12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фефелова Елена Александровна30
Россия, Иркутская обл., Ангарск
6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»

Министерство образования Иркутской области


Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский техникум общественного питания и торговли»

г. Ангарск Иркутской области



t1638976632aa.png


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

на тему:

«День героев Отечества»


Вид мероприятия: внеклассное мероприятие

Форма внеклассного мероприятия: живой журнал

Место проведения: актовый зал техникума

Целевая аудитория: студенты I курса

Автор: Фефелова Елена Александровна, преподаватель учебной дисциплины «Право»





Ангарск, 2021

Содержание



1. Пояснительная записка ………………………………………………………. 3


2. Подготовительный этап ……………………………………………………… 5


3. Основной этап ………………………………………………………………… 7


3.1. Открытие живого журнала ……………………………………………….... 7


3.2. «Чтение» живого журнала …………………………………………………. 8


3.2.1. Страница первая «Страница главного редактора» ……………………... 8


3.2.2. Страница вторая «Ялаева Ризана Сулеймановна» ……………………..10


3.2.3. Страница третья «Иринчеев Даши Андриянович» …………………….11


3.2.4. Страница четвёртая «Кириллова Анна Семёновна» …………………...12


3.2.5. Заключительная страница «Диалог поколений». ………………………13


4. Завершающий этап ………………………………………………………….. 14


4.1. Рефлексия «Обращение в редакцию» ……………………………………..14


4.2. Подведение итогов …………………………………………………………14


Приложения …………………………………………………………………… 15










1. Пояснительная записка


Материал методической разработки на тему: «День героев Отечества» предназначен для проведения внеклассного мероприятия в форме живого журнала, предполагает трансляцию результатов поисково-исследовательской деятельности поискового отряда «Пульс» действующего в «Ангарском техникуме общественного питания и торговли» и может быть использован в качестве сценарной разработки внеклассного мероприятия, как в общеобразовательных учреждениях, так и учреждениях профессионального обучения.

Содержание живого журнала раскрывается на его страницах.

Для оформления страниц живого журнала используется арсенал разнообразных методических приёмов: произнесение вступительных слов, выступления «журналистов», декламация стихов, показ слайд-шоу, включение аудиозаписей музыкальных произведений, «диалог поколений», «обращение в редакцию», живое исполнение песни.

За подготовку каждой страницы живого журнала определяется ответственный «журналист».

Для ведения живого журнала выбираются два студента - юноша и девушка, которые открывают каждую страницу стихотворением или музыкальной вставкой.

Цель: Создание условий для воспитания патриотических чувств к «большой» и «малой» родине.

Задачи:

пополнить знания студентов о Великой Отечественной войне через рассказы о судьбах людей и личное общение с ветеранами;

формировать представление о Великой Победе как результате героических усилий многонационального народа;

развивать умение студентов вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность;

способствовать воспитанию нравственных качеств личности: гуманизма, чувства уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;

способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, увлеченности, познавательного интереса, активности, культуры речи.

Оборудование и наглядные пособия:

- столы, стулья;

- флаг РФ;

- мультимедийное оборудование;

- презентация Power Point визитной карточки поискового отряда «Пульс»;

- переносной стенд «Спасибо за Победу»;

- столы с фотографиями, копиями писем, воспоминаниями участников событий и другими архивными материалами;

- репродукции картин, плакаты, издания художественных произведений о войне;

- музыкальное сопровождение;

- фотоаппарат;

- сертификаты, благодарности.

Участники: преподаватель, ведущие, редакционная коллегия, вокальная группа техникума, студенты 1 курса

Приглашенные гости: Иринчеев Д.А., Колесникова К.П., участники Великой Отечественной войны; Барабаш Л.Г., Карасюк А.Г., Федулова Н.Ф., труженики тыла; Бушуева З.Ф., председатель совета ветеранов г. Ангарска.

