12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ярута Галина Владимировна56
7

Декоративно-прикладное искусство. Работа с разными материалами. Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве. Воробей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ „КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ”

ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»

(ГОУ ЛНР «Беловская гимназия»)





Республиканский конкурс учебно-методических пособий, методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и учреждений дополнительного образования «Творческое пространство педагога»



Образ птицы

в декоративно-прикладном искусстве. Воробей.



Подготовила:

учитель начальных классов и

внеурочной деятельности

Ярута Галина Владимировна



Белое

2021


Тема: работа с разными материалами. Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве. Воробей.

Цель: формировать у обучающихся интерес к декоративно-прикладному искусству;  изучить образ воробья в декоративно-прикладном искусстве; научить детей изготавливать воробья из фольги и ваты.

Задачи:

познакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства;

углубить познания о декоративно-прикладном искусстве;

пробудить интерес к самостоятельному созданию произведения искусства;

научить самостоятельно, работать и анализировать, обобщая собранный материал;

привить навыки представления подготовленного материала на заданную тему;

развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности;

воспитывать заботливое отношение к птицам;

воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.

Целевая аудитория: 5 класс.

Автор: учитель начальных классов и внеурочной деятельности Ярута Галина Владимировна

Теоретическая - и практическая значимость данной работы - результаты работы могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка.


Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, образец изделия (воробей).

Материалы: вата, фольга, клей ПВА, тонкая проволока, нитки чёрные, 2 бусины (чёрные), кисти, гуашь, баночка для воды, ножницы,


Ход занятия.

Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Учитель ставит задачу:

Учитель:

- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в виртуальное путешествие по стране Ремесел. 

- А что такое ремесло?

Учащиеся:

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

Постановка учебной задачи

Учитель:

- Правильно, сегодня мы начинаем раздел « Работа с разными материалами». А что мы будем сегодня создавать, вам предстоит отгадать.

Он растрёпанный, драчливый.

Непоседливый, крикливый.

На асфальте, под окошком,

Хлеба собирает крошки.

Искупается в пыли

Или в луже на мели.

Отгадайте поскорей,

Эта птичка… воробей.

4. Сообщение целей и задач занятия.

Учитель:

- Сегодня мы с вами рассмотрим, как мастера-ремесленники изготавливали воробьёв из разных материалов и сами изготовим воробья в натуральную величину.

- А что вы знаете о воробьях?

Учащиеся:

-Это маленькая зимующая птичка. Живёт поблизости от людей. Имеет коричневое оперенье.

Учитель:

Холодной зимой, когда птиц совсем мало, или жарким летом, когда раздаются голоса множества птиц, с человеком всегда рядом маленькая, серо-коричневая птаха – воробей, к которой люди так привыкли.

К счастью для нас, воробьи вовсе не вегетарианцы. Их птенцы питаются только белковой пищей – насекомыми. За год воробьи приносят три выводка. И всех их надо прокормить. В основном на это дело уходит тьма вредных насекомых – яблочных долгоносиков, гусениц, всевозможных личинок. Люди ценят помощь воробьёв. Зимой заботливые хозяева стараются подкормить пернатых, а они с весны до осени будут охранять их сад от вредителей.


Про воробья в народе сложено много загадок, стихов, сказок, пословиц и поговорок. Одна из них вам хорошо знакома: «Время, как воробей, упустишь – не поймаешь».

- Как вы её понимаете?

Учащиеся:

- Пословица о том, что время надо ценить.

Учитель:

- По поведению воробьёв в далёком прошлом предсказывали погоду. К примеру: Увидеть зимой стайку пронзительно чирикающих воробьев – скоро будет снегопад.

- Какие вы знаете приметы связанные с птицами?

Учащиеся:

Воробей у окна может предвещать мелкие хлопоты.

Учитель:

- Какие вы читали произведения про птиц?

Учащиеся:

- Самуил Маршак «Где обедал воробей».

Учитель:

Птицы всегда вызывали восторг способностями, которыми природа обделила человека. Ни тебе полететь к заоблачным высям навстречу солнцу, ни махнуть крылом в теплые края…

Конечно, живописцы не обошли вниманием легкокрылых представителей фауны, где тем отведена особая роль.

- А сейчас отправимся в виртуальное путешествие по стране Ремесел. 

