Материал на проверке

Уt1737442031aa.jpg ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»


Принято

на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2021 г.

протокол № 1

Утверждаю

Директор

ДЮЦ «Восхождение»

_________ Зыкова Е.Н.

от «30» августа 2021 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧУДО В КРАСКАХ»





Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Уровень освоения: стартовый

Срок реализации программы: 1 год






Авторы-составители программы:

Смирнова Наталья Витальевна,

педагог дополнительного образования детей








г. Хабаровск

2021 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Девиз программы: «Превращения формы».

Программа «Чудо в красках» по содержательной, тематической направленности является художественной; направление – ИЗО; по функциональному предназначению – дополнительной общеразвивающей; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной, уровень освоения - стартовый.

При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020г. №2945-р).

Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 7 декабря 2018 г., протокол №3).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).

Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 11.02.2022 г.

Актуальность программы

Программа составлена с учётом запросов современных детей и родителей в творческом самовыражении в ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, она способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Занятия по данной программе направлены на изучение цвета и формы, различных техник, формирование художественного вкуса, потребность придумывать и воплощать с помощью изобразительных материалов свои мысли и желания…

Ребенок учится мыслить самостоятельно, находить свой вариант решения различных задач. У него развивается фантазия и воображение, уверенность в своих силах и способностях. Открыв себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя в учебе, в творчестве, в жизни. У него появится еще один путь для раскрытия своих талантов, для выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Отличительные особенности программы

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений, навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Предметные

Сформировать представления о различных техниках и материалах в изобразительной деятельности.

Сформировать начальные умения и навыки в области основ изобразительного искусства.

Метапредметные

Способствовать развитию творческого воображения средствами изобразительного искусства.

Развить глазомер, зрительно-моторную координацию.

Личностные

Преодоление барьеров в общении, достижение взаимопонимания.

Развить коммуникативные навыки и навыки взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Воспитать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет. Набор осуществляется на принципах добровольности, с учетом интереса детей к предмету.

Срок реализации программы 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, итого 80 часов.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Обучение на занятиях проводится с небольшими подгруппами детей (по 5 человек) определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Группы одного возраста и постоянном состава. Занятия проводятся в игровой форме, с предварительным объяснением и показом педагога.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Различают и узнают предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

Могут расположить рисунок в формате заданного пространства и листа.

Узнают, угадывают и правильно используют цвета предметов (цвета красок).

Умеют работать с палитрой, смешивать краски, получать новые цвета и оттенки, работая в определенном колорите.

Метапредметные

Владеют основными приемами работы с ножницами и клеем.

Знают термины: контур, пятно, палитра, теплые и холодные цвета, часть и целое, силуэт, главное и второстепенное в изображении, центр листа, геометрические фигуры, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь сравнивать и применять понятия: «близко – далеко», «выше – ниже», «больше – меньше».

Понимают как выглядят предметы и формы, как они расположены в природе, и постараться использовать эти знания в рисунке, применяя свое воображение и фантазию.

Личностные

Работают в коллективе, решая различные общие творческие задачи.

Проявляют высокий уровень коммуникации внутри своего коллектива.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема раздела

Часы

Формы аттестации/

контроля


«Рисунок – знакомство».

(вводное занятие).

Всего 2час.

Анкетирование, диагностика

Теория

15 мин.

Практика

45 мин.

1.

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ».

6 час.

Наблюдение, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

2.

Раздел: «Новый изобразительный материал»

4 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

1ч.30м.

3.

Раздел: «Природа. Осень».

6час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

4.

Раздел: «Природа. Зима».

10 час

Творческая работа, рефлексия

Теория

1ч.

Практика

4ч.

5.

Раздел: «Украсим праздник».

8 час.

Выставка творческих работ

Теория

1 ч.

Практика

3 ч.

Каникулы


6.

Раздел: «Новые изобразительные материалы»

6 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

7.

Раздел: « Любимым и родным»

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Теория

3ч.30м.

8.

Раздел: «Природа. Весна».

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

3ч.30м.

9.