Время реализации: 1 час 30 минут



2. Подготовительный этап



Для эффективного проведения мероприятия, достижения планируемых результатов, исключения хаотичности и спонтанности, создания атмосферы сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта, вызова эмоционального отклика необходима тщательная подготовка мероприятия с распределением ролей и функциональных обязанностей между педагогом и инициативной группой студентов.

Распределение ролей:

преподаватель;

Ведущие живого журнала;

редакционная коллегия:

- главный редактор – командир поискового отряда «Пульс»,

- журналисты – бойцы поискового отряда «Пульс»,

- художественный редактор,

- заведующий компьютерным отделом.

Функции преподавателя:

- изучает методику организации и проведения внеклассного мероприятия в форме «живого журнала»;

- вырабатывает цель и задачи мероприятия;

- разрабатывает сценарий мероприятия;

- определяет временные рамки;

- предусматривает оптимальное количество участников;

- определяет соответствующую мероприятию форму одежды;

- сопровождает процесс групповой деятельности: совместно со студентами ставит реальные задачи, выполняет функцию координатора и партнера, помогая отдельным студентам в ходе подготовки мероприятия, стимулирует творческое мышление, увлекает студентов проблемой и процессом её исследования, предоставляет студентам возможность обмениваться мнениями в ходе обсуждений результатов работы, выдвигает предложения по улучшению работы.

Функции ведущих:

- готовят устные выступления;

- отрабатывают дикцию.

Функции редакционной коллегии:

Главный редактор – формулирует вопросы анкеты по теме: «Зачем нам помнить о войне. Взгляд из XXI века», анализирует ответы; организует акцию среди студентов 1 курса «Почему мы пишем о войне …», готовит выступление.

Журналисты занимаются поисково-исследовательской деятельностью (изучают архивный материал Музея Победы г. Ангарска, Музея Свирской Стрелковой краснознамённой дивизии ГАПОУ ИО «Ангарского техникума общественного питания и торговли» - фотографии, копии писем, воспоминания участников событий и др.), беседуют с ветеранами, вручают пригласительные билеты, готовят письменные сообщения и устные выступления о ветеранах.

Художественный редактор – обеспечивает соответствующее оформление аудитории, расстановку мебели и технических средств, подбирает аудиозаписи песен военных лет и стихотворений, оформляет сертификаты участникам мероприятия, пригласительные билеты, благодарности приглашенным гостям, оформляет и вывешивает объявление о времени и месте проведения мероприятия.

Заведующий компьютерным отделом – готовит и демонстрирует презентацию Power Point визитной карточки поискового отряда «Пульс», обеспечивает исправную работу технических средств.





3. Основной этап


3.1. Открытие живого журнала

Звучат фанфары.

На сцену выходят преподаватель, ведущие и бойцы поискового отряда «Пульс» во главе с командиром, который несёт флаг России.

Вступительное слово преподавателя:

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на внеклассном мероприятии, посвящённом 76-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие будет проходить в форме живого журнала, который называется «День героев Отечества». Страницы журнала расскажут вам о грозных годах Великой Отечественной войны, годах народного горя и народной славы, массового героизма и доблести советских людей.

Преподаватель кратко рассказывает о деятельности студентов в процессе подготовки живого журнала, формулирует предполагаемые результаты мероприятия, представляет ведущих журнала, редакционную коллегию, приглашенных гостей.

Бойцы поискового отряда «Пульс» и преподаватель спускаются в зал. На сцене остаются ведущие.

Ведущий 1: Ангарск называют городом, рожденным Победой. Бывшие фронтовики после войны приехали по комсомольским путёвкам в Сибирь строить молодой город в тайге. Многие из них связали навсегда свою судьбу с Ангарском. В городе строились и открывались профтехучилища для подготовки молодых рабочих. И наши ветераны, не жалея своего здоровья, личного времени, создавали материально-техническую базу, передавали ребятам свой опыт, умения, знания. Они были истинными патриотами нашей Родины и старались воспитать в своих учениках чувство любви и преданности своей стране. Самоотверженный труд многих ветеранов был отмечен правительственными наградами.

