Деловая игра по профилактике правонарушений «Имею права, имею обязанности»

0
0
Материал опубликован 17 September



Деловая игра по профилактике правонарушений

 «Имею права, имею обязанности» 

Аудитория: учащиеся 8-9 классов (14-15 лет)

Цели и задачи мероприятия:
• профилактика преступлений и правонарушений, воспитание правового сознания у детей;
• развитие представления о последствиях противоправных деяний;
• воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Организационный момент – 5 минут

Вводная часть – 10 минут

Основная часть – 40 минут

Время проведения: 55 минут

Количество участников: 20 человек

Место проведения: МБОУ ДО «Дворец творчества»



Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодня я предлагаю вам сыграть в деловую игру, которая называется «Имея права, имею обязанности». Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность». Все игровые ситуации объединены одной общей темой. В качестве итога выступает бальная система, собранная из жетонов с логотипом государство Закония.

С помощью жеребьевки мы поделились на 2 команды. Для начала вам нужно придумать название для своих команд и записать его. Вам дается 2 минуты для совещания. Время пошло.

А сейчас предлагаю вашему вниманию просмотр фильма.

Описание к фильму.

Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Нашу игру мы начнем с разминки:

Задание 1. «Отгадай сказку» (За правильный ответ, получаем жетон).

В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? (царевна-лягушка)

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? (Сказка о рыбаке и рыбке)

В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. (Гуси-лебеди)

Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища (Заюшкина – избушка).


Задание 2. «Права и обязанности»

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Как трактуется определение права в Конституции РФ, под конституционными правами и свободами понимаются закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому гражданину самостоятельно и в собственных интересах избирать вид и меру своего поведения, а также пользоваться предоставленными ему социальными благами. Обязанность гражданина – обязательное соблюдение Конституции, законов, актов органов муниципального и местного самоуправления. Перед вами приготовлены таблички с правами и обязанностями. Ваша задача распределить их по местам. Время выполнения задания 5 минут. Время пошло.

ПРАВА

Выбирать кружки и секции по своему интересу

Отдыхать во время перемен

Бесплатное образование

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

ОБЯЗАННОСТИ

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения

Бережное отношение к школьному имуществу

Соблюдать расписание занятий в школе

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование ( 9 классов)

Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Задание 3. «Проступок, правонарушение, преступление.»

Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Время пошло. Проверяем соответствие понятия с определениями. На столе у каждой команды 3 различных ситуации, ваша задача определить к какому понятию относится ситуация. Время выполнения 5 минут.

Толя – учащийся средней школы. Он был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. 

Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. 

Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики. 

От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. 

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. 

На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и живот. 

Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе.

Старшеклассники поджидали детей за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.

На перемене ребята «бесились», один другого толкнул и учащейся влетел в окно, оно треснуло, а позже и вовсе разбилось.

Я вижу, все справились с заданием. Посмотрим, что у вас получилось.

Ситуация 1.

Один учащийся первой группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Все согласны, что это правонарушение? Да, курить в общественных местах запрещено.

Где об этом говориться? В «Кодексе об административной ответственности».

Ситуация 2.

Один учащийся второй группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Все согласны, что это проступок? Да. Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не нарушила, т.к. продолжает ходить в школу.

Ситуация 3.

Один учащийся третьей группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Все согласны, что это преступление? Да. За распространение наркотиков женщину можно привлечь к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических средств.

Ситуация 4.

Один учащийся первой группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Все согласны, что это правонарушение? Да. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Это статья 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ситуация 5.

Один учащийся второй группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Все согласны, что это проступок? Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и Андрей нарушили Устав школы.

Ситуация 6.

Один учащийся третьей группы зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Что же на самом деле совершил Влад? Правонарушение? Преступление?

Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.

Ситуация 7. 

Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

Да, Дима ничего противозаконного не совершил. Но он нарушил Устав школы, т.к. не посещал уроков в школе. А нарушение какого-либо пункта Устава школы считается проступком. Предусмотрено ли какое-либо наказание за проступок?