Раздел: «Природа. Скоро лето».

10 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

1ч.

Практика

4ч.


Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки»

4 час.


Теория

15м.

Практика

1 ч. 45м.

Совместный Мастер-класс с детьми и родителями.

10.

Раздел: «Лето на дворе»

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

1 ч.

Практика

7 ч.


Итого за год

80 час.

Теория- 14 час.

Практика – 66 час.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«РИСУНОК – ЗНАКОМСТВО». Вводное занятие- 2 час.

Теория: Вводное занятие. Знакомство с работой объединения, правилами техники безопасности, правила поведения в аудитории.

Практика: Входящая диагностика. Выявление начальных навыков владения художественными материалами (свободная тема).


Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа.

Раздел включает в себя задания с геометрическими фигурами.

Задачи: - правильная компоновка в листе,

- знание формы предметов,

- использование различных оттенков цвета,

- осваивание техники закрашивания предмета (точка, штрих, пятно).

1. « Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки» 2 часа

Объяснительно - иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки.

Теория: На что похож квадрат? Найти в окружающем нас мире предметы, в основе формы которых заложен квадрат и прямоугольник.

Практика: С помощью прямоугольника и квадрата нарисовать портрет собачки, используя оттенки коричневого цвета, раскрасить рисунок.

Самостоятельно дорисовать собачку, добавить детали (ошейник, медаль), закрасить фон (небо, бабочки, трава).

2. «Треугольник. Птичка» -2 часа

Объяснительно – иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки или фломастеры.

Теория: Объяснительно – иллюстративный метод. Компоновка в листе, использование направляющих линий в процессе рисования, мелков или фломастеров разного цвета.

Практика: С помощью треугольников нарисовать петушка. Треугольники

разного размера и цвета собираются в фигуру нарядного, разноцветного

петушка с пушистым хвостом.

Самостоятельно добавить детали в рисунок (цыплят, траву, солнышко).

3. «Круг. Портрет медведя» - 2 час.

Объяснительно – иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки.

Теория: На что похож круг? Найти в окружающем нас мире предметы, в основу формы которых заложен круг.

Практика: С помощью круга нарисовать портрет медведя, используя оттенки коричневого цвета раскрасить рисунок.

Самостоятельно дорисовать медведя, добавить детали и закрасить фон (небо, малину, бабочек и т. д.)

Задачи: правильная компоновка в листе, знание геометрических форм, нахождение формы круга в предметах, окружающих нас.

Дальнейшее осваивание техники закрашивания масляными мелками плоскости листа.

Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа

Раздел включает в себя работы с использованием новых материалов и техник.

Задачи: - получить первые навыки работы с новыми материалами;

- проводить художественные эксперименты с различными подручными средствами, материалами; применять их в своих работах;

- думать и придумывать.

1. «Кошки» 2 часа

Материалы: уголь, тонированная бумага

Теория: Объяснительно-иллюстративный метод, закрепление знаний о геометрии.

Практика: Попробовать новый изобразительный материал – уголь, на тонированной бумаге углем нарисовать кошку,

заполнить фон деталями (трава, коврик, мышка, бантик на веревочке…).


2. «Лошадка» 2часа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Материалы: гуашь, масляные мелки.

Теория: что такое масляные мелки? Объяснительно-иллюстративный метод.

Как выглядит лошадка?

Практика: С помощью геометрических фигур нарисовать лошадку, придать ей неповторимый образ и индивидуальные черты с помощью цвета и материала.


Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа.

Задачи: - навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1 Коллективная работа «Наряд для царицы Осени» 2 часа

Теория: Беседа об осенних изменениях в природе, о осенней цветовой гамме.

Практика: Аппликация, крученая бумага, вырезание из цветной бумаги.

Опыт работы в коллективе.

Материалы: мелки, фломастеры, цветная бумага, клей.

2 «Листья и ягоды».2часа

Продолжение темы. На работе добавить листья и ягоды в технике аппликация. Аппликация из цветной бумаги, использование приемов сминания и складывания бумаги.