Ведущий 2:

Люблю Ангарск, наш город славный.

Он был рождён победой не во зло.

Сибири крупно повезло!

И мы из города Ангарска!

Судьбы наших земляков, переживших войну, очень похожи и в то же время по-своему уникальны. Наши ветераны – это живая память, мы гордимся ими и их заслугами перед Родиной, перед Иркутской областью, нашим городом, рождённым Победой. Их судьбы, словно страницы печатного издания, перелистывая которые, мы не перестаём удивляться стойкости, отваге и мужеству.


3.2. «Чтение» живого журнала

3.2.1. Страница первая «Страница главного редактора»

Ведущий 1: Открываем первую страницу живого журнала.

Звучит аудиозапись песни «Журавли» (сл. Р.Гамзатова, муз. Я. Френкеля)

Ведущий 2 на фоне приглушенной музыки читает стихотворение Р.Рождественского

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Главный редактор: Прошли годы, уходят герои из жизни, оставляя нам тяжелые воспоминания о страшной войне. К сожалению, срок давности войны немного притупляет трепет и тревогу у поколения, не знавшего войны. Но нам не хочется мириться с возможным забвением.

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Объединяйтесь, патриоты!

Отечества достойные сыны!

За Родину, за правду, за Свободу,

За честь и благоденствие страны!

Главные правила, которые объединяют бойцов поискового отряда «Пульс»:

- будь достойным гражданином и патриотом своей Родины;

- люби и уважай историю России, своего города, техникума;

- почитай своих предков;

- весь мир – музей, не будь вандалом;

- музейная и поисковая работа пробуждает «чувства добрые», улучшает мир;

- но прежде, чем улучшать мир, постарайся стать лучше сам!

Бойцы отряда поочередно рапортует о проведенной работе за год.

Готовясь к мероприятию, бойцы поискового отряда провели акцию среди студентов I курса «Почему мы пишем о войне …».

Из 86 участников - все как один ответили: помнить о войне – это наш долг перед ветеранами и теми, кто отдал свою жизнь за победу.

45 студентов ответили, что их прадеды – участники Великой Отечественной войны, и они гордятся ими.

«Нельзя забывать о тех, кто спасал страну, мы должны помнить о победителях, без которых у нашего поколения не было бы будущего», - написал Рымко Дима.

«Нужно помнить о том, что в нас течет кровь победителей над фашизмом!», - ответ Сафонова Михаила.

Я помню! Я горжусь!

Колени преклоняю …

Я помню! Я горжусь!

Сквозь слёзы повторяю.

3.2.2. Страница вторая «Ялаева Ризана Сулеймановна»

Ведущий 2: Открываем вторую страницу живого журнала.

Ведущий 1.

Вся перед нами ваша жизнь

Но книгу не прочесть до корки.

Сейчас успеем полистать листы,

А содержанье их: Родина, подвиг, солдат.

Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В.Н.Лебедева-Кумача), на фоне которой ведущие рассказывают о Сталинградской битве.

Ведущий 2: Дорогие ребята! Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн.

Ведущий 1: 23 августа германские танки ворвались в Сталинград. В тот же день началась его бомбежка с воздуха. Город напоминал сущий ад.

Ведущий 2: Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолеты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо.

Ведущий 1: Город решено было удержать любой ценой. Каждый дом превращался в крепость. Бои шли за каждый этаж. Каждый подвал. Каждую стену. Каждую улицу.

Ведущий 2: Нельзя не поражаться мужеству людей, сражавшихся в чудовищном хаосе огня и раскаленного металла, когда земля буквально становилась на дыбы.

В битве на Волге участвовала и наша землячка – ангарчанка Ялаева Ризана Сулеймановна.

Портрет и рассказ журналиста 1 о том, что вся жизнь Ризаны Сулеймановны стала символом мужества, стойкости и самоотверженности. (Приложение № 1).