Посмотрим презентацию.

Слайд 2

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.  Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира. Воробей занимает в искусстве не последнее место.

Слайд 3.

Оригинальные поделки в виде птичек – настоящее искусство. Фарфор довольно пластичный материал, из которого можно делать практически все. С момента открытия Европой секрета фарфоровой массы, фарфоровые мануфактуры стали использовать широко пластические свойства этого удивительного материала, создавая так называемую малую скульптуру. Милые фигурки птичек украшают интерьер а так же являются символическим подарком. Воробей символизирует свободу, выход за рамки и правила...

Слайд 4

Вышивка относится к интереснейшей области человеческой деятельности и имеет очень давнее историческое прошлое. Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Это символ веселья, любви к жизни, энтузиазма, энергичности. Также птица воробей – символ верности и преданности.

Слайд 5.

Старинные бронзовые статуэтки ценят не только простые обыватели, но и коллекционеры. У многих народов птица являлась тотемным существом, а сегодня фигурки птиц часто встречаются в интерьере, символизируя стремление к свободе, укрепляя семейные отношения. Известно, что воробьи путешествуют на очень большие расстояния, и при этом всегда возвращаются домой.

Слайд 6.

С глубокой древности различные узоры на посуде были неотъемлемой частью быта первых людей. В греческой мифологии воробей был помощником богини любви и красоты – Афродиты. У индейцев же, воробей символизирует богатство. Известно, что когда воробьи находят себе пару, то остаются верными своей половинке.

Слайд 7

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины. Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Образ птицы часто вдохновляет резчиков. Статуэтки птиц отличаются оригинальным дизайном. Они прекрасно украсят квартиру или офис.

Учитель:

- Какие ремёсла были представлены в презентации?

Учащиеся:

- Вышивка, резьба по дереву, гончарное мастерство, роспись посуды, скульптура.

Учитель:

- Из какого материала понравились воробьи больше всего?

Учащиеся:

- Керамика.

5. Открытие нового знания

Учитель:

- Итак, в нашей волшебной мастерской каждый из вас сотворит чудо. Каждый из вас изготовит воробушка.

 В этом конверте  инструкции к работе.

Выявление места и причины затруднения. Пробное учебное действие.


- Внимательно рассмотрите воробья.

- Из какого материала сделана игрушка?

Учащиеся:

-  Не определить.

Учитель:

- Чем необычна эта игрушка?

Учащиеся:

- Очень похожа на настоящую птицу.

Учитель:

- Сможете самостоятельно выполнить работу?

Учащиеся:

- Нет. Нужна инструкция.

6. Построение проекта выхода из затруднения. (Приложение 1)




Учитель:

- Ребята, рассмотрите материалы, которые мы приготовили. Для начала положите перед собой фольгу.


1этап.

1.Отрываем большой кусок фольги. Придаём форму овала и формируем хвостик.

t1613196999aa.jpg

2. Из отдельного куска фольги формируем голову.

t1613196999ab.jpg

3. С помощью клеевого пистолета прикрепляем голову к туловищу. Клей не жалеем, хорошо промазываем. Шилом делаем отверстие и вставляем клюв сделанный тоже из фольги. Фиксируем клеем.

t1613196999ac.gif

Заготовка для воробья готова.

2 этап.

Вылейте немного клея в небольшую емкость, разбавьте водой 1х1;

Разложите кусочек ваты, растяните его немного, определите, где будет спинка;

Аккуратно нанесите кисточкой клей на вату, приглаживая вату к основанию; обклеиваем ватой всю заготовку.

Теперь поделку нужно посушить, расположив её так, чтобы она не примялась.


t1613196999ad.jpg


3 этап.

Приступим к изготовлению лапок.

Нарежьте проволоку длиной примерно 10 см.

4 проволочки скрутите, придайте форму лапок.

Каждую лапку обмотайте ниткой. Нитку зафиксируйте клеем.


t1613196999ae.jpgt1613196999af.jpg

4 этап.

Собираем птицу.

На голове делаем два отверстия для глаз.

Для глаз используем 2 чёрные бусинки и фиксируем клеем.

В области брюшка делаем 2 отверстия для лапок.

Вставляем лапки и фиксируем клеем.


5 этап.

Последний штрих – нанесение краски.(Приложение 2)

1. Наносим простым карандашом рисунок оперения.