3 «Богатый урожай» 2 часа

Материалы: Пластелин.

Теория: Беседа о лесных дарах природы. Показ иллюстраций.

Практика: Лепка из пластилина. Грибы, ягоды, желуди.

Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов.

Задачи: - навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Первый снег на еловых ветках». 2 часа

Теория: Что такое акварель? Как с ней работать?

Практика: Акварель по сырому листу – еловые ветки, белой гуашью крупными мазками – снег.

Материалы: Лист формата – А-3, Акварель, гуашь.

2. «Легкие снежинки» 2 часа

Теория: что такое снежинка? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Белые масляные мелки на белом листе, акварель разных волшебных оттенков. Зимнее волшебство.

Материалы: масляные мелки, акварель.

3. «Снежная сказка». 2 часа

Теория: Иллюстрация к зимней сказке по выбору детей («Рукавичка», «Снегурочка»)

Практика: карандашный набросок, раскраска гуашью.

Материалы: Лист формата – А-3, гуашь.

4. «Лепим снеговика» 2 часа

Материалы: Картон, пластелин, фломастеры.

Теория: Беседа о том кто такой снеговик и где живет.

Практика: Вылепить из пластилина снеговика, придать ему индивидуальные черты, придумать профессию, дорисовать детали.

«Зимняя одежда для Зайчика». 2часа

Теория: Почему зайци меняют шубку?

Практика: Рисуем зайчика с помощью геометрических фигур. Аппликация из цветной бумаги, использование деталей, самостоятельно нарисованных ребенком.

Материалы: Цветная бумага , клей, мелки, фломастеры.


Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа.

Раздел включает работы с использованием бумагопластики, жатой и мятой бумаги, аппликации из ткани и т. д.

Задачи: - использование различных материалов;

- развитие пространственного мышления;

- изготовление подарков своими руками.

1. «Нарядим ёлку» 2 часа

Теория: Какие бывают новогодние украшения? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Коллективное создание работы формата А-1. Каждый из детей рисует часть украшения новогоднего праздника

Материалы: гуашь, кисти, маркеры

2. «Новогодняя открытка» 2 часа

Теория: Кому мы дарим открытки и зачем? Главный новогодний персонаж? Как выглядит Дед Мороз?

Практика: Изготовление новогодней открытки с дедом Морозом и Снегурочкой.

Материалы: Фломастеры, маркеры, акрил, золотые и серебряные контуры.

3. «Сувенир» 2 часа

Теория: Какие бывают игрушки?

Практика: Изготовление из декоративных материалов новогоднего сувенира. Новогодняя игрушка.

4. «Портрет Деда Мороза» 2часа

Теория: Что такое симметрия лица? Особенности возрастного портрета.

Практика: Рисуем поэтапно портрет Деда Мороза в зимней одежде.(гуашь и мелки восковые)


Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов

В данном разделе продолжаем изучать и применять новые изобразительные материалы: использование тонированной бумаги, грунтованных листов, пастели, черного грунта.

«Звери в лесу» 2 часа

Теория: Вспоминаем зверей, которые зимуют в нашем дальневосточном лесу, что необходимо напомнить при посещении зимнего леса, как себя вести в лесу?

Практика: Рисуем зверей в зимнем лесу гуашью, с предварительной обводкой рисунка черным грунтом. Особое внимание деталям. Использование палитры с оттенками основных цветов.

Материалы: формат листа – А3, гуашь, черный грунт.

2. «Ягоды для птички» 2 часа

Теория: Что такое масляная пастель? Приёмы работы с масляной пастелью.

Побеседуем о том, как помочь птицам в городе зимой

Практика: Масляной пастелью, акварелью нарисуем подарок для голодных птичек.

3. « Плюс белый. Зимние цветы» 2 часа

Теория: навык работы с палитрой, изобретение новых оттенков в пределах одного цвета. Понятие холодных цветов.

Практика: Гуашь нарисует нам прекрасные зимние цветы из ледяного царства Снежной королевы.

Материалы: лист формата – А3, гуашь, перманентный маркер.

Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа.

