12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга57
Россия, Мурманская обл., Мурманск
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Давайте поиграем

(подвижные игры и пальчиковая гимнастика

по лексическим темам)



 

Лексическая тема «Детский сад»

Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Пальчиковая гимнастика

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это я.

Это Маша, Это Саша,

Это Юра, Это Даша.



Сжимать и разжимать пальцы.

Загибать пальцы, начиная с мизинца.

Лексическая тема «Семья»

Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать»

Дети становятся рядом друг с другом один ребенок – водящий – отворачивается от них спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут,скажи, как меня зовут.

Последнюю строчку произносит один ребенок, чья очередь подошла дотрагиваться до воды. Водящий ребенок пытается отгадать, кто его позвал, поворачивается к детям и называет имя.

Если отгадал, ребенок отвечает:

Это я, это я,

Догоню я вас друзья.

Дети разбегаются, а ребенок пытается их догнать и запятнать. Через некоторое время педагог останавливает игру словами «Стоп игра». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.

Если не отгадал, ребенок отвечает:

Нет не я, нет, не я,

Это …(имя ребенка), друзья.

Водящий опять отворачивается, игра повторяется еще раз.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Ритмичные хлопки и удары кулачками друг о друга.

Загнуть большие пальцы на обеих руках, затем указательные, средние, безымянные.

Пошевелить мизинцами.


 


 

Лексическая тема «Разноцветная осень»

Подвижная игра «Дождик»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

(Прыжок на носочках, руки на поясе)

(Прыжок)

( 4 прыжка )

( Прыжок на каждое слово)

(Руки развести в стороны)

(Руки полукругом над головой)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели, -

Значит, осень к нам спешит.

(Сжимание-разжимание пальцев в кулаки)

(Легкие колебательные движения вытянутыми пальцами)

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены – «птичка», остальные пальцы совершают движения вверх – вниз)

(Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх)



Лексическая тема «Грибы»

Подвижная игра «За грибами»

Координация слова с движениями; развитие творческого воображения, подражательности;

закрепление в речи глаголов «искать», «срывать», «собирать».

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Скакали зайчатки, искали опятки.

Медведь проходил, мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе)

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

(Бегут, собирают воображаемые грибы)

(Скачут стоя, «срывают» грибы)

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов:

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(Дети «шагают» пальчиками по столу)

(Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять

пальцев правой руки).

(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках).


 


 


 


 


 


 


 


Лексическая тема «Мой город – Мурманск»

Подвижная игра «Мой город»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Город – это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные

руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами)

Праздничных витрин,

Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте)

И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)



Лексическая тема «ОВОЩИ»

Подвижная игра «Урожай»

Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем,

натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый,

Крепкий,

Очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Таскают»

«Копают»

«Срезают»

Показывают круг руками

Сжимают кулачки

Гладят ладонью по животу, облизывают губы

«Рвут»

Идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту»

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2 раза)

- Мы капусту режем! (2 раза)

- Мы капусту солим! (2 раза)

- Мы капусту жмем! (2 раза)

- Мы морковку трем! (2 раза)

- прямыми, напряженными ладонями имитируем

движения топора: вверх-вниз.

- энергичные движения прямыми ладонями

вперед-назад.

- пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

- энергично сжимаем пальцы в кулаки то

одновременно на двух руках, то поочередно

- пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают

ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой

руки. Затем меняем руки.



Лексическая тема «ФРУКТЫ»

Подвижная игра «Я садовником родился»

Я садовником (огородником) родился

Не на шутку рассердился,

Овощи все мне надоели, кроме…картошки

Ребенок выбравшие картошку:

Я здесь! Они становятся спиной друг другу

Все: 1,2,3 беги ( бегут навстречу друг другу)

Кто первый добежит тот и водящий.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ!

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«мешают»)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

(Опять «варят» и «мешают»)

(Руки вытягивают вперед ладонями вверх и разводят в стороны)



 

Лексическая тема «ОСЕННИЙ ЛЕС»

Подвижная игра «Листья»

Координация слова с движениями; развитие творческого воображения,

подражательности.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

(Дети кружатся на носочках, руки в стороны)

(Приседают)

(Движения руками вправо – влево)

(Поднимаются, кружатся)

Подвижная игра «У медведя во бору». На одной стороне помещения обозначается (проводится черта) «опушка леса». В 2-3 шага от черты намечается место для медведя. На противоположной стороне помещения рисуется черта, за которой символически расположен «дом детей». Один из игроков играет роль медведя. Все остальные остаются детьми и располагаются за своей линией, т. е. сидят в своих домиках. Воспитатель дает команду «идите гулять». Дети выходят на «опушку леса» и начинают собирать (наклоняются и выпрямляются) ягоды, грибы, цветочки. В совокупности со своими движениями дети говорят стихи:

У медведя во бору
Грибы, ягода беру!
А медведь сидит
И на нас рычит!

