12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Колпикова Светлана Николаевна35

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 118 Красноармейского района Волгограда»

Внеклассное мероприятие

на тему «Семья»

(6 класс)

Выполнила:

учитель истории и

обществознания

МОУ СШ №118

 

Колпикова Светлана Николаевна

г. Волгоград 2016 г.

Круглый стол «Семья»

 

Цель занятия: направлена на всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.

Задачи:

-воспитание ценностного отношения к семье у школьников;

-создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации участников урока;

- знать: сущность понятия «семья»;

- понимать: зачем люди создают семьи.

 

Ход мероприятия:

На доске:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

(Л.Н.Толстой)

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самом дорогом, что есть у каждого человека, она есть у каждого из нас. Что это - мы узнаем, разгадав кроссворд.

По горизонтали: 3. Родственники, родившиеся и живущие примерно в одно время (поколение) 4. Родственники, живущие вместе (семья)

По вертикали: 1. Предшественник, основатель рода (предок) 2. Ряд поколений, происходящих от одного предка (род) 3. Люди по отношению к своим предкам (потомки)

Скажите, какое слово является общим для тех, кто назван в кроссворде?

Ответ уч-ся: Семья.

Учитель. Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Всё было общим. И дети тоже.

Но те времена давно миновали. Семья существует уже тысячи лет. Давайте послушаем сообщения ребят о семье в разные исторические эпохи. Как люди жили, кто был главой семьи, были ли равные права у членов семей.

 

Сообщения уч-ся:

В Древнем Риме основу общества составляла семья (или фамилия).

Глава семейства — отец — беспредельно властвовал в семье, и власть его была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов, и всё домашнее имущество. Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам. В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своём доме. Зависимость женщины от мужа ограничивалась тем, что владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла. Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приёмах.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с двенадцатилетнего возраста, а юношу — с четырнадцатилетнего.

В Древней  Руси права и обязанности между женщиной и мужчиной распределялись чётко и не всегда справедливо. Основная часть обязанностей ложилась на женщину, так как именно она являлась хранительницей домашнего очага. На ней лежало бремя воспитания детей, приготовление обеда и другие хлопоты по ведению домашнего хозяйства. В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чьё положение в семье было особенно тяжёлым.

Мужчина же полностью занимался добыванием пищи: рыболовством и охотой на дикого зверя. Но прав у женщины в то время было значительно меньше, чем у её супруга. В отличие от мужчины, она не имела своего веского слова, не имела права что-то решать и полностью зависела от мужа — как материально, так и физически. В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена.

Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего, это относилось к женской половине дома. Считается, что в Древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

После свадьбы её новым «хозяином» становился супруг, а иногда (в частности в случае его малолетства — такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причём содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить, кому бы то ни было подарки, либо получать их.

4. В раннее средневековье доминирующим типом семьи была большая семья, которая включала в себя, наряду с супругами, их родственников – часто несколько поколений. Малая супружеская семья как самостоятельная ячейка, существующая уже в этот период, начинает укрепляться с XIII века. При перечислении членов семьи упоминаются не только муж, жена, дети, но и домочадцы – родственники, проживающие в доме, включая незаконных детей, слуги, приживальцы. Социальная организация дома носила иерархический характер; во главе иерархии стоял отец, которому подчинялись все остальные. Ступенью ниже находились жена и официально признанные дети; затем все проживающие в доме родственники – по крови или по браку; и, наконец, слуги. Безусловное подчинение в браке – одно из требований к женщине. Нарушение установленного порядка осуждалось. В случае неповиновения жены допускалось физическое наказание и принуждение силой. Но реальной властью в доме обладала и жена. Отличительной чертой средневековых жён была их способность не только вести домашнее хозяйство, но и заниматься управлением поместья мужа в его отсутствие – когда он был в крестовом походе, на войне или в судах, разбирая тяжбы. Хозяйке замка также приходилось воспитывать не только своих детей, но и девочек, присланных сюда из соседних замков и богатых домов. Женщина – хозяйка дома отвечала за расходы хозяйства, следила за закупкой, хранением и использованием продовольственных запасов.
 

Учитель: Как мы видим, в разные эпохи и в разных государствах положение членов семьи было разным. В современном обществе мы имеем одинаковые права и обязанности. Мы говорим, что семья – это ячейка общества. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи. Однако, жизнь в семье зависит от того, каков климат в семье.

Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.

Учитель: Вот что написала в своем письме в газету молодая женщина. Письмо пришло из мест лишения свободы. Там она отбывала наказание за преступление. В письме она рассказала: «Когда я была девчонкой, меня всегда тянуло домой. Вокруг была дремучая жизнь – серость, скука. А дома тепло, уютно. Но случилось страшное – отец начал пить. Все изменилось и на глазах стало разваливаться. Мама вздрагивала от скрипа двери. Вскоре заболела и умерла. Свет для меня померк. Отец на время протрезвел, но ни уюта, ни семьи больше не было. И я пошла искать все это на стороне. И нашла… статью 213 Уголовного кодекса РФ.

Ученик: Из Уголовного кодекса РФ

Статья 213. Хулиганство (приводится в сокращении)

Хулиганство т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия, а равно к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - наказывается обязательными работами…, либо исправительными работами…, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы сроком до двух лет.

