Урок по русскому языку в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Дата: 12.10.17 Класс: 7a
Открытый урок
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Деятельностные:
развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
развивать умение работать в парах, группах
Содержательные:
дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Задачи:
Формирование понятия о действительных и страдательных причастиях.
Создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа
Способствовать формированию чувства ответственности, уверенности, настойчивости
Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
Ключевые понятия
Действительные и страдательные причастия
Формы организации учебной деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная
Методические приемы
Повторение пройденного, объяснение, беседа, тестирование, наглядный, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм рассуждения
правильно находить границы причастного оборота
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
объяснять постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)
Личностные УУД:
формулировать и аргументировать собственное мнение;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
проговаривать алгоритм определения вида причастия;
осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
находить нужную информацию;
проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
учиться критично относиться к собственному мнению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
Слайд 1
Актуализация ранее изученного материала.
- Кто мне скажет, что такое ПРИЧАСТИЕ? (причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, проявляющийся во времени, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)
- Назовите морфологические признаки причастия. ( Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.)
-Чем является в предложении? (в предложении причастие является определением)
-Когда обособляется причастный оборот? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми)
II Лингвистическая разминка:
Сидят по группам. Я раздаю листочки с заданиями.
Задание для 1-ой группы: разделить словосочетания 2 столбика, с именами прилагательными и причастиями;
Задание для 2-ой группы: выпишите только словосочетания с причастиями
Задание для 3-ей группы: поставить запятые при причастном обороте;
Карточка №1
Причастие |
Прилагательное |
Прочитавший книгу, брошенный вызов, идущий человек, красящий пигмент, встретивший друг, голубеющая даль |
Синяя даль, резкий поворот, любимый человек, деревянная ложка, огромный пузырь, мягкая подушка |
Карточка№2
Ветреный день, заходящее солнце, хороший мальчик, много знающий, убранный урожай, спешащий в школу, участвующий в олимпиаде.
Карточка №3
Дорога, затененная деревьями, извивается около горы. Марья Кирилловна, взволнованная свиданием с Дубровским, возвращается из сада. Дорожка, недавно расчищенная, скоро вывела нас из липовой рощи.
(устная проверка, выступает один ученик)
Слайд 2
Объяснение нового материала.
Солнце, нагревающее землю. Земля, нагреваемая солнцем.
- Назовите причастия в предложениях. (нагревающее, нагреваемая)
- Смотрим на рисунки, какое причастие обозначает признак действия того предмета, который сам производит действие?
- Какое причастие обозначает признак действия того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?
В первом случае причастие действительное, так как обозначает признак предмета, который сам совершает действие, а во втором – страдательное, так как обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета.
- Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь.
Слайд 3
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»
-Открываем тетради, пропускаем две строчки от предыдущей работы, пишем дату 12 октября, классная работа. Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
-Открываем учебники на странице 44, находим правило в зеленой рамочке. А правило для всех нас прочтет Степанова Катя.(читает). Спасибо.
IV.Закрепление материала.
-Ребята, действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов:
Слайд 4
Изучение таблицы.
Причастие |
Настоящее время |
Прошедшее время |
Действительное |
-УЩ-, -ЮЩ- - АЩ- , -ЯЩ- |
-ВШ- -Ш- |
Страдательное |
-ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- |
-НН-, -Т-, -ЕНН- |
Слайд 6
Найдите в данных предложениях причастия и определите действительное или страдательное:
1.«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бекон
«Книги – корабли мысли, странствующие (ДП) по волнам времени и бережно несущие (ДП) свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон
2. «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное» М.Горький
«Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный (СП) в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее (ДП), чудесное». М.Горький
3.Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся у работников типографии. Е.В. Михайлов
Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся (ДП) у работников типографии.
Словарная работа
-типография и наборщик объединены одной темой книгопечатанье, давайте познакомимся с лексическим значением слов
1 ТИПОГРА́ФИЯ, -и, жен. Полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты и другую печатную продукцию. (Толковый словарь Ожегова)
2 НАБО́РЩИК, -а, муж. Рабочий, специалист по типографскому набору.
3 КЛИШЕ 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания
Практика под руководством учителя (на слайде и на листочках)
1. Работа в группах
-Теперь работа в группах. Возьмите листочки с заданиями. Первой команде надо найти словосочетания со страдательным причастием. Вторая и третья команда находят словосочетания с действительным причастием.
Слайд 7
1-ая группа: страдательные |
2-ая группа Действительные |
3-я группа действительные |
ожидающий пассажир, уважающий старших, написанная учеником, одеваемая кукла, выращенный лес |
написанная учеником, тающий снег, распиленная плотником, уснувший ребенок, опрокинутый котенком |
плескавшиеся волны переданная людям проверенная учителем летящий самолет сидящая девочка |
Слайд 8
- Поскольку причастие имеет признаки и глагола и имени прилагательного, то физкультминутка будет направлена на отличие причастия от этих частей речи
Физкультминутка.
Глагол - руки вверх
Прилагательное - в стороны
Причастие - перед собой
(бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)
Слайд 10
3. Творческая работа
Создание сочинения-миниатюры «Золотая осень» с использованием действительных и страдательных причастий.
Опорные слова: упавшие, капающая, желтеющие, улетающие, покрытая, бегущие, шуршащие.
пишут под музыку Чайковского
Слайд 11
4. Тестирование
Какое слово является причастием?
а) деревянный в) зеленый
б) тонущий г) длинный
2. Укажите словосочетание с причастием.
а) серебряный колокольчик в) смотрящий в окно
б) отсутствовать на уроке г) волшебный предмет
3. Найти словосочетание со страдательным причастием
а) на пестреющем лугу в) опавшие с тополя
б) отнятая мальчишкой игрушка г) о движущемся предмете
4. Найти словосочетание с действительным причастием
а) летящий самолет в) опрокинутый котенком
б) написанная учеником г) распиленная плотником
Слайд 12
Самопроверка
б
в
б
а
Слайд 13
Подведение итогов урока.
- Какое причастие называется действительным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)
- Какое причастие называется страдательным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие). -
-Оцените свою работу на уроке.
Слайд 14
Рефлексия
Выставление оценок.
Слайд 15
Домашнее задание дифференцированное
Параграф 16, опоры повторить,
1. Упр. 101.
2. Сочинение «Это удивительное причастие»