После последнего слова «рычит», «медведь» выходит из своего места и пытается поймать (дотронуться) детишек. Те от него уклоняются и бегут «домой». Все кого «медведь» успел поймать уходят за черту и встают на его место. Игра продолжается.

Пальчиковая гимнастика «В осеннем лесу»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

(Спокойно укладывают ладони на стол)



Лексическая тема «Я вырасту здоровым»


 

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Пальчиковая гимнастика «Твои пальчики».

Этот пальчик - самый большой,
Самый веселый, самый смешной! (Показываете ребенку большой палец.)
Этот пальчик – указательный, он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь указательным пальцем.)
Этот пальчик средний, ни первый, ни последний. 
(Отгибаете средний палец.) 
Этот пальчик - безымянный, он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький - мизинчик, любит бегать в магазинчик! 
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)



Лексическая тема «Моя страна»

Подвижная игра «Заря заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.


 

Пальчиковая гимнастика


 

Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей.  Есть и клены, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

Загибают по одному пальчику на обеих руках;

руками изображают ветви деревьев;

двумя руками показывают «грибок»;

хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;

показывают большой калач.



Лексическая тема «Мы на севере живем»

Подвижная игра «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. 
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

 

Пальчиковая игра

Кто на Севере живет?

Кто там ест и кто там пьет? 

Звери необычные, к холоду привычные.
 Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

(«Замок», меняя положение пальцев) 
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
(Пальчики «шагают»)

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)



Лексическая тема «Люди труда»

Подвижная игра «Лётчик»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, подражательности.

Быть шофером хорошо,

А летчиком – лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети идут по кругу, крутят перед собой воображаемый руль

Бегут, расставив руки, как крылья

Остановились, наклонили воображаемый сосуд

Круговые движения правой рукой

Бегут, расставив руки, как крылья

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель …

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Поочередно соединять пальцы правой руки с большим

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими

Сжимать – разжимать кулаки

Вытянуть руки вперед ладонями вверх


 


 


 


 


 


 

Лексическая тема «Транспорт»

Подвижная игра «Самолет»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Руки в стороны –

в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Поворот через правое плечо.

Поворот через левое плечо.

Дети бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Подвижная игра «Четыре стихии»
Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом, какое либо из слов стихии (например - воздух). Тот, кто поймал мяч, должен назвать воздушный транспорт. Если названа земля – наземный, если вода – водный.  

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Ракеты летают,

Плывут корабли,

И едут по трассе грузовики.

В метро под землей

Электрички гудят,

По кругу спешат

То вперед, то назад.

Руки поднять над головой, соединив пальцы обеих рук.

Соединить ладони обеих рук в виде «лодочки», движения руками из стороны в сторону.

Имитировать езду на машине.

Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.

Соединить руки в виде круга.

Соединенными руками совершать движения вперед – назад.


 


 


 


 


 


 

Лексическая тема «Улица полна неожиданностей»

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра «Грузовики»

Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен  небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Ракеты летают,

Плывут корабли,

И едут по трассе грузовики.

В метро под землей

Электрички гудят,

По кругу спешат

То вперед, то назад.

Руки поднять над головой, соединив пальцы обеих рук.

Соединить ладони обеих рук в виде «лодочки», движения руками из стороны в сторону.

Имитировать езду на машине.

Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.

Соединить руки в виде круга.

Соединенными руками совершать движения вперед – назад.



 

Лексическая тема «Зима»

Подвижная игра «Два Мороза»

Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов – «Мороз» красный нос» и «Мороз синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

- Я Мороз – красный нос.

- Мороз – синий нос.

-Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!


 

Подвижная игра «Снежок»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И … сломаем!

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе.

Гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Подбрасывают воображаемый снежок вверх.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.



Лексическая тема «Зимние забавы»

Подвижная игра «Снеговик»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

(Показывают руками на лице улыбку)

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

(Медленно приседают)

(Пожимают плечами, разводят руками)

Пальчиковая гимнастика «Во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Загибают пальцы по одному.

«Идут» по столу указательным и средним

пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями

Крошащие движения всеми пальчикам.

Ведут вытянутыми пальцами правой руки по

ладони левой руки

Кладут ладошки на стол то одной, то другой

стороной

Отряхивают ладошки

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку



Лексическая тема «Новый год»

Подвижная игра «Ёлочка-краса»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Наша ёлочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, тянутся руками вверх.

