Классный час
«Поговорим о дружбе»
Цель :
Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.
Формировать коммуникативные навыки (учить аргументировать свое мнение)
Задачи :
Учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.
Развивать умения объяснять свою точку зрения воспитывать доброжелательность;
Создавать благоприятную атмосферу в коллективе.
Оборудование:
Презентация, звукозапись, видеоролик, высказывания о дружбе, карточки с пословицами, плакат с изображением дерева.
Ход классного часа:
1.Оганизационный момент, целеполагание.
В нашем классе все друзья: вы и мы, и ты и я. Повернись к тому, кто слева, повернись к тому, кто справа. Руку дай тому, кто слева, руку дай тому, кто справа. Улыбнись тому, кто слева, Улыбнись тому, кто справа, обними, того кто слева, Обними, того кто справа, все мы дружная семья: вы и мы и ты и я!
Я: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете легенду.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Скромность, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Итак, какова на ваш взгляд тема нашего классного часа? (Дружба )
Правильно, наш классный час я назвала «Поговорим о дружбе»
Наш час общения имеет свои правила:
1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают,
2. Каждый имеет право высказать своё мнение и не подвергаться критике при этом.
3. Плохих мнений не существует.
4. Каждый говорит только за себя.
5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Этап осмысления. Фронтальная работа
Я:- Дружба, товарищество … Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удаётся сберечь и отстоять в себе и окружающих, человеческое, зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть
видеоролик «Настоящий друг».
- Какие чувства вызывает этот ролик?
- Почему?
- Что бы вы посоветовали главному герою?
Учитель:
- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Как вы понимаете значение слов «Дружба», «Друг»
В словаре Даля Дружба – это “бескорыстная приязнь”.
В словаре Ожегова Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг - Человек, который связан с кем – нибудь дружбой.
(определение дают группы)
А знаешь ли ты, что такое настоящая дружба? Каковы признаки настоящей дружбы? Каким должен быть настоящий друг? Умеешь ли ты дружить? РОЛИК
И так, каким должен быть настоящий друг? Разделит улыбку и печаль. Но и ты должен оставаться таким, же другом взаимно!
Давайте вместе смоделируем качества настоящего друга.
- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.
3.Работа в группах.
Текст
Уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность, внешняя красота.
- Давайте вместе определим качества настоящего друга. Прочитайте. Что же вы выбрали?
У нас получился коллективный портрет друга. Прочитаем. Для дружбы важно.
уважение и доверие к другу
готовность оказать помощь и поддержку
принципиальность
умение критиковать (и себя в том числе)
прямота, принципиальность
искренность
честность
забота
бескорыстие
равенство
преданность
верность
богатый внутренний мир
требовательность.
4.Собрать пословицы о дружбе
С древних времен ценится человеческое качество – дружба. Существуют пословицы и поговорки на данную тему. У вас на столе лежат конверты, в которых находятся разрезанные пословицы.
Ваша задача, как можно быстрее соединить их без ошибок.
Сам погибай, а товарища выручай. Кто старых друзей забывает, |
тот новых не наживёт. |
Дружба крепка не лестью, |
а правдой и честью. |
Старый друг лучше новых двух. |
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает Обоснуйте
5. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
Я: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает) - Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословиц которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
(Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
(Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
Классный руководитель.
Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)
Маша: Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
6. «Портрет друга»
Детям предлагается нарисовать портрет своего друга. Кто хочет, может нарисовать портрет карандашами, а кто не умеет рисовать, тот дает словесный портрет. Остальные должны отгадать о ком идет речь.
7. К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Ваня Харлов
Однажды на лужайке подрались два козла, подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонечко приятеля лягнул, другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней, другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил, другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав , а кто виновен – запутанный вопрос, но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной, на школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским? Правильно, конечно же, нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.
8. В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина “Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
9. Инсценирование сказки «Репка»
Вед: Я выросла большая, и очень пребольшая,
и много витаминов содержится во мне!
Скорей сюда бегите, смелей меня тяните: ужасно тесно мне теперь в земле!
ДЕД: Я землю взрыхлил и репку посадил,
Я репку поливал и за ней ухаживал.
Выросла репка большая-пребольшая.
И бабку, и внучку, и кошку, и Жучку: всех репкой накормлю - целую семью!
(Тянет репку, но не получается)
Выросла - то, репка в срок, что – то я вот занемог!
Не могу её сорвать, надо бабушку позвать! (зовёт)
БАБКА. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Я готовила еду: Я посеяла муку, пирогов я напеку! Не могу помочь сейчас, погоди хотя бы с час!
Дед: Бабка, тормозишь ты что ли, не училася ты в школе? Вынуть овощ срочно нужно, значит вместе надо, дружно!
Бабка: Ой, бегу, бегу, бегу, вынуть репку помогу!( тянут)
Бабка: Внученька, у нас беда, ну, скорей беги сюда! Дед наш репку посадил, ну а вытянуть – нет сил!
ВНУЧКА. Спятили с ума вы что ли?
Дед. Репка просится на волю!
Внучка: Я ходила на танцульки,
Дед: Помоги иди бабульке?
Внучка: Ах! позвали помогать — буду репу вынимать! (Тянут репку, но не получается).
Жучка, Жучка, помоги, поскорей сюда беги!
ЖУЧКА. В будке я лежала, косточку лизала; вдруг меня позвали, от дела оторвали. Помогу я деду, отстоять победу и вернусь опять я в свою кровать! (Тянут репку, но не получается)
Жучка: Что – то кошки не видать, может, нам её позвать!
Эй, мурлыка, выходи, песню дружно заводи!
КОШКА. Мяу, Мяу, МЯУ! Ничто я не поняу! Помогать не очень-то хочу - лучше это мышке поручу.( Машет ей рукой).
Мышка: Я скажу тебе как другу: окажу тебе услугу,
Мы с тобой давно друзья, это точно знаю я!
Если ты не подсобишь, дружбой ты не дорожишь!
Кошка: Мяу, мяу, мяу! Уже я всё поняу! Дружбой точно дорожу, вам я это докажу! (Тянут репку и, с трудом, но вытаскивают).
ВСЕ ГЕРОИ: Тянем, потянем - вытянули репку!
Мы весело и дружно работали сейчас, и репку превосходную достали мы для вас. За дружбой дело спорится - об этом был рассказ. Всем дружба помогает, ведь дружба – это класс!!
10. СИНКВЕЙН
11. Рефлексия. «Закончи предложение», Сегодня мне понравилось …
Сегодня я задумался …
Сегодня я понял…
12. Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о настоящей дружбе, о значимости дружеских отношений..Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.
13.Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить.
И никогда не ссориться
Тогда дела все спорятся.
13. Исполнение песни о дружбе
14. Дерево пожеланий.
Каждый ученик на листочках пишет пожелание и, озвучивая его, клеит на дерево.
Выступление:
Сценарий может быть полезен в работе классных руководителей при проведении классного часа или родительского собрания. Материал направлен на воспитание у учащихся уважительного отношения к товарищу, учителю, взрослым людям, способствует формированию дружного классного коллектива.
Текст (На столе карточка)
Уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность, внешняя красота.
|
|
||
|