2. Наносим основной цвет (коричневый) голова и спинка.

3. Наносим белый цвет на спинку, отражая пёрышки.

4. Наносим серый контур крыльев и хвоста.

5. Наносим оттенки на хвост и крылья.

6. Окрашиваем грудку бежевым цветом.

7. В заключение оформляем клюв и глазки.


7. Реализация построенного проекта.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:


- Но прежде повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.



Правила безопасной работы с ножницами.


1.Перед работой проверь исправность инструментов.
2.Не работай ножницами с ослабленным креплением.
3.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
4.Следи за движением лезвий во время работы.
5.Ножницы клади кольцами к себе.
6.Подавай ножницы кольцами вперед.
7.Не оставляй ножницы открытыми.


Техника безопасности при работе с клеем.


1.Работай аккуратно, стараясь не капать клеем.
2.Старайся, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3.При попадании клея в глаза хорошо промой их водой.
4.После работы клей плотно закрой и убери.
5.Вымой руки после работы.


8. Самоанализ.

Учитель:

- Все ли у вас получилось?

Где, на каком этапе были трудности?

Как вы оцените свою работу?

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Учитель:

Продолжи предложение:

сегодня я узнала…

было трудно…

теперь я могу…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

меня удивило…

мне захотелось…


  Реклама

Учитель:


Вы идёте на день рождения и не знаете чем удивить друга!?

Милая фигурка воробья украсит интерьер и станет символическим подарком.

Статуэтки птиц, представленные на нашей выставке, имеют ряд отличительных черт:

Оригинальность. Каждое изделие уникально. Птицы различаются фактурой, стилистикой и габаритами.

Авторская работа !!!

Данное изделие изготовлено из натурального сырья. Декорировано в технике цветной росписи.

Креативный дизайн станет отличным подарком и истинным украшением Вашего интерьера.

Высокое качество. Изделия устойчивы к внешнему воздействию, сохраняют свою эстетику в течение многих лет.

Приходите к нам на занятия, и вы всегда сможете создать эксклюзивные подарки к любому празднику для друзей и родных!!!




































Приложение1


1.Отрываем большой кусок фольги. Придаём форму овала и формируем хвостик.

t1613196999ag.jpg

2.Из отдельного куска фольги формируем голову.


t1613196999ah.jpg

3.С помощью клеевого пистолета прикрепляем голову к туловищу. Клей не жалеем, хорошо промазываем. Шилом делаем отверстие и вставляем клюв сделанный тоже из фольги. Фиксируем клеем.

t1613196999ai.gif

1.Вылейте немного клея в небольшую емкость, разбавьте водой 1х1;

2.Разложите кусочек ваты, растяните его немного, определите, где будет спинка;

3.Аккуратно нанесите кисточкой клей на вату, приглаживая вату к основанию; обклеиваем ватой всю заготовку.

4.Теперь поделку нужно посушить, расположив её так, чтобы она не примялась.

t1613196999aj.jpg

Приступим к изготовлению лапок.

1.Нарежьте проволоку длиной примерно 10 см.

2.4 проволочки скручиваем, придаём форму лапок.

3.Каждую лапку обмотайте ниткой. Нитку зафиксируйте клеем.


t1613196999ae.jpg t1613196999af.jpg


Приложение 2



Этапы работы нанесения краски

t1613196999ak.jpg

t1613196999al.jpg

t1613196999am.jpg

t1613196999an.jpg

t1613196999ao.jpg

t1613196999ap.jpg

t1613196999aq.jpg

t1613196999ar.jpg

t1613196999as.jpg





t1613196999at.jpg

t1613196999au.jpg







Список используемой литературы


Горяева Н.А. “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. М. Дрофа, 2001г.

Клиентов А.Е. «Народные промыслы», Москва, Белый город, 2003 г.

Латынин Л. «Основные сюжеты русского народного искусства», Москва, Глас, 2006г.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1



Интернет – источники


http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm

vestnik-ggu.ru › doc › leontieva_feodorovskaja

masteridelo.ru › ДеревоРезьба

http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=476

pkshark.ru › Блог

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 13.02.21 в 10:13 0Ответить Пожаловаться
Отличная качественная работа, Галина Владимировна!!! Спасибо за публикацию!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.