Опять идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются. Хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Встреча Нового года»

Приходили к ёлке

Зайцы,

Белки,

Волки,

Новый год встречали

И подарков ждали.

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»

«Ушки» из указательного и среднего пальцев

Указательный и средний пальцы чуть согнуть

Большие пальцы подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальцы прижаты и вытянуты вперед

Попеременно хлопать ладонями и кулачками.



Лексическая тема «Одежда»

«Кто во что одет».

Дети стоят или сидят кругом/полукругом. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых штанах, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.


Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы)
Будем вещи мы стирать - (Одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем – их стирать мы тоже будем. (Кулаки имитируют стирку)

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Хороводная игра «Воробей»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Дети идут по кругу, изображая походку голубей; в центре один ребенок – скачет, как воробей)

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; дети, взявшись за руки, не пускают его)

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы;

Прилетели снегири.

Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно загибать пальцы на правой руке, начиная с большого.

Переход на левую руку.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.



 

Лексическая тема «Дикие животные»

Подвижная игра: «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Воспитатель дотрагивается до ребенка который будет «хитрой лисой». Дети по команде открывают глаза о хором говорят:

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса, где ты?

Ребенок, до которого дотронулись, подпрыгивает и говорит «Я здесь!» после этих слов дети убегают, а лиса старается поймать.


 

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Дикие животные водятся в лесу.

Здесь увидеть можешь ты

волка и лису,

зайца и медведя,

белку и ежа.

Прячет всех надежно

Лесная тишина.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим

На каждое название животного загибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке, начиная с большого

Закрыть глаза руками

Поднести указательный палец к губам



Лексическая тема «Домашние животные»

Подвижная игра «Гуси-Гуси»

Волк – это водящий. Гуси стоят в одном конце зала, хозяин в другом, между ними волк. Игра начинается с того, что хозяин и гуси должны вести между собой диалог в стихах:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га-га.

-Есть хотите?

-Да-да-да-да.

-Так летите.

-Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой.

- Так летите как хотите, только крылья берегите.

Гуси бегут к хозяину, волк их ловит.

Подвижная игра «Найди свой домик»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Пальчиковая гимнастика «В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

Всех зверей домашних знаю:

Кролик, лошадь и коза,

Кот, корова и свинья.

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

Помощник мой.

Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.

Разводить и соединять пальцы левой руки.

Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.

Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки, начиная с большого.

Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака».


 

Лексическая тема «Домашние питомцы»

«Лохматый пес»

Выбирается пес, на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой, уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим, что же будет?

После последних слов дети разбегаются, а пес старается их поймать.


 

Пальчиковая гимнастика «Села кошка».

 

   Подставляй ладошку,

   Расскажу про кошку.  

   Будем пальчики считать?

   Будем пальчики считать!

   Раз – два – три – четыре - пять!

   Вот - кулак,

   А вот – ладошка.

   На ладошку села кошка!

   И крадется потихоньку,

   И крадется потихоньку…

   Видно мышка там живет!

 Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Гладят ладонь другой рукой.

Шевелят пальчиками.

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.  Поочередно загибают пальчики на руке.

Сжимают пальцы в кулак.

 Разжимают их.

 Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки.

 «Пробегают»  пальчиками по руке до плеча

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.





 

Лексическая тема «Наша Армия - самая сильная»

Подвижная игра « Будь смелым и ловким»

Играющие стоят в кругу, в центре круга воспитатель. Он держит в руках снаряд ( веревка с мешочком). Воспитатель вращает снаряд по кругу над самым полом, а дети- солдаты подпрыгивают на 2- ногах вверх стараясь, чтобы снаряд не задел их. Описав 2-3 круга, воспитатель делает паузу и подсчитывает количество детей- солдатов, которые коснулись снаряда и дает необходимые указания по выполнению прыжков.

Пальчиковая гимнастика «Наша армия».
Аты - баты, аты - баты! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.


Пальчиковая гимнастика «Пограничник».
Пограничником я буду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках).
Чтоб границы защищать, (Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших).
И страна могла спокойно (Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев).
Крепким сном ночами спать. (Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим).



Лексическая тема «Русские богатыри»

Подвижная игра «Мы богатыри».

Дружно встанем раз-два-три-

Дети шагают на месте

Мы теперь богатыри!

Руки согнуты в локтях, показывают силу.

