Занятие «Эксперимент» в кружке «Юный эколог»
Занятие кружка «Юный эколог»
Тема занятия «Эксперимент»
Цель: формирование навыков проведения эксперимента и оформления результатов экспериментальной части своей учебно-исследовательской деятельности
Задачи:
- Рассмотреть методы исследования, применяемые в биологии.
- Обучить правилам проведения эксперимента.
- Сформировать навык постановки цели, выдвижения задач и гипотезы, формулирования выводов к работе.
- Продолжить формирование навыков оформления исследовательской работы.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная
Методы: беседа, эксперимент
Ход занятия
1. Организационный момент (5 минут – беседа, мотивация к деятельности).
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомиться с основами исследовательской деятельности. На прошлых занятиях мы учились работать с литературными и интерне – источниками информации, подбирать методики для проведения исследования. Мы с вами уже знаем, что в биологии для изучения свойств живых организмов используется много методов.
Какие методы исследования вы знаете?
Учащиеся. Наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование и т.д.
Учитель. С наблюдением мы уже с вами познакомились, а что такое эксперимент?
Ответы учащихся
Учитель. Эксперимент – это исследование свойств биологических объектов в специально созданных условиях.
Так как этот метод используется нашими ребятами в исследовательских проектах, то сегодня мы с ним поближе познакомимся.
Как любой научный метод, эксперимент имеет свою определенную структуру, которая включает в себя:
- Цель
- Задачи
- Гипотеза
- Результаты исследования
- Выводы
А объектом исследования у нас сегодня будет орган, который мы считаем самым главным в нашем организме. Какой это орган?
Учащиеся. Сердце.
Учитель. Почему он главный?
Учащиеся. От его работы зависит здоровье, состояние человека, настроение и даже жизнь.
Учитель. Хотите узнать, как работает ваше сердце? (ДА)
2. Изучение нового материала. (10 минут – рассказ с элементами беседы)
Учитель. Сердце – это мышечный орган, который, сокращаясь, перекачивает кровь. Здоровое сердце работает с четким определенным ритмом. Как мы можем узнать с каким ритмом работает наше сердце?
Учащиеся. По пульсу
Учитель. Что такое пульс?
Учащиеся. Удары крови по стенкам сосуда
Учитель. Где мы можем определить пульс у человека?
Учащиеся. На запястье, на шее
Учитель. Как вы думаете, у нас сердце всегда бьется с одинаковой частотой?
Учащиеся. Нет
Учитель. Отчего это зависит? Приведите примеры из собственной жизни.
Учащиеся. Частота пульса зависит от нагрузки, психологического состояния человека, вида деятельности
3. Эксперимент (15-20 минут).
Тема «Реакция сердца на физическую нагрузку»
Учитель. Ребята, перед вами лежит карта эксперимента (приложение 2), не забывайте вносить в нее все, о чем мы будем говорить.
Первое, с чего мы должны начать нашу работу – это сформулировать цель. Цель - это результат нашей работы, то, что необходимо сделать в ходе эксперимента, чаще всего повторяет, уточняет тему исследовательской работы. Сформулируйте цель – скажите, что мы сейчас должны сделать
Учащиеся. Изучить реакцию сердца на физическую нагрузку по показателям ЧСС
Учитель. Далее необходимо продумать задачи исследования. Задачи – это путь, которым мы будем идти к нашей цели. Это исследовательские действия, направленные на достижение цели. Сформулируйте задачи нашего эксперимента
Учащиеся.
Определить пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки разной интенсивности и через 1 минуту после нагрузки.
Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на ЧСС
Учитель. Как вы думаете, какой результат мы с вами получим после эксперимента? Какую зависимость определим между нагрузкой и частотой пульса? Это и будет наша гипотеза. Сформулируйте, пожалуйста, ее.
Учащиеся. Гипотеза – чем больше физическая нагрузка, тем выше ЧСС
Учитель. Далее нужно провести сам эксперимент. Приступаем, выполняем по инструкции (приложение 1)
- Какие же результаты исследования мы получили?
ЧП1 (сидя) =13х6=78
ЧП2 (стоя)=15х6=90
ЧП3 (после 10 приседаний)=18х6=104
ЧП4 (после минутного отдыха) = 12х6=72
- Изменяется ли ЧСС?
Учащиеся. Да
Учитель. Давайте построим график, используя наши результаты.
Итак, какие выводы мы можем сделать по итогам нашего эксперимента? Помните, что выводы должны совпадать с задачами исследования. Это своего рода ответ на каждое наше действие. Сколько задач, столько и выводов. Сформулируйте выводы.
Учащиеся.
- Пульс в состоянии покоя равен 78 ударов в минуту, после минимальной нагрузки – 90 ударов, после 10 приседаний – 104, через минуту после нагрузки – 72 удара
- Чем выше физическая нагрузка, тем выше ЧСС
Учитель. Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, а почему при физической нагрузке пульс у человека учащается?
Ответы учащихся.
Учитель. Для выполнения движений нам нужна энергия. Энергия выделяется при распаде питательных веществ. Чтобы они распались нужен кислород. Поэтому учащается дыхание и учащается сердцебиение, чтобы побольше кислорода принести в мышцы.
У здорового нетренированного человека, пульс после выполнения нагрузки, например 20 приседаний, уже через 3 минуты возвращается в норму. У тренированного человека – спортсмена, времени для восстановления требуется меньше. У человека с ослабленным сердцем времени требуется больше и чем слабее сердце, тем больше времени нужно на восстановление.
Итак, сегодня мы рассмотрели один из методов исследования – эксперимент и научились составлять его описание.
4. Практическая работа (10-15 минут).
Составьте проект карты своего исследования в соответствии с требованиями в электронном виде.
Далее проводится представление результатов работы ребят и их обсуждение, выявление и устранение недочетов.
5. Домашнее задание.
Составить карту своего исследования.
Приложение 1.
Методика проведения эксперимента «Реакция ССС на физическую нагрузку»
Цель работы: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы
Ход работы
1. Сосчитайте пульс в состоянии покоя в положении сидя за 10 сек (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья
2. В течение 90 ссделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.
3. Сосчитайте пульс в положение сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП2).
4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 с (ЧП3).
5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР).
ПР=ЧП1+ЧП2+ ЧП3 – 33/10
6. Оцените результаты, сравнивая с таблицей
Показатель реакции ССС на физическую нагрузку |
Оценка |
0 - 0,3 0,31 – 0,6 0,61 – 0,9 0,91 – 1,2 Более 1,2 |
Сердце в прекрасном состоянии Сердце в хорошем состоянии Сердце в среднем состоянии Сердце в посредственном состоянии Следует обратиться к врачу |
Приложение 2.
Карта эксперимента
Пошаговое оформление эксперимента |
Результаты работы |
Тема исследования |
|
Цель |
|
Задачи |
|
Гипотеза |
|
Результаты исследования |
|
Выводы |
|