12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья16

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»



t1660015087aa.png

Методическая разработка по теме:


t1660015087ab.png




Автор: Кравцова Наталья Ивановна

Педагог-организатор













пгт. Шерегеш, 2022 год



Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности.


Тема воспитательного мероприятия: «День Героев Отечества» (ко дню Героев Отечества – 9 декабря)


Актуальность : жизнь общества ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима во все времена. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – самая благоприятная пора для привития чувства любви к родине, готовности к её защите.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать мужественных, инициативных, дисциплинированных, высоконравственных людей, сформировать чувство долга перед государством, Родиной и семьёй.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и формирования российской идентичности можно считать воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях российского народа.

Актуальность проведения «День Героев Отечества» обусловлена обострением военно-политической ситуации в мире: расширяется и углубляется информационная война, дезинформация искажает картину мира, фальсифицируются события и процессы, исторические факты.

В современной России День защитника Отечества остаётся одним из немногих государственных праздников со столетней историей, сохранивших свой изначальный смысл и объединяющих все народы России на основе идей гражданственности и патриотизма. Это позволяет в полной мере реализовать цели «приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности». Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, приобщение обучающихся к историческому прошлому Родины, воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, формирование личности, способной противостоять современным вызовам и угрозам – наиболее важная задача на современном этапе.


Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 6-7 классов (11-12 лет), педагоги ДО, гости.


Проведение данного мероприятия позволяет расширить диапазон знаний о героях Отечества, сформировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм. Способствует развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей, формировать активную жизненную позицию, способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.


Цель: формирование представления о Дне защитника Отечества, знакомство обучающихся с историей и традициями праздника, осознание необходимости защиты Отечества.


Задачи:

- познакомить обучающихся с историей возникновения памятной даты;

- расширить знание учеников о героических страницах истории Отечества;

- дать учащимся представление о понятиях «герой», «подвиг» для уточнения образа героя на примерах из современной жизни;

- сохранять память о подвигах Героев своей малой Родины;

- вызвать у учащихся чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки;

- развивать умения составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

- развивать чувство гордости и уважения к героям России;

- развивать чувство гордости и уважения к героям России;

- воспитывать чувство патриотизма, а также чувства гордости и уважения к людям, достойным его.


Ожидаемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Мета предметные: уметь извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать её и создавать собственную.

Предметные: уметь выделять существенные признаки понятий «защитник Отечества», «герой», «гражданский подвиг».

Коммуникативные: строить сообщения в устной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать своё мнение.


Форма проведения мероприятия: внеурочное (это одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.)


Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая технологии.  


Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, видеоролики), практический проблемно-поисковый (сообщение учащихся), рефлексия.

Приёмы: фронтальный, коллективный, индивидуальный, просмотр презентации и видеосюжетов.

Оборудование: компьютер, интерактивная панель, видео файлы.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

- подборка материала;

- разработка сценария;

- создание презентации;

- привлечение учащихся к поиску информации о земляках-героях;

- пригласить гостей.

Рекомендации по использованию методической разработки: методическая разработка «День Героев Отечества» может быть использована при проведении классных часов, мероприятий познавательной и патриотической направленности. Внеурочное мероприятие рассчитано на учащихся среднего звена, но он так же будет интересен и обучающимся начальной школы. Наибольшая его эффективность достигается во время дней воинской славы России. Данная тематика актуальна всегда.















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Педагог. Добрый день, уважаемые ребята и гости! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, и начнём его с музыкального посвящения самому молодому празднику нашей страны.

Просмотр клипа «От героев былых времён»


Педагог. «От героев былых времён» так называется прозвучавшая песня. Выбрана она нами не случайно. Ребята, вы знаете, какой памятный день отмечался в России 9 декабря?


Ответы учащихся.

Педагог: Да, День героев Отечества и сегодня мы поговорим об этом празднике.

Праздник День героев Отечества ещё очень молод. Эта памятная дата была установлена 25 января 2007 года. Председатель Государственной думы РФ Борис Вячеславович Грызлов накануне утверждения нового праздника пояснил, что «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника - Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник». И вот 9 декабря страна отмечает свой новый праздник - День Героев Отечества. Праздник, уходящий корнями не только к георгиевским крестам, первым Золотым Звездам, но и куда-то дальше в исторические глубины.

У каждого праздника есть свой символ, у нашего мероприятия символ памяти и уважения – гвоздика. Сусоева Виктория расскажет нам почему же именно гвоздика является символом нашего мероприятия.


Сообщение ученицы.


