Час занимательной геометрии в 5-6 классах.
Программа геометрического часа.
- Аукцион “Угол”.
- ОТК (отдел технического контроля).
- Опыты с листом бумаги.
- Проверка глазомера.
- Художественная мастерская.
- Научные сказки.
- Эксперимент.
- Лавка “Фокус-покус”.
- Сюрприз!
Выбираются две команды. Программа часа занимательной геометрии вывешивается за неделю до занятия, командам дается два домашних задания: подготовиться к аукциону “Угол” и сочинить каждому члену команды научную сказку, оформив ее красочно.
Ход занятия
1. Выбирается жюри (нечетное количество) из учащихся старших классов.
2. Ведущий:
Дорогие друзья! Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилищи и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон одним из девизов своей школы провозгласил: “Не знающие геометрии не допускаются!” Было это примерно 2400 лет тому назад. Эти слова мы возьмем девизом и нашего праздника (они написаны на доске).
Сегодня мы встретимся с интересными головоломками и занимательными задачами, вашими спутниками будут наблюдения и опыт. От вас потребуется усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость. Успеха вам и победы в наших геометрических конкурсах!
3. Конкурс первый: “Аукцион”.
Ребята, назовите простейшие геометрические фигуры.
Так же как самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших геометрических фигур.
На аукцион выставляется набор треугольников. Каждая команда по очереди называет сведение по теме: “Угол”! По треугольнику получает та команда, которая последней назовет сведение об угле.
4. Конкурс второй: “ОТК”.
Командам предлагаются следующие задания:
1) Проверьте прямолинейность линейки. Дайте теоретическое обоснование метода, с помощью которого вы выполнили это задание.
2) Проверьте, является ли прямым угол чертежного угольника. Почему так?
5. Конкурс третий: “Опыты с листом бумаги”.
- У команд имеется несколько листов бумаги произвольной формы и по квадрату. Предлагаются следующие задания:
- Перегибанием листа бумаги получите прямой угол.
- Перегибанием листа бумаги получите угол в 45 и 135 градусов.
- Перегибанием листа бумаги получите прямоугольник.
- Возьмите квадрат, перегните его по диагоналям и разрежьте по линиям сгиба.
Сложите из получившихся фигур:
а) два квадрата;
б) прямоугольник;
в) треугольник;
г) четырёхугольник, не являющийся прямоугольником;
д) шестиугольник
6. Конкурс четвертый: “Проверка глазомера”.
Этот конкурс проводится с помощью кодоскопа. На экран проецируется несколько разных углов из прозрачной цветной пленки и предлагается всем членам команд на листочке написать их градусные величины. Затем с помощью прозрачного транспортира эти углы измеряются и рядом на листочке все участники со своим результатом записывают точный. Листочки сдаются в жюри для подведения итогов.
7. Конкурс пятый: “Художественная мастерская”.
В художественной мастерской команды встретил стенд, собранный из продукций знаменитых картин. Каждой команде предлагается выбрать понравившиеся ей репродукции. Вместе с ними они получают и геометрическое задание на обратной стороне открытки.
Примеры таких заданий:
- Участок с четырьмя кольцами, имеющий форму правильного треугольника, надо разделить на такие участки, чтобы они были одинаковы по форме, равны по площади и чтобы на каждом из них было по колодцу. Как это сделать?
- Как четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных так, как показано на рисунке?
- Изображенный на открытке выпуклый четырехугольник разделить на шесть частей двумя прямыми.
- Сколько граней у шестигранного карандаша?
- Дан бумажный круг. Перегибанием бумаги найдите его центр.
- Сделайте в тетрадном листке разрез так, чтобы в образовавшуюся дыру можно было бы пролезть.
8. Конкурс шестой: “Научные сказки”.
Каждой команде предлагается прочитать по две, сочиненные ими сказки. Остальные передаются в жюри для подведения итогов домашнего конкурса.
Пример сказки, сочиненной Карповой Оксаной – 5д класс:
Смежные углы.
Жили в одном доме два угла. Они были не похожи друг на друга, потому что один был тупой, а другой острый. Звали их так: угол АОВ и угол СОВ. Их невозможно было разлучить, так как одна сторона у них была общая, а две другие, составляли прямую. Жили братья углы очень дружно, один никогда не покидал другого. Им очень хотелось придумать своему дому имя. Долго они думали и назвали свой дом в честь самих себя – “Смежные углы”.
9. Конкурс седьмой: “Эксперимент”.
Много полезного можно получить из экспериментов перегибанием листа бумаги.
Каждой команде дается задание:
1). Дан бумажный треугольник. Перегибанием (проведите) покажите все биссектрисы углов треугольника. Сделайте вывод.
(бумажные треугольники имеются у каждого участника игры)
Вывод: биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке.
2). Дан бумажный треугольник (остроугольный). Перегибанием покажите все высоты треугольника. Сделайте вывод.
Выводы: высоты треугольника пересекаются в одной точке.
10. Конкурс восьмой: лавка “Фокус-покус”.
У каждой команды несколько бумажных полосок примерно 30 см. в длину и 3 см. в ширину. У каждого участника по две полоски. Всем предлагается сделать опыт.
Склейте два кольца: одно простое и одно перекрученное. На каждом кольце возьмите по точке А. Представьте муравья, находящегося на поверхности кольца. Удастся ли муравью попасть на обратную, “изнаночную” сторону кольца, не переползая через край? Что вы получили?
Вывод: у перекрученного кольца имеется только одна сторона.
Ведущий говорит, что вы проделали опыт, который провел в середине прошлого века немецкий астроном и геометр Август Мебиус. И перекрученное кольцо в честь его называют листом Мебиуса.
11. Конкурс девятый: “Сюрприз!”
Ведущий: Друзья! К нам в гости прилетела геометрическая птичка Квадрик, в клюве которой вам письмо. (Птичка сделана из картона). Читает. Кто решит сегодня задачу, которую вам прислал Смекалкин, тот получит от него приз.
Задача о пауке и мухе.
На согнутом листе бумаги с одной стороны от линии сгиба сидит муха (М), а с другой - паук (П). Паук стремится как можно быстрее доползти до мухи. Как ему выбрать кратчайший путь? Помогите.
Праздник заканчивается подведением итогов и награждением победителей.