3.2.3. Страница третья «Иринчеев Даши Андриянович»

Ведущий 2: Открываем третью страницу живого журнала.

Звучит аудиозапись песни «Нам нужна одна победа» (авт. муз. и сл. Б. Окуджава).

Ведущий 1:

Ты величайший из великих,

Красноармеец рядовой.

Герой, принесший гибель змею!

Тебе – Петру и Фалалею,

Кузьме, Семёну, Еремею.

Слагаю стих я, как умею

И отдаю по форме честь.

Журналист 2 Рассказывает об удивительном пути Иринчеева Даши Андрияновича. (Приложение № 2).

3.2.4. Страница четвёртая «Кириллова Анна Семёновна»

Ведущий 2: Открываем четвёртую страницу живого журнала.

Звучит аудиозапись песни «Синий платочек» (муз. Е.Петерсбурский, сл. Я. Галицкий).

Журналист 3: Эту страницу мы посвящаем Кирилловой Анне Семёновне, которая участвовала в составе 114 Свирской Стрелковой Краснознаменной дивизии в защите города Ленинграда. (Приложение № 3).

Наверное, ей, нашей Анне Семеновне, посвятила эти строчки Юлия Друнина:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Заведующий компьютерным отделом демонстрирует презентацию Power Point визитной карточки поискового отряда «Пульс».

Ведущие рассказывают на фоне слайд-шоу.

Ведущий 1:

Да, у времени своя память. Мы помним о наших ветеранах – земляках.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Ведущий 2:

Их много

Не вернулось с поля боя …

Они бесстрашно шли из боя в бой

За мир,

За небо вечно голубое

Над этой вот

Вихрастой головой …

Что видит он?

Быть может, имя деда?

Так помолчим минуту …

Вместе с ним …

Да, нелегко

Досталась нам победа –

Тем больше мы победой дорожим!

Ведущий 1: Почтим же минутой молчания тех, кто не вернулся с войны.

Минута молчания.

Ведущий 2: Дороги победы длинны и туманны,

Политы слезами, и потом и кровью.

Спасибо за всё Вам, мои ветераны!

Спасибо за радость, за чистое небо,

За ясные зори, степные курганы,

За тёплые, сладкие запахи хлеба,

Спасибо, спасибо, мои ветераны!

3.2.5. Заключительная страница «Диалог поколений»

Ведущий 1: Открываем заключительную страницу живого журнала.

Ведущий 2: Предлагаем студентам задать вопросы приглашённым гостям.

Студенты формулируют и адресуют вопросы, гости отвечают.







4. Завершающий этап



4.1. Рефлексия «Обращение в редакцию»

Ведущий 1: Участникам и приглашённым гостям - «читателям» живого журнала предлагаем оставить устные заметки (пожелания, отзывы о своём впечатлении от проведенного мероприятия).

Подведение итогов

Ведущий 2: Мы вам рассказали о героизме солдат на фронте, а следующий выпуск живого журнала посвятим труженикам тыла – бывшим работникам нашего учебного заведения, которые имеют статус «дети войны».

Преподаватель выражает благодарность приглашенным гостям и участникам мероприятия.

Звучит песня в исполнении вокальной группы девушек техникума «Мы желаем счастья вам» (сл. И.Шаферана, муз. С.Намина).

Преподаватель вручает приглашенным гостям - благодарность за участие в мероприятии, каждому участнику - сертификат участника.

Бойцы поискового отряда «Пульс» дарят цветы приглашенным гостям.

Преподаватель организует фотографирование.

Администрация техникума организует чаепитие.