Для своих близких и родных готовим сюрпризы и подарки, рисуем пап и мам, бабушек и дедушек.

«Портрет папы. Богатырь»

Теория: Как выглядит военная форма? Изучение доспехов русских богатырей. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Нарисуем папин портрет в военной форме. Выставка «АРХиПовский взвод» - подарок всем папам ко дню Защитника Отечества.

Материалы: масляная пастель, простой карандаш.

«Портрет моей мамочки»

Теория: Правила смешивания красок.

Практика: Рисование портрета любимой мамочки (человек, держащий в руках букет цветов). Работа с палитрой, изобретение оттенков цвета. Выставка – подарок «Только для твоих глаз».

Материалы: простой карандаш, гуашь.

«Фазан – птица нашего леса».

Теория: Как выглядит фазан? Объяснительно-иллюстративный метод

Практика: Масляной пастелью нарисуем фазана с натуры, используя фотографии, книжные иллюстрации и картинки с компьютера.

Материалы: Формат листа – А-2, масляная пастель.

«Любимый питомец» 2часа

Теория: домашние животные. Почему собака друг человека?

Практика: Рисуем щенка.

Материалы: гуашь, черный грунт.


Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Музыка капели»

Теория: Как тает снег? Как капает капелька? Где появляется ручеек, какая музыка у весны? На эти вопросы мы ответим в этой работе.

Практика: делаем карандашный набросок капель, обводим мелками, раскрашиваем акварелью.

Материалы: Восковые мелки, акварель, кисть № 6.

Коллективная работа «Портрет принцессы Весны»

Теория: Какие изменения весной в природе? Признаки весны.

Практика: Коллективный труд, аппликация, использование крученой, гнутой бумаги, применение нарисованных деталей в общей работе.

« Радужный лев»

Теория: Как выглядит лев? Иллюстративно-наглядный материал.

Практика: К нарисованному льву добавить пышную гриву из 7 основных цветов палитры. Изобретение цвета при смешении 3 основных цветов.

Материалы: Гуашь, лист формата А-3.

«На весеннем лугу»

Теория: Какие цвета ассоциируются с весной? Что начинает цвести весной?

Практика: Одуванчики. Нарисуем яркие весенние цветы, к ним добавим весенний ручеек. Запустим кораблики.

Материалы: гуашь, черный акрил, лист формата А-3.


Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1.«Древний мир» 2 часа

Теория: Беседа о древней Земле, кто жил в далекие времена, какие звери.

Практика: Рисование динозавра простым карандашом, затем лист переворачиваем и закрашиваем его гуашью с различными узорами, полосками, применяя смешение теплых цветов с черной гуашью (понятие темных цветов).

На следующем занятии силуэт динозавра обводим маркером, и по линии вырезаем. Получившийся силуэт переворачиваем, и цветное изображение приклеиваем на лист, на котором холодными красками + белый (понятие светлых оттенков) нарисован пейзаж, добавляя деталей (деревья, скалы) из обрезков темного листа с динозавром.

Материалы: гуашь, карандаш, маркер.

2. «Жуки и бабочки» 2 часа

Теория: На цветочной клумбе живет своей жизнью маленький мир насекомых, который мы можем увидеть через увеличительное стекло, лупу. Изучение мира насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, пчелок.

Практика: Рисуем увеличительное стекло и под ним насекомое, карандашный набросок обводим черным маркером и раскрашиваем масляной пастелью.

Материалы: масляная пастель, черный маркер, лист формата А-3.

«Ночные истории» 2часа

Теория: Какие художественные приёмы помогают добиться эффекта свечения? Понятие контраста.

Практика: На ветке сосны освещенной лунным светом, сидит сова. Ночное небо, свечение звезд и луны и светящийся силуэт птицы.

Материалы: черный грунт, гуашь, формат листа А-2.

«На морском дне» 2 часа

Теория: Что такое море? Как выглядит? Объяснительно-иллюстративный материал.

Практика: Сланцы на берегу, песок со следами босых ног, легкие волны намекают на присутствие человека.

