12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1462
Высшее образование. Педагогический стаж 21 год. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 года. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск

Занятие кружка «Юный эколог»

Тема занятия «Эксперимент»

Цель: формирование навыков проведения эксперимента и оформления результатов экспериментальной части своей учебно-исследовательской деятельности

Задачи:

  • Рассмотреть методы исследования, применяемые в биологии.
  • Обучить правилам проведения эксперимента.
  • Сформировать навык постановки цели, выдвижения задач и гипотезы, формулирования выводов к работе.
  • Продолжить формирование навыков оформления исследовательской работы.

 

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная

Методы: беседа, эксперимент

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут – беседа, мотивация к деятельности).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомиться с основами исследовательской деятельности. На прошлых занятиях мы учились работать с литературными и интерне – источниками информации, подбирать методики для проведения исследования. Мы с вами уже знаем, что в биологии для изучения свойств живых организмов используется много методов.

Какие методы исследования вы знаете?

Учащиеся. Наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование и т.д.

Учитель. С наблюдением мы уже с вами познакомились, а что такое эксперимент?

Ответы учащихся

Учитель. Эксперимент – это исследование свойств биологических объектов в специально созданных условиях.

Так как этот метод используется нашими ребятами в исследовательских проектах, то сегодня мы с ним поближе познакомимся.

Как любой научный метод, эксперимент имеет свою определенную структуру, которая включает в себя:

  1. Цель
  2. Задачи
  3. Гипотеза
  4. Результаты исследования
  5. Выводы

А объектом исследования у нас сегодня будет орган, который мы считаем самым главным в нашем организме. Какой это орган?

Учащиеся. Сердце.

Учитель. Почему он главный?

Учащиеся. От его работы зависит здоровье, состояние человека, настроение и даже жизнь.

Учитель. Хотите узнать, как работает ваше сердце? (ДА)

 

2. Изучение нового материала. (10 минут – рассказ с элементами беседы)

Учитель. Сердце – это мышечный орган, который, сокращаясь, перекачивает кровь. Здоровое сердце работает с четким определенным ритмом. Как мы можем узнать с каким ритмом работает наше сердце?

Учащиеся. По пульсу

Учитель. Что такое пульс?

Учащиеся. Удары крови по стенкам сосуда

Учитель. Где мы можем определить пульс у человека?

Учащиеся. На запястье, на шее

Учитель. Как вы думаете, у нас сердце всегда бьется с одинаковой частотой?

Учащиеся. Нет

Учитель. Отчего это зависит? Приведите примеры из собственной жизни.

Учащиеся. Частота пульса зависит от нагрузки, психологического состояния человека, вида деятельности

 

3. Эксперимент (15-20 минут).

Тема «Реакция сердца на физическую нагрузку»

Учитель. Ребята, перед вами лежит карта эксперимента (приложение 2), не забывайте вносить в нее все, о чем мы будем говорить.

Первое, с чего мы должны начать нашу работу – это сформулировать цель. Цель - это результат нашей работы, то, что необходимо сделать в ходе эксперимента, чаще всего повторяет, уточняет тему исследовательской работы. Сформулируйте цель – скажите, что мы сейчас должны сделать

Учащиеся. Изучить реакцию сердца на физическую нагрузку по показателям ЧСС

Учитель. Далее необходимо продумать задачи исследования. Задачи – это путь, которым мы будем идти к нашей цели. Это исследовательские действия, направленные на достижение цели. Сформулируйте задачи нашего эксперимента

Учащиеся.

Определить пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки разной интенсивности и через 1 минуту после нагрузки.

Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на ЧСС

Учитель. Как вы думаете, какой результат мы с вами получим после эксперимента? Какую зависимость определим между нагрузкой и частотой пульса? Это и будет наша гипотеза. Сформулируйте, пожалуйста, ее.

Учащиеся. Гипотеза – чем больше физическая нагрузка, тем выше ЧСС

Учитель. Далее нужно провести сам эксперимент. Приступаем, выполняем по инструкции (приложение 1)

- Какие же результаты исследования мы получили?

ЧП1 (сидя) =13х6=78

ЧП2 (стоя)=15х6=90

ЧП3 (после 10 приседаний)=18х6=104

ЧП4 (после минутного отдыха) = 12х6=72

- Изменяется ли ЧСС?

Учащиеся. Да

Учитель. Давайте построим график, используя наши результаты.

Итак, какие выводы мы можем сделать по итогам нашего эксперимента? Помните, что выводы должны совпадать с задачами исследования. Это своего рода ответ на каждое наше действие. Сколько задач, столько и выводов. Сформулируйте выводы.

Учащиеся.

  1. Пульс в состоянии покоя равен 78 ударов в минуту, после минимальной нагрузки – 90 ударов, после 10 приседаний – 104, через минуту после нагрузки – 72 удара
  2. Чем выше физическая нагрузка, тем выше ЧСС

 

Учитель. Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, а почему при физической нагрузке пульс у человека учащается?

Ответы учащихся.

Учитель. Для выполнения движений нам нужна энергия. Энергия выделяется при распаде питательных веществ. Чтобы они распались нужен кислород. Поэтому учащается дыхание и учащается сердцебиение, чтобы побольше кислорода принести в мышцы.

У здорового нетренированного человека, пульс после выполнения нагрузки, например 20 приседаний, уже через 3 минуты возвращается в норму. У тренированного человека – спортсмена, времени для восстановления требуется меньше. У человека с ослабленным сердцем времени требуется больше и чем слабее сердце, тем больше времени нужно на восстановление.

Итак, сегодня мы рассмотрели один из методов исследования – эксперимент и научились составлять его описание.

 

4. Практическая работа (10-15 минут).

Составьте проект карты своего исследования в соответствии с требованиями в электронном виде.

Далее проводится представление результатов работы ребят и их обсуждение, выявление и устранение недочетов.

 

5. Домашнее задание.

Составить карту своего исследования.

Приложение 1.

Методика проведения эксперимента «Реакция ССС на физическую нагрузку»

Цель работы: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы

 

Ход работы

1. Сосчитайте пульс в состоянии покоя в положении сидя за 10 сек (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья

2. В течение 90 ссделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3. Сосчитайте пульс в положение сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП2).

4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 с (ЧП3).

5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР).

ПР=ЧП1+ЧП2+ ЧП3 – 33/10

6. Оцените результаты, сравнивая с таблицей

Показатель реакции ССС на физическую нагрузку

Оценка

0 - 0,3

0,31 – 0,6

0,61 – 0,9

0,91 – 1,2

Более 1,2

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу

 

Приложение 2.

Карта эксперимента

Пошаговое оформление эксперимента

Результаты работы

Тема исследования

 

Цель

 

Задачи

 

Гипотеза

 

Результаты исследования

 

Выводы

 

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.