Ученица. «Красная гвоздика — это символ мужества, торжества правого дела. Она символизирует свободу, честь, верность и пролитую кровь героя - солдата за Родину, Отечество, Отчизну.

Название «гвоздика» происходит от греческих слов - «божественный» и «цветок». Латинское название гвоздики означает «цветок Зевса». Привезенная рыцарями-крестоносцами из Туниса, она вошла в культуру многих европейских народов в качестве талисмана воинов. Гёте считал гвоздику олицетворением стойкости, а император Наполеон сделал её своим символом победы.

В России этот цветок также всегда считался символом героев и революционеров. Красный цвет является символом победы - это цвет знамени непобедимой Красной армии. Красная гвоздика — это цветок солдата-победителя, цветок памяти и восхищения. Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День победы, ведь это еще и день памяти всех погибших.»

Педагог. Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия. И Петрова Ольга нам расскажет о нём.


Сообщение ученицы


Ученица. Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей, исповедовавших христианскую веру. Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За это император приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам. В течение 7 дней молодого юношу пытали. Различные истязания выдержал Георгий. Он перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Никакие уговоры не смогли заставить отречься Святого Георгия от веры. И его приговорили к смерти. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников.

Существует легенда, что недалеко от того места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей. Суеверные люди той местности начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ждать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был никто иной, как святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек.

После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем. Культ святого Георгия быстро распространился по земле, возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершенных чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Все чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьем и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракон

Святой Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над Диаволом — «древним змием». Это изображение было включено в древний герб города Москвы. На гербе России так же присутствует изображение Георгия Победоносца.


Педагог. Традиции отмечать праздник Героев Отечества в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. До 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Традиция награждения сохранялась до Октябрьской революции. Орден Святого Георгия Победоносца был восстановлен в 2000 году, как высшая военная награда России. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Ребята, наше Отечество богато героями. Кому еще на земле выпали столь суровые испытания? Кто еще пролил столько крови за свою свободу?

Ребята, а кого мы называем Героями?


Ответы учащихся.


Педагог. Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. Возьмите, словари и найдите значение слова «герой».


Работа в группах


Педагог. Итак, ребята, кто такой герой?


Учащиеся зачитывают значение слова из словаря Ожегова С.И.

Педагог.. Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела.

Друзья, а кто он этот герой? Давайте смоделируем портрет героя. У вас на столах лежат карточки с вопросов. Ваша задача обсудить в группах и дать свои ответы.

Вопросы для моделирования «Портрета героя»

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера.


Обсуждение по вопросам: в какой стране рождаются и живут эти люди? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Может, это люди особой профессии? Какими чертами должен быть награждён современный герой?


Педагог. Итак, мы пришли к выводу, что конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»

Да, герои есть везде, где есть человек — так же, как рядом с героями существуют подонки, трусы и негодяи. Две стороны одной медали.

Ребята, всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.


Мозговая Варвара читает стихотворение


- Время героев обычно ты кажешься прошлым.

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.


- Время героев, по самому высшему праву

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть и славу, и долгую добрую память

Время героев, а что ты оставило нам?


Педагог. История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. Защита Родины всегда была и есть благородным делом. Долгом настоящих мужчин, которые испокон веков охраняли рубежи своей страны, помогали другим народам бороться с захватчиками.

Воины защитники – это те люди, которые жертвуя своей жизнью и здоровьем стоят на защите своей родной Земли. Самые сложные, кровопролитные битвы в течение Великой Отечественной войны, в которых были тяжёлой ценой одержаны победы нашей армией и которые дали возможность двигаться к победе дальше. И мы помним и подвиги простых солдат, воинов, защищавших нашу страну в любое, трудное для страны время. Отряду в двадцать восемь бойцов из дивизии генерала Панфилова пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Когда кончались боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев стал примером для других.

Но не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики стояли у станков по 16 – 18 часов, превозмогая усталость и голод. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки. Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы. Что же это как не подвиг?!

Но героем может быть не только один человек, но и целый город. Например- Ленинград. Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала до велика.

Ребята, а есть ли герои в современной России?


Ответы учеников.


Педагог. Жизнь человека по меркам истории не столь длинна. Но после каждого остаётся свой след и память - память, воплощённая в делах во имя других людей. Всё то замечательное, что сделали герои Отечества для своих земляков - это и есть тот добрый след, который они оставили на этой Земле.

Сегодня, в День Героев Отечества, мы ещё раз вспомним о людях, оставивших яркий след в истории нашей Родины, получивших высокие награды. И эти люди – наши с вами земляки. Леонтьев Сергей и Мозговая Варвара расскажут нам о героях Кемеровской области это: Власов Михаил Максимович, Куренков Иван Иванович, наших земляках-героях.