Материалы: масляная пастель, лист формата А-3.

Коллективная работа «Портрет королевы Лето» 2 часа

Теория: Что такое лето?

Практика: рисуем летний луг, цветы, бабочки.

Материалы: фломастеры, маркеры.


Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки» - 4 часа.


Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов

1.«Мир насекомых» 2 часа

Теория: Кого из насекомых вы знаете?

Практика: Рисуем поляну с травой и букашками.

Материалы: фломастеры, маркеры и акварель.

2.«Теплое море»2 часа

Теория: Какое море самое теплое.

Практика: Пляж и тапки а песке. Взгляд сверху.

Материалы: аквареель, мелки, бумага

3.«Я учусь плавать» (ныряльщик) 2 часа

Теория: Чем опасно море?

Практика: Рисуем человека в подводной маске а тёмном фоне.

Материалы: пастельная бумага, мелки, гуашь.

4.«Пчелки на лугу»2 часа

Теория: Где живут пчелы? Что они едят?

Практика: Луг с цветами и пчелы над ним.

Материалы: акварель, мелки, гуашь.



КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Сентябрь


Вводное занятие (свободная тема)

Сообщение, практикум

2

анкетирование

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа.



«Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки»

Сказка, практикум

2

рефлексия



«Треугольник. Птичка»

Сообщение, практикум

2

Готовая работа



«Круг. Портрет медведя»

Сообщение, практикум

2

Выставка, портфолио

Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа

Октябрь


«Кошки»

Практикум

2

рефлексия



«Лошадка»

Сообщение, практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа.



Коллективная работа «Наряд для царицы осени»

Праздник

2

Видео,

фотоотчет

Ноябрь


«Листья и ягоды»

Практикум

2

Творческая работа



«Богатый урожай»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов.



«Первый снег на еловых ветках».

Практикум

2

рефлексия



«Легкие снежинки»

Праздник

2

Видео,

фотоотчет



«Снежная сказка»

Практикум

2

Творческая работа

Декабрь


«Лепим снеговика»

Практикум

2

Готовая работа



«Зимняя одежда для зайчика»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа.



«Нарядим ёлку»

Сказка, практикум

2

Творческая работа



«Новогодняя открытка»

Практикум

2

рефлексия



«Сувенир»

Практикум

2

Творческая работа



«Портрет Деда Мороза»

Сказка, практикум

2

рефлексия

Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов

Январь


«Звери в лесу»

Практикум

2

Творческая работа



«Ягоды для птички»

Сказка, практикум

2

рефлексия



«Полюс белый. Зимние цветы»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа.



Мастер-класс для пап ко Дню Защитника Отечества

Праздник

2

Видео фотоотчет



Мастер-класс для мам «Цветы –графика»

Праздник, викторина

2

фотоотчет



«Фазан» (семь цветов радуги)

Практикум

2

Творческая работа

Март


«Любимый питомец»

Практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов.



«Музыка капели»

Сказка, практикум

2

фотоотчет



Коллективная работа «Портрет принцессы Весны»

практикум

2

Творческая работа



«Радужный Лев»

Сообщение, практикум

2

Видео, фотоотчет

Апрель


«На весеннем лугу»

практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов.



«Древний мир»

Сообщение, практикум

2

рефлексия



«Жуки и бабочки»

Сообщение, практикум

2

рефлексия

Май


«Ночные истории»

Сообщение, практикум

2

фотоотчет



«На Морском дне»

Сказка, практикум

2

Творческая работа



Коллективная работа «Портрет королевы Лето»

практикум

2

фотоочет



Итоговый мастер-класс «Яблочко от яблоньки»

Сообщение, практикум

4

Творческая работа

Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов

Июнь


«Мир насекомых»

Сообщение, практикум

2

рефлексия



«Теплое море»

практикум

2

фотоотчет



« Я учусь плавать» (ныряльщик)

практикум

2

фотоотчет



«Пчелки на лугу»

Сказка практикум

2

Творческая работа



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, видеозаписи, фотоотчёт, грамоты.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, праздник, выставка, портфолио.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностические задания и тест-игра: «Геометрический человек», «Дорисуй половину», «Собери радугу», «Найди фигуру в предмете», «Весёлые кисточки» (смешай как можно больше цветов)» и др. (Приложение №1)

Опрос «Оценка самочувствия, активности и настроения», «Композиционное расположение листа», «Где сидит фазан?», «Понятие о теплых и холодных цветах», «Какие краски бывают?» и др.;

Педагогическое наблюдение.

