12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексашина Алла Михайловна105
Россия, Самарская обл., с.Богородское

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Тема урока

Действительные и страдательные причастия

Тип урока

изучение нового материала

Вид деятельности

коллективная, групповая

Цель деятельности учителя

- дать понятие о действительных и страдательных причастиях;

- учить умению различать виды причастий;

- развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания;

- развивать воображение и речь учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: усвоение понятий действительного и страдательного причастий, умение различать виды причастий.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор


 Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия

II.Актуализация знаний

Слайд №3. Фронтальный опрос:

Что такое причастие?

Как определить падеж у причастия?

Что называется причастным оборотом?

Как на письме выделяется причастный оборот?

Слайд № 4. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.


 

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем

Слайд №5. Проверьте себя

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы учащихся.

Выполняют задание, проверяют его по слайду.

Выполняют задание: называют признаки прилагательного у данных причастий.

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умеют создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы

Регулятивные: развивать умение самостоятельно формулировать учебную задачу и планировать пути достижения целей, владеть основами самоконтроля

Коммуникативные: оформляют свою мысль в письменной и устной речи, обосновывают высказанное суждение

III.Объяснение нового материала

Слайд №6. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать девочку по её действию на мальчика? А как мы охарактеризуем мальчика? Кто из них сам производит действие, а кто испытывает на себе действие со стороны другого?

- Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

Слайд №.7,8,9 Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Физпауза

Рассматривают картинку, составляют предложения, обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полного ответа на вопрос.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Коллективная

Коллективная

Личностные: осознают свои возможности в учении, развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе.

Предметные: развивают умение различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм рассуждения


 

IV.Лингвистический эксперимент

- Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать действительные и страдательные причастия?

Слайд №10.Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)

В результате этой работы заполняется таблица.(Сайд №11)

Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.

Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы.

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

Групповая, фронтальная

Познавательные: развивают умение проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;  совершенствуют умение выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков, навыков смыслового чтения.

Коммуникативные:  развивают умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные: формируют навык предупреждения ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий

V.Закрепление нового материала

Слайд №12. 

Задание выполняется по группам: первая группа выписывает предложения с действительными причастиями, вторая группа - со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 13 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1 вариант:

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

2 вариант:

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд №14. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд №15 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Выполняют задание, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Выполняют упражнение самостоятельно, с последующей проверкой по слайду.

Групповая

Коммуникативные: совершенствуют умение работать индивидуально, в группе; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: развивать умение проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку.

Регулятивные: самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив

Предметные: формируют навык в определении действительных и страдательных причастий

VI.Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?

На какие группы делятся причастия?

Дайте определение действительных, страдательных причастий.

Чем отличаются эти причастия?

Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

 Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, дополняют одноклассников, делают выводы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Фронтальная

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).

VII. Инструктаж по домашней работе.

Слайд №16

Параграф 16, упражнение 99, 100 или 101 ( на выбор)

- Ну вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, 
Учитель ваш уже итог подводит, 
Не сводит с вас своих довольных глаз. 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас! 


Объявление оценок.

Записывают домашнее задание

 

Регулятивные: планировать пути достижения цели, владеть основами самоконтроля.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Скрипникова Валентина Михайловна, 13.07.17 в 07:52 1 Ответить Пожаловаться
замечательная методическая разработка!
Светлана Лушникова (Кузнецова), 11.08.17 в 11:49 0 Ответить Пожаловаться
очень интересно!Особенно, когда объясняешь в 6 классе, приходится придумывать разнообразные задания, чтобы ребятишки поняли.эту тему
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.