Да, ученик может получить выговор, директор может вызвать родителей в школу.

Ситуация 8.

Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?

Да, действия ребят противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 

Ситуация 9.

ст. 167 Ук РФ в действиях этих детей не усматривается, так как порча имущества была непреднамеренной. То есть уголовно- наказуемого деяния эти дети не совершили. НО! это не освобождает родителей от обязанности возмещать вред, причиненный их детьми. Хотя тут стоит посмотреть - как " бесились" детки. Вероятно тут усматривается обычное хулиганство ( 20.1 административного кодекса) с юридической точки зрения -директор имеет законное право предъявить иск о взыскании стоимости испорченного имущества. А это вместе с судебными издержками будет гораздо дороже, чем сама стоимость этого стекла ( для организаций, коей является школа, пошлина по имущественным спорам на порядок выше) так, что советую решить дело миром. Это и по стоимости дешевле. и морально менее болезненно для детей.



Задание 4 «Судья»

 (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ситуация 1. Ложный звонок. В класс вбегает ученик: «Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!»

Судья-ученик зачитывает: Статья 207 УК РФ - Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Ситуация 2: На перемене:

«Дай телефон, музыку послушать, скукотища на уроках!
- Не дам, он новый, только вчера купили.
- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет». Выбрасывает телефон.
Судья-ученик зачитывает: Статья 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 3: Младший брат достал всех дома и я придумал ему наказание! Закрываю его в кладовке! Он поревет, потом замолкает и тишина дома. А вчера ушел в магазин и забыл его открыть, а мама пришла с работы, ох и влетело мне вечером.

Судья-ученик зачитывает: Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Ситуация 4: У восьмиклассницы «черная полоса», по двум предметам выходит 2 за четверть, да еще и с родителями поругалась. Поделилась этим с подружкой старшеклассницей, а та предложила расслабиться и попробовать наркотические средства.

Судья-ученик зачитывает: Статья 230 УК РФ Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.



Задание  №5 «Следопыт»

Преступники на месте преступления оставили улики: следы от обуви. Вам необходимо использовать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

которым всем по 16 лет (2)

пили пиво на скамейке (7)

пошли гулять в парке (3)

у Вани (4)

было день рождение (5)

и мальчики (6)

друзья (1)

нецензурной бранью (10)

мальчики (8)

шумели, ругались (9)

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью.

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

Слова на следах:

Девочки возвращались домой (1)

после дискотеки (2)

К ним подошла группа подростков (3)

Один из парней (4)

вырвал из рук Ирины сумочку, (5)

другой сорвал (6)

золотую цепочку (7)

Подростки пригрозили, (8)

если они расскажут о случившемся (9)

то их найдут и разберутся с ними (10

Правильно, это преступление.

А какое именно?

Это грабеж – открытое хищение чужого имущества.

А должны ли девочки рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Правильно, девочки должны незамедлительно сообщить обо всем родителям и в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день – два.

Слова на следах:

Маша стала замечать, (1)

что у нее в школе (2)

пропадают деньги из сумки. (3)

Однажды она увидела, (4)

как несколько девочек (5)

роются у нее в сумке. (6)

«Так это вы воруете? (7)

Я всем об этом расскажу!» (8)

«Попробуй. Мы сделаем так, (9)

что тебе придется уйти из этой школы» (10)

Правильно, это преступление.

А какое именно?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, рассказать нужно учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.


Задание №6. «Справедливость»

Составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость»

Называем слова по очереди, не повторяться. Начинаем с команды набравшей больше очков, побеждает команда назвавшая последней слово.

Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:

право

диво

радость

вера

сор

спор

дело

два

Со всеми заданиями вы справились, предлагаю подвести подсчет заработанных жетонов.

Подсчет жетонов. Вручение грамот за участие.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни
не будет проблем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.