Приложение № 1


Ялаева Ризана Сулеймановна родилась 6 сентября 1923г. в Башкирии, Илишенском районе, в селе Сульты. Окончив среднюю школу, 18-летней девчонкой была мобилизована в Красную армию Илишенским РВК 6 апреля 1942 года, сразу же попала под Сталинград в 43-й прожекторный полк войск противовоздушной обороны. Это был 56 отряд отдельной зенитной артиллерийской дивизии. Защищала небо Сталинграда в течение 8 месяцев. Их прожекторная установка неоднократно подвергалась бомбежкам и обстрелу с фашистских самолетов. В памяти Ризаны Сулеймановны навсегда остался день – 23 августа 1942 года. Чтобы подавить волю защитников города к сопротивлению, немецкая авиация в течение только одного дня сбросила на город свыше 2 тысяч бомб. После этого удара с неба Сталинград превратился в груды развалин. «Это случилось днем. Самолеты черной вороньей стаей покрыли небо. Сосчитать их было невозможно. Грохот, взрывы, огонь, не было видно ни земли, ни неба, а люди держались» - рассказала Ризана Сулеймановна. Слушая пожилую женщину, задаешься вопросом: сколько храбрости, смелости, отваги, силы воли было у девушки? Выполняли приказ, позиций не сдавали. На разные участки перебрасывали 56-й отряд отдельной зенитной артиллерийской дивизии. «Вот когда первые освобождаются – нас туда бросают. Мы действующей армией числились. Принимали участие в боевых действиях под Москвой, под Смоленском, в Литве. И доехала я до Восточной Пруссии. Радостное известие об окончании военных действий встретила на посту. Меня будят: «Вставай! Твоя очередь на пост!» Ну что? Встала, вышла, - винтовку! И потом, утром, говорят: «Война кончилась!». «Ой, как мы плакали от радости!» - поведала нам ветеран. Ризана Сулеймановна начала боевой путь в звании рядового в должности прожекториста, прибориста и закончила в звании ефрейтора. За боевые подвиги она награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», орденом Великой Отечественной войны, юбилейными медалями. После окончания войны Ризана Сулеймановна работала в г. Краснокамске Пермской области на бумажной фабрике контролером ОТК. В 1983 году переехала в г. Ангарск, где проживает сейчас. Несмотря на возраст, состояние здоровья, она – инвалид 2 группы, поражает её жизнелюбие, сила духа, оптимизм. Вот с кого надо брать пример, с людей, прошедших войну, видевших смерть, ценить жизнь, мирное небо над головой.

t1638976632ab.png























Ялаева Р.С.



t1638976632ac.jpg






























Приложение № 2


Иринчеев Даши Андриянович родился 30 декабря 1927 года. Три брата Даши Андрияновича погибли на войне, причем один из них погиб в Германии 5 мая 1945 года, не дожив несколько дней до победы. А Даши Андрияновичу повезло, вернулся живой.

