячется? (Розетки, выключатели, провода и т.д). Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Стоит только включить выключатель, вставить вилку в розетку, как маленькие электроны побегут по проводам в электроприборы. Давайте попробуем смоделировать эту ситуацию (игра «Включи электроприбор»).
Электричество может быть другом, но в секунду может превратиться во врага, если не соблюдать правила безопасности (раздает карточки, дети объясняют ситуацию правил поведения. Можно просмотр м/ф «Фиксики. Осторожно: электричество»).
Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Это статическое электричество. Давайте оправимся в удивительную научную страну ФИЗИКУ.
Физкультминутка.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос.
Ток энергию принес.
(слышится звон часов, появляется Золушка)
Золушка:
- Здравствуйте, я золушка. Злая мачеха не пустила меня на бал. Нагрузила работой. Она смешала соль и перец (показывает детям поднос со смесью) и велела разделить их. Но это не возможно!
(выходит мальчик Электрон)
Электрон:
Я помогу тебе. Дай мне обыкновенный воздушный шарик и шерстяную ткань. Натираем шар, подносим: к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Попробуй сама
(опыт повторяется, Золушка благодарит Электрона и уходит)
Воспитатель:
Вот так мы помогли Золушке. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику.
(игра – моделирование «Положительные и отрицательные электроны»)
Но в стране Физике еще много чудес. И наши друзья, «Электрончики», большие шалуны и хотят поиграть с вами. Вы согласны?
1 «Электрончик»:
- У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук. Натирается крышка пластиковой коробки шерстяным лоскутком. Накрывается коробка с шариками. Они зашевелились.
Воспитатель. Почему они зашевелились?
«Электрончик»:
- Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались, притянулись к пластику.
2 «Электрончик»:
- Я люблю играть с осьминогом. Хорошенько погладим осьминожку шерстяным шарфом. Щупальца растопырились в стороны! Они получили отрицательно заряженные частицы, поэтому отталкиваются друг от друга.
Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят!
3 «Электрончик»:
- Попробуем другие предметы сделать «волшебными» (показывает
бабочек, сделанных из фольги и разложенных на подносе).
Беру пластмассовую палочку и прикоснусь к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Сделаем эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Натираем пластмассовые палочки шерстяной тканью, медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что получили электрический заряд.
Воспитатель:
- Теперь мы узнали, что такое статическое электричество и как оно образуется. А полученные знания мы сможем применить при показе своим друзьям или родным фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут». У меня в руках плакат – план нашего занятия. На нем изображены все этапы, которые мы прошли. Мне очень понравилось, как мы занимались, и я нарисую солнышко вот в этом окошке. Отметьте солнышком, тот опыт, который вам понравился. Если вам не понравилось, то нарисуйте тучку.
Список использованной литературы и источников.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
http://www.antichubays.hentaif.net/article/367-staticheskoe_elektrichestvo_opyty_dlja_detej
Светлова Оксана Николаевна