Дидактическая многофункциональная игра «Поможем Мишутке» по лексическим темам «Фрукты» и «Ягоды»

11
0
Материал опубликован 4 May 2018 в группе

Систематизировать знания детей о фруктах и ягодах. Развивать речевые навыки детей.

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам (фрукты - ягоды), закрепить слова-обобщения. Расширять и активизировать словарь детей по лексическим темам «Фрукты», «Ягоды». Совершенствовать грамматический строй речи: - образование от существительных и правильное использование относительных прилагательных в разных падежах и родах; - согласование числительных с существительными и прилагательными. Формировать познавательную деятельность детей (мышление, восприятие, память, внимание).

Дидактическая многофункциональная игра «Поможем Мишутке» предназначена для детей дошкольного возраста по лексическим темам «Фрукты», «Ягоды». Она может проводиться логопедом, воспитателем, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. В домашних условиях игру могут проводить с ребёнком гувернер или родители.

Игровое поле с изображением Мишутки, фруктов и ягод; разрезные цифры, цветные карточки любых двух цветов, плоскостные: кастрюля, банка, пирог, корзина.

Примечание: перед началом игры приклейте на игровое поле (рядом с фруктами, ягодами и Мишуткой) маленькие кармашки или текстильную липучку. * Из опыта работы, чтобы игра проходила более динамично, рекомендую приклеить текстильную липучку только для Мишутки, чтобы крепить корзину, кастрюлю, банку, пирог, а рядом с фруктами и ягодами сделать маленькие кармашки или прорези.

Начать игру лучше в виде сказки. «В сказочном лесу, среди ёлок и берёз, на опушке леса живёт медвежья семья: медведь - Федор Иванович, медведица - Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Живут они не в берлоге, а в красивом тереме. Во дворе возле терема стоят улья с мёдом, растут разные фрукты и ягоды. Однажды решила Настасья Петровна испечь пироги и попросила маленького Мишутку сходить во двор и набрать разных ягод (фруктов) для начинки». Педагог вывешивает на доску (наборное полотно) или располагает на столе игровое поле. Возле Мишутки крепит корзину. «Вышел медвежонок во двор растерялся. Что же ему в корзинку положить?»

Педагог предлагает детям помочь Мишутке собрать ягоды (или фрукты). Дети по одному находят ягоды (фрукты), ставят цветную метку (например, красного цвета) и дают полный ответ. Образец ответа ребёнка: Это ягода земляника. Я положу землянику в корзину к Мишутке. * Цветные метки нужны для того, чтобы дети собирали в корзинку все ягоды (фрукты) и не повторялись. После того как собраны все ягоды, можно спросить детей, что осталось расти во дворе у медведей. Дети перечисляют фрукты (ягоды) и называют обобщающее понятие.

Этот вариант игры является промежуточным звеном варианта 1. После того, как дети собрали ягоды (фрукты), педагог предлагает детям закрыть глаза, и в это время переставляет несколько цветных меток на фрукты (ягоды). Открыв глаза, дети должны найти и дать полный ответ, что лишнее попало в корзинку к Мишутке. Образец ответа ребёнка: В корзинке у Мишутки лишняя груша, потому что груша не ягода, а фрукт.

Игра проводится с целью закрепления навыка согласования числительных с существительными. Педагог ставит рядом с фруктом или ягодой цифру и просит детей назвать, что и сколько положил Мишутка себе в корзину. Образец ответа ребёнка: Мишутка положил в корзинку три банана. Мишутка положил в корзину одно яблоко, две груши и пять слив. Для каждого ребёнка педагог меняет цифры и ставит их в разные места.

Игра проводится с целью закрепления умений детей образовывать относительные прилагательные от существительных. Педагог рядом с Мишуткой крепит кастрюлю, пирог или банку. Каждый атрибут несёт своё смысловое значение: - кастрюля - Медведица приготовила компот – мужской род; - пирог - Медведица приготовила пирог с начинкой – женский род; - банка - Медведица приготовила для Мишутки повидло – средний род.

Затем ставит цветную метку возле любого фрукта или ягоды, для того чтобы ребёнок знал, от какого слова надо образовать относительное прилагательное, и спрашивает детей, что Настасья Петровна приготовила Мишутке на обед. Для каждого ребёнка метки меняются. Например, у Мишутки прикреплена банка, и стоит метка рядом с клубникой. Образец ответа ребёнка: Медведица приготовила Мишутке клубничное повидло.

Например, у Мишутки прикреплен пирог, и стоит метка рядом с черникой. Образец ответа ребёнка: Медведица приготовила Мишутке пирог с черничной начинкой. * Игру можно усложнить, для этого вместо цветных меток возле фруктов или ягод педагог ставит цифру. Образец ответа ребёнка: Медведица приготовила Мишутке два пирога с черничной начинкой.

С помощью поставленного вопроса детям решаем задачу с отработкой использования в речи разных падежных окончаний. И.п. - Что съел Мишутка на завтрак? Мишутка съел два пирога с черничной начинкой. Р.п. - Для чего Мишутка принёс тарелки? Мишутка принёс тарелки для двух пирогов с черничной начинкой. Д.п. - К чему подошел Мишутка? Мишутка подошёл к двум пирогам с черничной начинкой. Т.п. - Чем Мишутка лакомится? Мишутка лакомится двумя пирогами с черничной начинкой. П.п. - О чём мечтает Мишутка? - Мишутка мечтает о двух пирогах с черничной начинкой.

Данную игру можно использовать и для дифференциации других понятий, выполнив игровое поле с нужным лексическим наполнением. Например, «Овощи - Фрукты», «Грибы: съедобные и ядовитые», «Продукты: молочные, мясные, мучные» и т.д. Учитель - логопед: Бикина Н. В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.