Семнадцатилетним пареньком попал Иринчеев на Забайкальский фронт в июле 1944 года. Роста он был очень маленького, ниже 150см и вес был меньше 50 кг. Но когда старшина в комиссии спросил, хочет ли он на фронт, то Даши ответил: «Да. Хочу. У меня на фронте старший брат погиб». И его взяли. Сначала отправили в Мальту, в учебную часть. За несколько месяцев в учебке Даши подрос до 160 см и поправился до 60 кг. А в августе 1945г. участвовал в войне против Японии. Был разведчиком 817 артполка 293 дивизии Забайкальского фронта. В составе 36-й армии перешел Большой Хинган, ходил в разведку по Хайларом. Даши Андриянович вспоминает, что с 1 августа их выводили непосредственно к границе, наблюдать за японцами. 9 августа в три часа ночи полк был поднят по боевой тревоге и двинулся к границе. «Когда мы, разведчики, первыми прошли границу в четвертом часу ночи и подошли к японской заставе, то увидели, что все японцы были уничтожены штурмовой группой пехоты без сопротивления. К утру прошли более 20 километров, впереди шел бой, были слышны выстрелы, взрывы. Японцы были ошеломлены неожиданностью, мощью и стремительностью нашего наступления, не оказывали сильного сопротивления и в панике отступали. За первые два дня боев прошли около 120 километров. К Концу дня 11 августа мы были в 50-60 километрах от Хайларского укрепленного района», - вспоминает Даши Андриянович. Хайларский район был самым мощным и крупным, опоясывал гору Хайлар, где находился штаб 6-й Квантунской Армии Японии. Здесь японцы стали оказывать более упорное сопротивление. Пехотные полки уже вели ожесточенные бой. Разведчики, среди которых был и Иринчеев был контужен и отправлен в госпиталь. Но через два дня он узнал, что к вечеру дивизия пойдет вперед на Большой Хинган. Ему не хотелось отставать от своего полка, и он ушел из госпиталя. Даши Андриянович вспоминает, что подъём на Большой Хинган был очень трудным, солдатам огневых батарей приходилось толкать пушки, тянуть их канатами. Когда они дошли почти до вершины Большого Хингана, японцы организовали опорный пункт у села Бухэду и оказывали упорное сопротивление почти двое суток. До Бухэду в скалах встречались отдельные смертники, прикованные к скалам цепями, которые вели огонь по нашим частям из снайперских винтовок, пулемётов, и в плен не сдавались, делая себе харакири. После Бухэду дивизия особого сопротивления не встречала до горы Цицикар. Там наши пехотные полки и танкисты 26-й бригады с ходу атаковали и захватили город. На следующий день дивизия двинулась на город Харбин, но через сутки остановилась. А на следующий день объявили, что японская армия разгромлена, война закончилась. К концу сентября дивизия вернулась в г. Хайлар, где находилась до 20 октября. 19 октября Даши Андриянович был награжден медалью «За боевые заслуги». 26 октября полк вернулся в Россию, а в июне 1946г. Даши Андрияновича направили на Тихоокеанский флот, где он прослужил 5 лет.

После демобилизации с Тихоокеанского флота в апреле 1951г. приехал на строительство нашего города, устроился на Китойскую базу оборудования дежурным инженером. В 1953г. поступил на вечернее отделение Ангарского техникума искусственного жидкого топлива. В январе 1955г. женился. В семье родились два сына. Работал на заводе № 1 полукоксования, затем перешел на Иркутскую ТЭЦ № 9 заместителем начальника топливно-транспортного цеха, где проработал до 1968 года. Заочно окончил Иркутский сельхозинститут. В марте 1968 г. по решению Ангарского Горкома КПСС для оказания помощи в сельском хозяйстве был направлен в подшефный Боханский район. Сначала работал главным агрономом в крупном совхозе «Обусинский». Затем был переведен в Боханский Райисполком заместителем председателя. А когда в ноябре 1975г. по указу Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Осинский район, его назначили начальником управления сельского хозяйства района. Многократно избирался членом горкома, райкома КПСС и депутатом Районного Совета. В ноябре 1988г. ушел на пенсию, но через месяц, в декабре, вышел на работу директором районного дома культуры.

Под руководством Иринчеева Д.А. в Осе был создан историко-краеведческий музей, один из лучших в области. Среди его экспонатов есть вещи из далекого прошлого, например, бивень мамонта. В музее есть коллекция бумажных и металлических денег. Музей рассказывает об этнографии бурят 19-20 веков. Одной из главных является экспозиция, посвященная участию жителей Осы в Великой Отечественной войне.

С 1996г. Даши Андриянович снова живёт в Ангарске, является членом совета бурятского культурного центра «Туя». На страницах местной газеты «Время» рассказывает о бурятских обычаях.

Д.А. Иринчеев награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За освобождение Кореи», «Адмирала флота Кузнецова», «300 лет Российскому флоту». За активную работу в комитете защиты и фонда мира Осинского района он награжден медалями I и II степени.












t1638976632ad.jpg















Иринчеев Д.А., 2010г.




t1638976632ae.jpg



t1638976632af.jpg










Иринчеев Д.А. (слева), 1945г.