Мы ладонь к глазам представим,

Руку правую подносят козырьком к глазам

Ноги крепкие расставим,

Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

Поворот вправо

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево

Наклонились влево- вправо

Руки на поясе, наклон влево-вправо

Получается на славу!

Руки вверх

Пальчиковая гимнастика «БОГАТЫРИ»

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших).
Будем сказки мы читать. Там богатыри живут, всех по-разному зовут.
(Показать ладони, как раскрытую книгу).
Это три богатыря: (Показать большой, указательные и средний).
Старший - Муромец Илья - (Пошевелить большим пальце).
А Добрыня – средний тут, Никитичем его зовут. (Пошевелить указательным пальцем).
И Поповича Алёшу – Младшего мы видим тоже. (Пошевелить средним пальцем).
Как они умны, сильны. (Показать руками голову, мускулатуру).
Берегут покой страны. (Левая рука на пояс, взгляд из-под правой руки).


 


 


 


 


 


 

Лексическая тема «Весна»

Подвижная игра «Веснянка»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Идут по кругу, взявшись за руки

Бегут по кругу

«Летят» по кругу

Медленно приседают

Тянутся на цыпочках, руки вверх

Подвижная игра «Одуванчик»

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

Одуванчик – шарик белый.

Дунул я – и улетел он.

Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.

Два раза делают наклоны влево-вправо.

Опять поднимаются на носочках.

Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

Разбегаются по группе.

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна».

На дворе весна – весна. (хлопают в ладоши)

Солнышко пригрело, (поднимают руки вверх, разводят через стороны вниз)

Птички прилетели (руками машут как крылышками)

«Чик – чик –чик – чирик», - (пальцы складывают в щепотку – «клюв», открывают, закрывают)

Распевают воробьи.

Весело летают (Машут «крылышками».)

Зерна собирают (приседают на корточки, «клюют» зернышки)



 

Лексическая тема «Птичий переполох»

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

1 вариант: По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.

2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот пропускает одну игру.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Цели игры: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц); воспитывать любовь к природе, ко всему живому (к птицам).

Ход игры:

Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова. Потянулся караван,

Прямо к нам из жарких стран.

Дети идут по кругу на последнем слове останавливаются. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц, указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга.

Аист, цапля, трясогузка,

Чайка, ласточка, кукушка,

Жаворонок, дрозд, скворец.

Кто запомнил - молодец!

Утка, лебедь, соловей,

Кто ты есть, ответь скорей?

(ребенок называет перелетную птицу, которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.) Игра повторяется несколько раз. Если текст игры уже выучен, то ребенок на кого пал жребий становится ведущим.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

 Птички полетели,

   Крыльями махали,

   На деревья сели,

   Вместе отдыхали.

 Большой палец отгибают в  горизонтальное положение,

 сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы.

 Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами.

 Руки вверх, все пальцы широко расставлены.

 Большие пальцы отгибают  (как движения в первой строчке)



Лексическая тема

«Верны друзья - мама, папа, книга я»

Подвижная игра «Противоположное слово»
Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.

Ход игры: предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным.

Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение. 

   Пальчиковая гимнастика

Много книжек есть на свете, 

Читать их очень любят дети.                      

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем.  И про космос мы узнаем.

Дети ладошки соединяют вместе «книжкой».

 

Раскрывают и закрывают   «книжку».


 

Поочередно соединяют одно именные пальцы, начиная с мизинца.





Лексическая тема «Свойства материалов»

Подвижная игра «Береги предмет»
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Ход игры: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Пальчиковая гимнастика

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять

Треть пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.

По столу "бегут" указательные пальцы.

Средние пальцы.

Безымянные пальцы

Касаться стола ритмично обоими мизинцами.

Хлопнуть кулаками по столу.

Лексическая тема «Посуда»

Подвижная игра «Посуда»

Координация речи с движением; закрепление в речи относительных прилагательных.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули животы: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе

Кружатся, рисуя руками круг

Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой

Руки перед собой сомкнуть в кольцо

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Чередовать удар кулаками друг о друга с хлопком в ладоши

Одна ладонь скользит по другой по кругу

Загибать пальчики по одному, начиная с большого

Одна ладонь скользит по другой

Загибать пальцы по одному, начиная с большого.

Чередовать удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.




Лексическая тема «День космонавтики»

Подвижная игра «Ракета»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Дети маршируют.

Тянутся, подняв руки над головой и сомкнув их.

Опускают руки.

Снова тянутся.

Бегут по кругу с поднятыми вверх руками.

Подвижная игра «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, под «космическую» музыку делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Пальчиковая гимнастика «На ракете»

Руки вместе прижимаю,

Ввысь ракету запускаю…

Пальцы все разъединю

И на солнце полечу!

