12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24123
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала
Материал размещён в группе «Праздники в начальной школе.»

Всероссийский педагогический конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия «Культурные традиции народов России»



Классный час «День дружбы народов».

Цель: формирование у детей понятий о дружбе, уважение к традициям и культуре разных народов.

Задачи: - формировать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов;

               -способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей , о дружбе через игровые ситуации;

              -воспитание любви к Родине;

              -воспитание чувства коллективизма, сплоченности, творческого взаимодействия.

Оборудование: компьютер, проектор, национальные костюмы, лапти, ленты, национальные блюда, вышитые полотенца, художественные книги.

 

Ход мероприятия.

Ведущий:

 Здравствуйте, дорогие ребята! День дружбы народов отмечается в нашем регионе 12 сентября. Он был учрежден Законом Самарской области от 10 ноября 2014 года № 104-ГД «О памятных датах Самарской области» как «День народов и национальных культур Самарского края».

Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу проверить, как вы знаете пословицы. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте. Итак,

1) Не имей 100 рублей,…              2)Нет друга – ищи,….

3)Человек без друзей - ….             4) Друзья познаются…

5)Старый друг лучше….                  6)Птица сильна крыльями, а…

Ведущий: 

Скажите, ребята, о чем все эти пословицы?( ответы детей). Правильно, все они о дружбе. Сегодня мы проведем с вами фестиваль дружбы.

Фестиваль – это праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства ( слайд).

Как вы думаете, что такое дружба? ( ответы детей).(слайд).

Каким должен быть настоящий друг? (слайд)

Давайте сделаем вывод (слайд):

1)Один за всех, и все за одного;

2)Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

3)Помогайте друг другу.

4) Радуйтесь вместе с друзьями.

5)В беде не оставляйте друзей, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6)Берегите своих друзей. Старый друг лучше новых двух.

С чего начинается дружба? ( С улыбки).

Звучит песня «Улыбка» .                                                 

1 ученик: Школа - наш дом, наше общее счастье,

                   С нею мы встречи ждем, чтобы собраться,

                   Разных народов сыны – здесь как одна семья.

                   Разные мы, но равны, будь это ты или я.

 

2 ученик: На Волге живу  я и песни слагаю

                  О счастье, не помня о зле.

                  И братьями всех я людей называю,

                  Живущих на нашей земле.

3 ученик: Здесь с русскими рядом живут по соседству

                  Чуваши, татары, мордва…

                  И Волгу родную мы любим всем сердцем.

                  Здесь дружба народов жива.

4 ученик: Кто в дружбу верит горячо,

                   Кто рядом чувствует плечо,

                  Тот никогда не упадет,

                  В любой беде не пропадет.

5ученик: А если споткнется вдруг

                  То встать ему поможет друг.

                  Всегда поможет другу ,

                  Ему протянет руку.

6ученик: Давайте будем дружить друг с другом

                  Как птица – с небом, как поле – с плугом,

                  Как ветер – с морем, трава с дождем,

                  Как дружит солнце со всеми нами.

Ведущий: Наша страна Россия очень большая. Когда на одном ее краю наступает ночь, на другом уже давно началось утро. Много разных народов живет в России. Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение нашего народа в годы Великой отечественной войны, когда в одном строю стояли и русские, и украинцы, и белорусы, и многие другие народы Советского Союза. И только вместе они смогли разгромить фашизм. Вот и сейчас нашей школе учатся вместе и марийцы, и русские, и татары. И вместе мы одна семья. Давайте встанем все вместе и станцуем веселый танец «Хоровод». ( Звучит музыка).

Этнографическая зарисовка о народах Поволжья и его обычаях:

7 ученик:

Марийский народ славится своим добродушием и гостеприимством. Любого гостя встречают хлебом-солью. И гость, отправляясь к родным и знакомым, берет собой гостинцев и обязательно- тичмашкинде.

Это нечетное количество блинов, и оно должно быть на любом праздничном столе.

   На столе почетное место также занимали команмелна (блины трех слоев). Для приготовления таких блинов нужно особое мастерство.

А вот подкогольо (отварные пирожки) могла сделать каждая хозяйка. Для начинки пирога используется не только мясо или творог, но и все то, что растет съедобное в лесу.

Марийцы еду никогда не жарили, во многих случаях готовили в большом котле над огнём или в печке.

На праздники марийцы всегда надевали самую нарядную одежду. А праздники в марийских деревнях были веселые: с угощениями, играми, состязаниями, песнями и танцами.

Игра «Золотые ворота»

Дети делятся на две команды, становятся полукругом, взявшись за руки. В середине находятся «золотые ворота». Их образуют двое детей – мальчик и девочка. В поднятых руках они держат по платочку. Игра начинается по команде ведущего и под музыку. Каждый участник пробегает между игроками и возвращался на место, а последний – добегает до «золотых ворот» и приносит платочек. Чья команда справится с задачей быстрее, та и побеждает.