То же деяние, если оно: а) совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой…, наказывается… вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что случилось с этой женщиной? Какие события в ее жизни привели к такой трагедии?

Ответы детей.

Подумайте, какое значение для человека имеет психологический климат семьи? Влияет ли он на поведение человека, и каким образом?

Ответы детей.

- Древние люди не знали, что такое пылесос и компьютер, но они отлично поняли преимущества семейной жизни перед стадной. Ведь смысл ее не только в том, чтобы получать, ни в том, чтобы отдавать. Отдавать семье, детям, близким, другим людям.

Семья – лучшее место для восстановления затраченных сил.

Семья – место, где каждый может показать свои личные достижения.

Учитель: Когда ученик получает хорошие оценки или его хвалит учитель, он к этому относится с удовольствием. Но еще большее удовольствие он получает, когда приходит домой. И с порога – ба - бах!!! Приятная новость! Все радуются, понимая, что человек хорошо поработал.

-Ребята, расскажите, как в вашей семье относятся к успехам и неудачам каждого.

Ответы детей.

- Сейчас семья переживает трудные времена. Кому-то не хватает денег. Как жить и на что кормить детей? - спрашивают они. «Где жить нашей семье, если денег на покупку квартиры нет, и не будет?» - вопрошают другие. «У всех мужья добытчики, а ты…», - с неудовольствием говорит жена мужу. «У всех мужей жены как жены, а ты кашу сварить не умеешь – привыкла за маминой спиной», - говорит муж жене.

А тут еще алкоголизм, наркомания, преступность и масса других проблем, затрагивающих семью. И в результате – огромное количество разводов.

- Давайте разберем следующую ситуацию.

Даша и Андрей встретились в институте и, как им показалось, «полюбили» друг друга. Три месяца они встречались и вдруг, Андрей почувствовал, что не любит Дашу. Открыл рот, чтобы об этом ей сказать, но не успел. Даша произнесла: «Андрей, у нас будет ребенок». Андрюша на счет своих чувств промолчал. «Это судьба» - решили оба и поженились. Родилась дочь. Все шло кувырком, счастья в доме не было. И дочь росла нервной, в основном на руках у бабушек. Через несколько лет Даша и Андрей развелись.

Как вы думаете, почему этот брак оказался неудачным? Какое значение для развития ребенка имеют взаимоотношения между родителями?

Ответы детей.

Учитель. Отсюда следует правило, которое нужно усвоить с самого раннего возраста: без любви в брак вступать не следует. А для этого нужно понять, что такое любовь. Постарайтесь это понять как можно скорее. От этого во многом зависит ваше счастье.

На чем, во-вторых, держится счастливый брак? На материальном благополучии семьи. Деньги, жилье, одежда и многое другое влияют на семейную жизнь. Заработок мужа зависит от его усилий и способностей, от образования. Но достаток в семье зависит не только от количества денег, но прежде всего, от умения вести домашнее хозяйство. Тут уж главная роль – у жены.

Значит и будущему мужу и будущей жене нужно заранее думать о том, как подготовить себя к жизни, чтобы она была полна достатка и радости.

Сравните положение в семье древнего удачливого охотника и современного мужа, который сумел заработать достаточно денег и принес домой подарки.

А теперь сравните положение современного удачливого в работе холостяка и удачливого добытчика – семьянина.

Чьё положение окрашено большим количеством положительных эмоций?

Учитель. Как же себя подготовить к тому, чтобы в семье был достаток? (ответы детей).

- Правильно, необходимо учиться. Не для папы с мамой , а для себя, для своей будущей семьи. Кроме учебы, нужно присматриваться к тому, как ведут хозяйство родители.

На чем, в – третьих держится счастливая семья? На детях, рожденных в любви и согласии.

- Давайте разберем следующую ситуацию.

Алеша пришел с улицы понурый. Мама поинтересовалась, в чем дело. «Серёжке велосипед купили и классный спортивный костюм» и добавил: «Фирма!». Мама горестно вздохнула и вслух подумала: «И в кого ты у меня такой, Алёшенька? Вроде рос не жадный и не завистливый, а сейчас как подменили». И продолжила: «Ты же знаешь, какая у отца работа – много не заработаешь, нужно уметь жить на то, на что мы способны». «Способны, способны», пробурчал сын. – Вон, у Васьки из 6 «А»… - начал, было он, но тут позвонили в дверь, мама метнулась к двери и повисла на отце, глаза которого сияли от счастья. С диким криком восторга Алёшка кинулся к ним и повис на отце с другой стороны. Десять минут в коридоре грохотали табуретки и слышался счастливый визг мамы и сына.

Вечером Алёша позвонил Серёже, чтобы сверить ответ в задаче. В трубке послышались всхлипывания. «Ты чего?» - спросил Алексей. «Отец поколотил: с велосипеда упал и костюм порвал» - послышались еле различимые слова.

Ответы детей.

Учитель. Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете эти слова?

А.П.Чехов писал: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это всё равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша». Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Учитель. Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся. Семья – это самое ценное, что есть у человека. Семья объединяет родных и близких людей и несет ответственность за жизнь, здоровье, развитие детей. Семья – это место, где тебя всегда ждут и тебя любят.

Ученик.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты - сын.

За то, что – малыш.

За то, что растешь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов)

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.