Сообщение учащихся.

Ученица.

КУРЕНКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Рt1660015087ac.jpg одился и вырос в г. Ленинске-Кузнецком районе Кемеровской области.  Работал  забойщиком    на шахте имени Кирова. В первый же день Великой Отечественной войны ушел на фронт.  

В начале сентября 1943 года при форсировании реки Свирь Куренков первым со своим взводом переправился на правый берег и сходу вступил  в бой, уничтожив  30 гитлеровцев, прочно  закрепился на захваченном плацдарме и обеспечил последующую переправу стрелкового полка.

В бою 8 сентября 1943 года заменил выбывшего из строя командира и повел роту в атаку. Немцы отступили, оставив на поле боя до 50 убитых солдат и офицеров. Затем Куренков со своим подразделением форсировал реку Десну, зашел в тыл противника и внезапным ударом уничтожил еще 50 фашистов.

Немало подвигов совершил   коммунист-сибиряк и как разведчик. Так, благодаря доставленным  им сведениям, была успешно разгромлена нежинская группа гитлеровских войск.

Во время форсирования Днепра Куренков со своей ротой первым ворвался в траншеи противника и уничтожил более 20 гитлеровцев. В этом бою он был тяжело ранен, но поле боя не покинул, продолжая управлять им до подхода основных сил. За образцовое выполнение заданий командования И. И. Куренкову было присвоено звание Героя Советского Союза  (Указ   Президиума   Верховного    Совета СССР от 17 октября 1943 г.).



Ученик.

ВЛАСОВ МИХАИЛ МАКСИМОВИЧ

Вt1660015087ad.jpg числе героев битвы за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Советской Украины был и наш земляк Михаил Власов, уроженец д. Александровки Ижморского района Кемеровской области. В ночь на 27 сентября 1943 года  в первой десантной лодке он принял участие в форсировании Днепра. Высадившись на берег под шквальным пулеметным огнем, он  в рукопашной схватке штыком и прикладом уничтожил шесть немцев   и   вместе с товарищем отбил две контратаки.   Плацдарм   отвоеван и укреплен, что дало возможность обеспечить переправу другим подразделениям полка и в целом дивизии.

И в последующих боях отважный Кузбассовец находился в первых рядах атакующих, воодушевляя своим примером бойцов. В одной из атак в октябре 1943 года Михаил Власов геройски погиб.

За смелость, находчивость и мужество при выполнении боевых заданий командирования рядовой М.М. Власов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза   (Указ Президиума   Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года).

 







Педагог. Ребята, но только ли на войне есть место подвигу? Как вы думаете, есть ли герои в мирное время.

И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя.


Ответы учащихся.


Педагог. Да, герои есть и в мирное время.

Ученик. Я хочу рассказать о гражданском подвиге наших сверстников. Юный герой из поселка Центральный Топкинского района Кирилл Иванов спас своего младшего товарища, который провалился под лед, сообщает телеканал "Вести-Кузбасс".

Семилетний Рома с друзьями играл на берегу пруда на окраине поселка. Внимание мальчишек привлек какой-то яркий предмет на льду метрах в 15 от берега. Рома решил подойти поближе, однако хрупкий лед не выдержал - мальчишка упал в воду. Самостоятельно выбраться у малыша не получалось, как он ни старался. Рома держался в холодной воде изо всех сил и звал на помощь. По счастью, 12-летний Кирилл Иванов катался неподалеку на велосипеде. Он первым и услышал крики о помощи.

На размышления времени не было. По словам Кирилла, он зашел в воду, потом ползком по льду добрался до Ромы, схватил его и вытащил на берег.

Поступок мальчика оценили профессионалы.

У парня есть внутренняя сила, - отметил начальник Топкинского гарнизона пожарной охраны МЧС России Иван Иванов. - Не помешали и знания, полученные им в школе на уроках ОБЖ. Это действительно героический поступок!

Сейчас местные власти собирают документы, чтобы представить Кирилла к награде. А маленький Рома теперь сам хочет стать спасателем, когда вырастет.


Педагог. В жизни каждого человека есть место для подвига. Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?


Ответы учащихся.


Педагог. Гордиться можно не только героем. Ведь героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей: космонавты, учёные, спортсмены, деятели искусства. Да всех не перечислишь.

Ребята, а в ваших семьях, есть люди, поступками, делами которых можно гордиться?


Ответы учащихся.


Педагог. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости.

И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. Спасибо.

Закончим наше мероприятие посвящением героям всех времён


Видео: Посвящение героям России всех времён (на песню С.Михайлова «Герои России моей»)











































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.