Творческое задание.

Творческая аттестация учащихся проводится в начале и в конце учебного года, по бальной системе – 1 балл за каждый пункт. Все оценочные результаты фиксируются в сводной таблице диагностики успешности освоения программы.

Критерии оценки:

Различать и узнавать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

Освоить основные принципы композиционной организации заданного пространства, формата листа.

Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета красок.

Первичные навыки работы различными видами изобразительных материалов (мелки восковые, гуашь, акварель, карандаши, пастель сухая).

Умение работать в коллективе, решая различные общие творческие задачи.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:

- компьютером с сетью «Интернет»;

- многофункциональными устройствами (принтер, копир, сканер);

- мультимедийным оборудованием;

- музыкальной аппаратурой, телевизором, фотоаппаратом;

- средствами изобразительного творчества;

- тестовыми материалами;

- необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска, мольберты).

Материалы для занятий:

бумага: ватман формат А-4, А-3, для коллективных работ – формат А-2, А-1; пачка бумаги формат А-4, А-3 (белая и цветная), картон (белый и цветной), наборы цветной бумаги, тонированная бумага для гуаши и пастели, наборы декоративной и фактурной бумаги;

фломастеры, маркеры;

масляные мелки;

пастель;

цветные и простые карандаши;

акварель, гуашь (белая и цветная), акриловые краски, грунт черный и белый;

кисти (белка, колонок) № 4, 6; кисти синтетика № 6, 10

стаканчик для воды, палитры, тряпки, салфетки.

ножницы;

клей;

материалы для оформления детских работ к выставке: резак, скотч, степлер, скобы для него, рамы, картон, ватман, клей ПВА.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Успех детей на занятиях изобразительным искусством во многом зависит от организации рабочего пространства в кабинете, на столе у каждого ребенка. Занятия проходят в специально оборудованной студии. Для занятий необходима предварительная подготовка педагогом изобразительных материалов для каждого ребенка. Столы для занятий должны подходить по росту детям, что бы ребенок чувствовал себя уверенно и удобно. Столы застелить клеенкой или пленкой. На каждое занятие дети должны быть одеты удобно, не боялись испачкаться, желательно иметь фартук или халатик. Рукава одежды нужно поднимать вверх или закатить.

Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (рассказ, беседа), наглядно – иллюстративный.

Методические разработки

- подборка детских работ, фотографий детских рисунков по разным годам обучения;

- методическая разработка «Дидактические игры», «Физминутки», «Пальчиковая гимнастика»;

- методические разработки «Педагогика творчества», «Силуэтное изображение», «Художественное слово в изобразительной деятельности»;

- наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы: демонстрационные образцы, шаблоны, заготовки, журналы, книги, подборка фото и картинок по тематике, методические разработки.


Воспитание

Основой воспитательного процесса в ДЮЦ «Восхождение» является национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфики дополнительного образования, цель воспитания в ДЮЦ «Восхождение» заключается в личностном развитии учащихся.

Образовательный процесс в детском объединении «Архипка» предполагает активное освоение компетенций по направленности программы, а также воспитание обучающихся.

Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям воспитания:

гражданское воспитание;

патриотическое воспитание;

духовно-нравственное воспитание;

эстетическое воспитание;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;

трудовое воспитание;

экологическое воспитание;

ценности научного познания.

Воспитательная деятельность педагога осуществляется в рамках содержания программы на занятиях в детском объединении. А также на мероприятиях, проводимых в детском объединении и центре. В число организационных форм воспитания входят конкурсы, концерты, выставки, игровые программы, квесты, проекты, творческие встречи, тематические встречи поколений, фестивали, воспитательные события, посвящённые памятным датам.

