12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Владимировна1032
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Название: Литературная игра «В гостях у дедушки Крылова»

Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов

Форма проведения: командная литературная игра

Цели и задачи:

Познавательные:

  • обобщение и систематизация знаний о басне как жанре литературы
  • углубление знаний учащихся о биографии И.А. Крылова и его предшественников
  • закрепление знаний по содержанию басен

Развивающие:

  • развитие навыков аналитического мышления, умения сопоставлять, выделять главное
  • развитие памяти
  • формирование навыков выразительного чтения
  • развитие творческих способностей учащихся (создание собственных произведений, исходя из жанровых особенностей, овладение навыками сценического мастерства)

Воспитывающие:

  • привитие интереса к литературе как учебному предмету
  • показ злободневности и вневременности морали басен Крылова
  • формирование культуры поведения, ответственности за свои поступки, умения работать в команде
  • привитие эстетического вкуса

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями этапа, реквизит для инсценировки басен, судейские листы

 

Ход игры

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры

1 этап – представление команд

2 этап – «Найди пару».

В ходе этого отрезка игры ребятам предстоит связать по парам героев одной басни: СЛОН ,МОСЬКА, СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ, ЗЕРКАЛО , ОБЕЗЬЯНА,ОСЁЛ, МУЖИК, ВОРОНА, ЛИСИЦА, КУКУШКА ,ПЕТУХ, КОТ, ПОВАР

Далее игра строилась по модели «Морского боя», т.е. ученики выбирали категорию (на поле слайда) определенной стоимости:

 

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

На слайде рядом с иллюстрацией передан общий смысл морали, детям необходимо вспомнить мораль дословно:

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. (А Васька слушает да ест)

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. (А воз и ныне там)

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. (Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку)

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! (А вы, друзья, как ни садитесь, все ж в музыканты не годитесь!)

 

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к игре. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением собственной басни или провести оба творческих конкурса.

 

«Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды. Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да _________________, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

_______________ к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так __________, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за ____________, что за глазки!

Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,

На _________ их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только _________.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с ___________ воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.

Для команды № 3

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето ___________ пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима ___________ в глаза.

__________________ чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой ______________

______________, голод настает;

Стрекоза уж не поет;

И кому же в ум пойдет

На _____________ петь голодный!

 

Конкурс «Блиц-турнир»

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль. Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные. В басне используются: диалог; просторечная лексика; особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

 

Конкурс «Знаете ли вы?».

Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Вопросы:

Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню? (11)

На каком инструменте играл И. Крылов? (скрипка)

Что вы знаете о детстве И. Крылова?

Сколько басен создано И. Крыловым? (200)

Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов? (Драматург, издатель журналов)

Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике? ( в Петербурге)

 

9. Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

 

10. Конкурс «Угадай басню по морали»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! (Две собаки)

Не любит узнавать никто себя в сатире.(Обезьяна и зеркало)

Избави, Бог, и нас от этаких судей. (Осел и соловей)

11. Подведение результатов, награждение


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1459359108.ppt (Презентация)

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.