План – конспект урока математики в 6 классе по учебнику Мерзляк А.Г. на тему «Делители и кратные»
План – конспект урока математики в 6 классе по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Тема урока: «Делители и кратные».
Тип урока: Урок повторения.
Цели и задачи урока:
а) повторить понятия «делитель» и «кратное»;
б) проверить навык применения понятий на практике;
в) расширить знания учеников о натуральных числах, о делимости чисел;
г) развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Организовывает и приветствует учащихся. | Приветствуют учителя |
2.Актуализация знаний | 1) Необходимо разделить поровну 20 груш между 4 ребятами. Сколько груш получит каждый? | По 5 груш |
| - А если надо разделить (не разрезая) 20 груш между 6 ребятами? Сколько груш получит каждый? | По 3 груши, 2 груши останется |
| - В таких случаях говорят, что число 4 является делителем числа 20, а число 6 не является делителем числа 20. | |
| Вспомните определение делителя. | Делителем натурального числа а называется натуральное число b, на которое а делится без остатка a:b, где b -делитель числа a. a,b – натуральные числа. |
| Назовите делители числа 12. | 1,2,3,4,6,12. |
| 2) На столе лежат пачки, в каждой из которых по 8 конфет. Можно ли, не раскрывая пачек, взять 8 конфет? | Да. |
| 16 конфет? | Да. |
| 24 конфеты? | Да. |
| А 18 конфет? | Не раскрывая, нельзя. |
| Говорят, что числа 8,16, 24 кратны числу 8, а число 18 не кратно числу 8. | |
| Вспомните определение кратного. | Кратным натуральным числа а называют натурально число с, которое делится без остатка на а. с:а, где число с – кратное числа а. с,а – натуральные числа. |
| Назовите числа, кратные числу 10 | 10,20,30,40… |
3.Практическая деятельность учащихся | - Какие из чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 являются делителями чисел | |
| 18: | 1,2,3,6,9 |
| 30: | 1,2,3,5,6,10 |
| 36: | 1,2,3,4.6,9 |
| 42: | 1,2,3,6,7. |
| - В классе 24 ученика. Их надо разделить на одинаковые группы. По сколько человек может быть в этих группах? | |
| Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? | Найти делители числа 24: 1,2,3,4,6,8,12,24 |
4. Самостоятельная работа учащихся | Двое ребят работают за доской, остальные выполняют самостоятельную работу с последующей самопроверкой. 1 Вариант №1. Запишите в порядке возрастания все делители числа 36 №2. Запишите кратные числа 14, но меньше 50: 3) Запишите 3 числа, кратные числу - n 4) Назовите 3 натуральных числа, для которого число – 24 а) будет кратным б) будет делителем 2 Вариант №1. Запишите в порядке убывания все делители числа 24 №2. Запишите кратные числа 25, но меньше 101: 3) Запишите 3 числа, кратные числу – t 4) Назовите 3 натуральных числа, для которого число – 36. а) будет кратным б) будет делителем | 1,2,3,4,6,9,12,18,36 14,28,42 n; 2n; 3n 3,8,6 48,72,96 24,12,8,6,4,3,2,1 25,50,75,100 t, 2t, 3t 2,6,9 72,108,144 |
5. Подготовка к новой теме | - Мы уже с вами изучили признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. - Сейчас познакомимся с еще двумя новыми для нас признаками делимости натуральных чисел на 4 и на 25. 1) Число делится на 4 тогда и только тогда, когда две его последние цифры составляют число, которое делится на 4. Например: 4576 – делится на 4, так как число 76 делится на 4; 9634 – не делится на 4, так как число 34 не делится на 4. 2) Число делится на 25, если две его последние цифры - нули или образуют число, которое делится на 25. Например: 1000 – делится на 25, так как две последние цифры нули; 6578 – не делится на 25, так как 78 не делится на 25. - Ребята, загадайте, по очереди натуральные числа. И мы с Вами определим делители для данных придуманных чисел. | Записывают правила |
Загадывают числа | ||
| - Запишите в порядке возрастания все делители чисел: 6 | 1,2,3,6 |
| 20 | 1,2,4,5,10,20 |
| 32 | 1,2,4,8,16,32 |
| 17 | 1,17 |
| -Какую закономерность вы заметили? | Число 1 является делителем всех этих чисел и все числа делятся на самих себя. |
| -Число 1 является делителем любого натурального числа. Также оно является делителем для самого себя. О таких числах поговорим на следующем уроке. | |
| - Запишите 3 числа, кратные числам: 15 23 41 | 15,30,45 23,46,69 41,82,123 |
| - Какими способами находили кратные? | Чтобы кратные найти последовательно, надо умножить его на 1,2,3 и т.д. или прибавлять данное число к предыдущему кратному. |
6. Итоги урока | - Сегодня мы с вами хорошо поработали и повторили понятия «делитель» и «кратное»; закрепили навык применения понятий на практике; расширили знания о натуральных числах и о их делимости. | |
7. Рефлексия | - Наш урок подходит к завершению. - Ребята, что нового вы узнали во время урока? - Были ли в чем то затруднения? - Уровень продуктивности своей работы на уроке оцените с помощью пальцев (поднимите руки, указав оценку). | Отвечают на вопросы |
8. Домашнее задание | Диктует и комментирует домашнее задание из учебника: Стр. 8-10 № 22, 33, 37 (1-4), 38(1). | Записывают домашнее задание |