Особенностью воспитательной работы является вовлеченность в нее социальных партнеров (родителей и других сетевых партнеров). Обучающиеся и их родители включены в совместную деятельность – социальную, волонтерскую, оздоровительную и досуговую.

Педагог в своей работе ориентируется осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, природосообразности.

Результатом воспитательного процесса в детском объединении является получение каждым обучающимся необходимых социальных навыков, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающим миром, продуктивнее взаимодействовать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь для себя и окружающих его людей.

План воспитательной работы в детском объединении представлен в приложении №2.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

Волков А.А. Искусство композиции. – М.: Психологическая природа детского рисования//Искусство в школе, 1995, №3.

Выгодский Л. Психология искусства. - М., 1987.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М., 1986.

Детское творчество. – М.: Архитектура СССР, 1989, №7.

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.

Кузин В.С. Психология. Учебник для педагогических отделений художественных училищ. -М., 1982.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -М., 1998.

Платонова Н.И., Тарасова В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.

Столяренко В.В. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.

Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.

Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.

Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1997.

Литература для родителей обучающихся

Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.

Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.

Интернет-ресурсы

Учебно-методический кабинет - ped-kopilka.ru/

Интернет-сообщество учителей - pedsovet.su/forum/

Видеоуроки и вебинары - http://videouroki.net/

Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/

Приложение №1 Тест – игра «Найди фигуру в предмете».


t1737442031ab.jpg

t1737442031ac.png

Анкета для родителей


Любит ли Ваш ребёнок рисовать?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда


С удовольствием ли Ваш ребёнок идёт на занятия рисованием?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда


Сможет ли Ваш ребёнок назвать тёплые и холодные цвета?

А) Да

Б) Нет


Знает ли Ваш ребёнок что такое цветовой круг?

А) Да

Б) Нет


Правильно ли Ваш ребёнок держит карандаш, кисточку, ручку?

А) Да

Б) Нет


Заметили ли Вы улучшение в рисунках Вашего ребёнка?

А) Да

Б) Нет


Может ли Ваш ребёнок нарисовать простые геометрические фигуры?

А) Да

Б) Нет


Знает ли Ваш ребёнок что такое портрет, пейзаж, натюрморт?

А) Да

Б) Нет


Может ли Ваш ребёнок работать в коллективе?

А) Да

Б) Нет

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение №3

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательной деятельности

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

Примечание (Раздел, тема учебного плана)

Гражданское воспитание

Тематические выставки детских работ к «Дню Защитника Отечества» и «Дню победы»

Февраль, май

Педагог Смирнова Н. В.

Художник- оформитель Попова А. Ю.

Мастер-класс для папы к 23 февраля. Тематические выставки.

Патриотическое воспитание

Тематические патриотические уроки памяти «Блокадный хлеб» и «Что в вещмешке у солдата»

Январь, май

Методический отдел центра Методист Мирвис Ю. В.

Цикл внеурочных мероприятий центра «Живые уроки истории». Тематические выставки.

Духовно-нравственное воспитание

Акция «Коробочка Радости» (благотворительный проект)

Декабрь, Май

Педагог Смирнова Н. В.

Педагог Бобровская И. В.

Акция «Письмо Деду Морозу»

Эстетическое воспитание

Цикл учебных занятий в рамках программы художественной направленности

В течение учебного года

Педагог Смирнова Н. В.

Раздел ДООП «Мир живой природы» и др.

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни

Физминутки, разминки

В течение учебного года

Педагог Смирнова Н. В.

Трудовое воспитание

Техника безопасности, правила ухода за кабинетом и рабочим местом

Сентябрь, январь

Педагог Смирнова Н. В.

Вводное занятие, техника безопасности, Самообслуживание

Ценности научного познания

Воспитание стремления

к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей

В течение учебного года

Педагог Смирнова Н. В.

Раздел ДООП «Люди в рисунке».

«Живопись. Краски Осени» и др.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.