Действительные и страдательные причастия

21
6
Материал опубликован 6 July в группе

Урок 26. Действительные и страдательные причастия

Цель- формирование понятия о действительных и страдательных причастиях.

Задачи: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, определять вид причастия, особенности употребления их в речи.

Ход урока


1.Организационный момент.


2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Четвертое лишнее»


1. Клеящий карандаш, заметившая одноклассница, посеянная рожь, надвигавшаяся гроза.

2. Исследуемая проблема, видимые ошибки, услышавший актер, скованная река.

По какому признаку вы определяли лишние слова? Какой теме будет посвящен наш урок?


3. Актуализация знаний.

1) Закончи предложение:

Причастие – это особая форма глагола, которая…

Чтобы определить падеж причастия, нужно…

Причастный оборот –это …

Страдательными причастиями называются причастия, которые обозначают…

Действительными причастиями называются причастия, которые обозначают…

2) Изучение теоретического материала (уч-к, с. 38)

3) РАФТ: учащиеся выбирают себе роли и рассказывают о себе. (1 вариант-«Действительное причастие», 2 вариант - «Страдательное причастие»»). Примеры в рассказе обязательны, можно пользоваться тетрадью-помощницей, учебником или орфографическим словарем.

В случае затруднений используем таблицу

t1720297787aa.jpg


4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с учебником:

Упр. 71 с. 38, взаимопроверка, выборочная проверка учителем.


5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тестирование 


Приложение 1-26. Для печатиDOCX / 11.86 Кб

1. Сколько причастий употреблено в отрывке из стихотворения А.Н.Апухтина «Помню, в веер невозвратный…»?

Помню, в вечер невозвратный

Посреди толпы чужой

Чей-то образ благодатный

Тихо веял предо мной.


Помню, в час нежданной встречи

И смятение, и страх,

Недосказанные речи

Замирали на устах…

A. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

2) Какая характеристика выделенного слова является верной?

Снится мне счастье прожитое…

Очи недавно любимые

Ярко горят в темноте;

Месяц… окошко раскрытое…

Речи, с мечтой уносимые…

Речи так ласковы те!

A. Действительное причастие настоящего времени.

Б. Действительное причастие прошедшего времени.

В. Страдательное причастие настоящего времени.

Г. Страдательное причастие прошедшего времени.

3) Укажите ряд, в котором все причастия страдательные

A. Придуманный, заводимый, читаемый, бегущий.

Б. Решенный, порванный, лелеемый, затеявший.

В. Гуляющий, вывезенный, увлекаемый, растрепанный.

Г. Видимый, открытый, недоеденный, остриженный.

4) Укажите ряд, в котором все причастия действительные

А. Неутихающий, сохранившийся, срубленный, видящий

Б.Понявший, взятый, несший, видимый

В.Дышащий, рокочущий, прибывший, грохотавший

Г. Взятый, пилящий, лечивший, горящий

5) В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

A. Преодолева..мый, завис..мый

Б. Необита..мый, вид..мый

В. Слыш..мый, сопровожда..мый

Г. Освеща..мый, уважа..мый

6) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я вижу небеса (1) подернутые мглою (2)

И скатерть снежную (3) на сглаженных полях (4)

И крыши белые (5) и иней на дровах.

A. 12345 Б. 1234 В. 2345 Г. 1245

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 72 (А или Б, зад. 1-3).

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Использованная литература

1. Таблица «Действительные и страдательные причастия». [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://domikexpert.ru/wp-content/uploads/b/d/8/bd8541aafcbb41d347bda78d2968c9a8.jpeg (дата обращения 06.07.2024)

2. Апухтин .Н.. Стихи. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://stih.su/apuhtin-a-n/stikhi-apukhtina-o-prirode/ (дата обращения 06.07.2024)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

7 July

Благодарю взаимно за внимание, Марина Юрьевна!

7 July

Спасибо большое, Вера Сергеевна! Как повезло учителям, которые будут работать в 7 классе! ::smile2::

7 July

Спасибо за добрые слова, Юлия Васильевна!

7 July

Спасибо, Вера Сергеевна! Отличный ресурс! у меня есть 7класс, очень повезло. Юлия Васильевна права.

26 July

Спасибо, Галина Геннадьевна, за высокую оценку работы.

26 July

Похожие публикации