8 ученик:

Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды ( слайд)

    Рубаха – панар (мокш.), покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш), рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгам (мокш.), сюлгамо (эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панга (мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками,бисером.

Девочки в национальных костюмах.

Девочки: 
Раздайся народ, мордовочка идет,
Играй, играй на  гармошечке,
Не жалей лаптей в хороводушке.


Мы мордовки - веселушки,                                                                                
Мы горазды петь частушки,
Но сегодня мы всех вас,                                                                         
Приглашаем поиграть!

Мордовская игра «Курочки».

(«Сараскесэ» — эрз., «Сараскакс» — мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на пол, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.


9 ученик:

Чуваши осенью и зимой, когда обыкновенно ночи длинные, проводили время на посиделках – «Улах». Посиделки организовывали девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома. Девушки приходят с рукоделием: вышивкой, вязанием. Молодежь на посиделках веселилась. Пели песни, шутили, плясали, играли. На каждой улице собирался свой «Улах».

Предлагаю поиграть в игру «Ручейки (Юхан шывсем)».

(Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

помещения . На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»


Ведущий.

У татар есть традиция- проведение праздника сабантуй. Этот праздник проводится после окончания посевных работ. На сабантуе проводятся различные соревнования, например, скачки на лошадях, борьба куреш и многие другие. Выигравшие получают хорошие призы.

Предлагаю провести соревнование «Бег с яйцом».

Правила соревнования. Играют 2 команды.

По очереди участники кладет сырое яйцо в ложку, а ложку в рот. Нужно добежать до стула, обежать его и вернуться назад и не уронить яйцо. Побеждает та команда, которая не разобьёт яйцо.

8 ученик: Здесь говор различный, бубенчиком смех

                  Узоры. Одежды различны у всех…

                  Но как понимают при встрече слова

                  Башкиры, татары, удмурты, мордва,

                 Мои россияне, мари, чуваши?

                 Спросил старика я: «Ответь мне, скажи?»

                 Старик мне ответил: «Когда от души

                 Слова говорятся, то все хороши

                 Наречья и люди, улыбки и смех…

                 А значит и счастье одно здесь на всех».

Русская игра «Березка».


Ведущий: Народное искусство – это то, что питает наши корни, помогает быть добрей и духовно богаче.

9 ученик: Российский край, моя земля, родимые просторы!

                 У нас и реки, и поля, моря, леса и горы.

                 И север есть у нас и юг, сады цветут на юге,

                 На севере снега вокруг – там холода и вьюги.

                 Народы – как одна семья, хотя язык их разный

                 Все – дочери и сыновья своей страны прекрасной.

10 ученик: Давайте же руки сестры и братья,

                    В общий наш круг спешите скорей,

                   Мы запоем, и весь мир подхватит

                   Звонкую песню верных друзей.

Звучит песня «Большой хоровод»

Ведущий:  Вот и подошел к концу наш классный час, посвященный «Дню дружбы народов». Мы сегодня еще раз вспомнили правила дружбы, познакомились с народными играми, танцами, песнями разных народов нашего края, в которые вы можете дружно играть все вместе. А в память о нашем празднике давайте подарим друг другу наши символические сердца, где написаны правила дружбы.

11 ученик.

Мы за мир, мы за дружбу

Дружбу народов на всей земле

Мы хотим, чтоб жили дружно

На нашей планете люди все!

Дружба народов - не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов – счастливы дети,

 Колос на ниве и сила в расцвете.

  

Давайте в заключение нашего праздника и в честь нашей дружбы, которая есть в нашем зале проведем праздничный салют.

На слово красный – хлопают дети.

На слово жёлтый -     гости и родители.

На слово зеленый    -хлопаем все вместе.



Литература:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/04/04/narodnyy-kalendar-prazdniki-mordovskogo-naroda

https://nekrasov.izh-cbs.ru/sites/default/files/tradition-pdf/mariiskie_igri.pdf

https://kazan.aif.ru/society/details/vnov_pobyt_rebenkom_10_glavnyh_igr_sabantuya

https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-narodah-rossii-dlya-2-klassa-tatary.html




День дружбы народов.
PPTX / 20.92 Мб



Опубликовано в группе «Праздники в начальной школе.»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.11.22 в 21:24 2Ответить Пожаловаться
Отличный материал, спасибо за помощь коллегам!
Львова Светлана Алексеевна, 15.11.22 в 17:53 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна!
Лупей Виктория Владиславовна, 15.12.22 в 20:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличную публикацию, Светлана Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.