Соединить руки, плотно прижав их ладонями вместе.

Соединенные руки поднимать вверх, имитируя взлет ракеты.

Ладони прижаты, пальцы развести в стороны.

Пальцы соединить, поднять руки вверх, имитируя взлет ракеты.



Лексическая тема «Мебель»

Подвижная игра «Займи стул»

По кругу расставляются стулья (на один меньше, чем участников). Звучит музыка, дети идут вокруг стульев, выполняя танцевальные движения. Когда музыка заканчивается, дети должны занять стулья. Кто не успел, выбывает из игры (один стул убирается).

Пальчиковая гимнастика «В квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Загибают на обеих руках пальцы, начиная с больших

Сжимают и разжимают кулаки

На каждое название мебели загибают пальцы на правой руке, начиная с большого.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.









 

Лексическая тема «День победы»

Подвижная игра «Праздничный салют»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Пышные букеты

В небе расцветают,

Словно искры света,

Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми —

Каждый раз все новыми!

А потом рекою

Золотой текут.

Что это такое?

Праздничный салют!

Руками описывать круги над головой. Пальцы на руках разведены в стороны.

Руки подняты вверх, пальцы на руках поочередно сжимать и выпрямлять.

Руки поочередно поднимать и опускать, пальцы на руках поочередно сжимать и выпрямлять.

Плавные повороты вокруг туловища влево-вправо.

Руки развести в стороны, плечи поднять.

Руками описывать круги над головой. Пальцы на руках разведены в стороны.

Пальчиковая гимнастика «День Победы»

Когда приходит День Победы,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы,

Весною дышит вся земля.

Когда приходит День Победы,

То раньше солнышко встает,

И, как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ.

Когда приходит День Победы,

Звучат и музыка и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы тоже поздравляем всех!

Пальцы «шагают» по столу.

Из пальцев сделать бутон и медленно их раскрывать.

Пальцы «шагают» по столу.

Сцепить пальцы в «замок», поднимать пальцы и опускать.

Пальцы «шагают» по столу.

Ладони сложить вместе, пальцы развести в стороны.

Приставить ладони друг к другу, двигать всеми пальцами.

Пальцы «шагают» по столу.

Изобразить руками игру на скрипке, улыбнуться.

Свести ладони вместе в виде рукопожатия.

Развести руки в стороны.



Лексическая тема «Комнатные растения»

Подвижная игра «Комнатные растения».

- присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно вставать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. 

Пальчиковая гимнастика

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулаки, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония – Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)




 

Лексическая тема «Цветы»

Подвижная игра «Первые цветы»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – резвы и горячи.

Дети встают в круг, берутся за руки

Делают 4 шага назад, расширяют круг

Бегут по кругу

Снова берутся за руки

Раздвигают круг

Смыкают круг

Поднимают сцепленные друг с другом руки вверх

Тянутся на носочках, руки вверх

Прыгают на носочках, руки на поясе

Подвижная игра «Собери букет»

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…». Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Я ладошки округляю

И друг к дружке прижимаю.

Пальцы широко раздвину

И немного отодвину.

А теперь так подержу,

Вам цветочек покажу.

Соединить обе ладони вместе

Пальцы слегка согнуть и развести







Лексическая тема «Насекомые, рептилии»

Подвижная игра «Гусеница»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.

Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку.

Переворачиваются на правый бок, руки под щеку.

Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.

Медленно садятся.

Потягиваются сидя.

Встают, снова потягиваются.

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.

Подвижная игра «Поймай комара»

 Упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с при­вязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и  встает в се­редину круга.

Для зачина взрослый может прочитать  отрывок из стихотворения Б.Заходера:  Поют лягушки хором.  

Какой прекрасный хор!

                      Вот есть же хор, в котором

                      Не нужен дирижер!

- Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

 С этими  словами взрослый начинает медленно вращать прут  (кружит комара) немного выше го­ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпры­гивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется  5 – 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый  то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли до­стать комара. Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. Бух!

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают по одному пальцу на обеих руках.

Делают круги из пальцев и подносят к глазам.

Машут ладонями

Роняют ладони на стол





Лексическая тема «Лето»

Подвижная игра «Солнышко»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Солнышко,

Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам лето встречать.

Дети стоят в маленьком кругу, держась за руки; шагают назад, максимально расширяя круг.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках – вдох.

Опускают руки – выдох, фраза на выдохе.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Вот и лето наступает,

Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Круговые движения кистями; сложить ладони вместе, пальцы врозь – «солнышко».

Показать «домик».

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.