Иринчеев Д.А. (слева), 1949г.




Приложение № 3


В 2013 году исполняется 70 лет прорыву блокады Ленинграда. В архивных материалах музея 114 ССКД АТОПТ мы нашли материал о женщине, которая участвовала в составе 114 Свирской дивизии в защите города Ленинграда. Это Кириллова Анна Семеновна. Она родилась 12 ноября 1920г. в Тункинском районе в семье рабочих. Когда ей исполнилось 14 лет, семья переехала в Иркутск. Аня закончила семь классов и в 1940 году поступила учиться в Иркутское медицинское училище на фельдшера. После окончания училища ее направили работать в детскую железнодорожную поликлинику. Не проработав и года, Анну Семеновну призвали в армию. А.С. Кириллова рассказала журналистам газеты «Знамя Коммунизма» в марте 1985 года: «Когда нас, иркутских медиков, мобилизовали в связи с началом войны, все мы выехали в Забайкалье. В медсанбате началась наша «переподготовка»: приходилось привычную работу выполнять в более трудных условиях – и ночью, и на марше. Уже во время движения по железной дороге к фронту наш эшелон попал под бомбежку. По прибытии на станцию Оять под Петрозаводском, где была проведена разгрузка дивизии, перед нами была поставлена задача, и мы двинулись вслед за основными силами дивизии, которые с ходу вступили в бой». Анна Семеновна входила в состав сортировочного взвода, он принимал, размещал раненых; тяжелораненых отправляли на операционный стол, тем, кто мог обойтись без операции, оказывали помощь прямо на приемном пункте, который располагался в небольшой деревеньке. В 1942 году Анну Семеновну вместе с 114 стрелковой дивизией отправили в Архангельск в западный полк. Там формировались полевые хирургические госпиталя, которые передавались 59 полку армии. В апреле 1943 года сразу бросили под Ленинград в Вишере во 2-ой ударный полк в госпиталь, который состоял из нескольких жилых домов, где стояли койки, и тут же находился операционный стол. Раненых привозили много. Оперировали без наркоза. Стоны, крики от боли, некоторые умирали на глазах от газовой гангрены. «Мне хотелось убежать от всего этого, но нельзя, раненые всё поступали и поступали. У кого были не тяжелые раны, отправляли обратно в бой», - прочитали мы в воспоминаниях Анны Семеновны. Фельдшер, лейтенант медицинской службы, всю войну она прошла медицинской сестрой полевого хирургического госпиталя сначала в составе 114 стрелковой Свирской дивизии, затем была переведена в состав 1 Украинского фронта. Воевала на Волховском, Ленинградском, 1-м Украинском фронтах, принимала участие в освобождении Польши, Чехословакии, в разгроме Германии. В декабре 1945 года вышел указ «медикам собраться в городе Баден», а уже из Бадена все разъезжались по домам. Приехать домой удалось только в конце января 1946г. С 1950 года жила в Ангарске, работала 47 лет в кожно – венерологическом диспансере медсестрой, умерла в 2002 году. Кириллова Анна Семеновна награждена 19 орденами и медалями. Её награды были переданы сыном Кирилловым Виктором Ильичом в марте 2010 года в наш музей. Награды Анны Семеновны представлены на выставке музея 114 ССКД.

В 1975 году на встрече в редакции газеты «Знамя коммунизма» с ангарскими ветеранами 114 Свирской стрелковой краснознаменной дивизии Анну Семеновну спросили, за что она получила орден Красного Знамени. Анна Семеновна ответила: «За работу. Ведь мы просто работали, исполняли наш долг воинов и медиков. А то, что нас бомбили или обстреливали, так это же обычное дело на войне». Еще один удивительный пример мужества, храбрости и стойкости.








t1638976632ag.jpg





Кириллова А.С.





t1638976632ah.jpg









Кириллова А.С.

Кириллова А.С., слева















24



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.