Урок на тему «День народного единства» (6–8 классы)

2
0
Материал опубликован 6 February

Урок «4 ноября – день единства и примирения»

Цель мероприятия:

развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;

формировать ответственность за судьбу Родины.

Оборудование: мультимедийная доска, ватман, географические атласы, тексты для работы в группах (приложение 1), памятки для работы с текстом (приложение 2), изображения К. Минина и Д. Пожарского (приложение 3), клей, карандаши.

Ход урока.

Орг. Момент. (Деление класса на 3 группы)

Приветствие учителя.

Учитель: 4 ноября 2005 года в России был учрежден праздник народного единства. В конце нашего занятия нам нужно будет ответить на вопрос:

Проблемный вопрос (записать на доске): Почему 4 ноября – это день единения России?

Учитель: Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке. Давайте заглянем в историю нашего государства!

Учитель включает видеоролик

Учитель: Скажите, что вы поняли из материалов видеоролика?

Ответы детей (в России было Смутное время, крупные города были захвачены поляками, шведами, самозванцами, Минин, Пожарский, ополчение)

Учитель: сейчас вам предстоит работа в группах.

Вам необходимо поработать с текстом, с помощью памятки, и на ватмане создать макет освобождения Москвы.

Для этого двум группам выданы тексты с описанием роли главных героев ополчения, их изображения

Определите роль главных героев ополчения (на ватмане 1 и 2 группы наклеивают фото Минина и Пожарского, а также дают краткую характеристику их деятельности во втором ополчении)

С помощью атласов определите местоположение городов Нижнего Новгорода (1 группа) и Москвы (2 группа).

Используя стрелочки покажите ход событий (2 группы) (на стрелочках запишите основные даты, ход событий) Примечание (Красная стрелка – вторжение, синяя стрелка – наступление ополчения, белая стрелка – отход врагов)

Третьей группе необходимо также поработать с материалами текста и определить с помощью атласов границы Русского государства в 17 веке, и местоположение Польского королевства. (дети закрашивают карандашами территорию государств, обозначают границы.

(каждой группе выдаются – текст, изображения К. Минина и Д. Пожарского, географические атласы, памятка по работе с текстом, клей фломастеры)

На ватмане составляется карта- схема основных событий при консультации учителя.

Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята вот так проходили события 1611 – 1612 года. Сейчас прошу вас взглянуть на экран. Вам дано изображение памятника. Рассмотрите его внимательно. Кому он посвящен? Прочтите надпись на памятнике.

Как вы думаете за что Россия отблагодарила К. Минина и Д. Пожарского? (ответы учащихся: лидеры ополчения, освободители России от польских захватчиков)

Почему 4 ноября – это день единения России? (заслушиваются ответы учеников)

Вам дано изображение памятника Минину и Пожарскому. И если вы сравните данное изображение на бумаге с изображением на экране, то увидите отличие. (На бумажном изображении нет благодарственной надписи)

Ребята, предлагаю вам самим сформулировать текст благодарственной надписи. (Дети предлагают варианты, путем выделения ключевых слов формируется и записывается благодарственная надпись, изображение памятника вклеивается в карту – схему)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

приложение 1

задание для 1 группы.

Кузьма (Козьма) Минин

Кузьма Минин был посадским человеком из Нижнего Новгорода, избранным старостой. Достоверно известно, что в начале XVII века он завел лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде была зачитана грамота патриарха Гермогена. На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовали духовенство и старшие в городе люди.

В числе участников был и избранный в сентябре земским (посадским) старостой Кузьма Минин - человек среднего достатка, по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки. Рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и, наконец, решили образовать ополчение на новых началах, созывать служилых людей и собирать на их содержание деньги. Вождем ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского.

В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. 22 октября 1612 г. ополчение приступом взяло Китай-город, а затем и Кремль. Поляки вынуждены были ретироваться. Минин и Пожарский в одночасье стали лидерами нации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

задание для 2 группы.

Дмитрий Пожарский

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность. Было принято решение собирать второе ополчение.

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принадлежавший к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства несколькими военными операциями.

Дмитрий Михайлович Пожарский, став во главе ополчения, олицетворял собой власть над Русской землею и возглавил «Совет всея Земли». Пожарский сыграл исключительную роль в освобождении Москвы.

За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход.

22 октября 1612 г. ополчение приступом взяло Китай-город, а затем и Кремль. Поляки вынуждены были ретироваться. Минин и Пожарский в одночасье стали лидерами нации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

задание для 3 группы.

Осенью 1611 года, после неудачи первого ополчения, нижегородский староста купец Кузьма Минин начинает собирать средства для создания второго народного ополчения. Не раз Кузьма Минин выступал перед нижегородцами с призывом подняться на борьбу с иноземными захватчиками, за освобождение государства русского, за веру православную, не жалеть жизни своей, а на содержание ратного люда  отдать всё злато и серебро.

Услышали в Нижнем Новгороде призывы своего старосты. Люди поспешно стали собирать деньги на создание ополчения. Размер налога на эти цели составил пятую часть всего имущества каждого горожанина.

Кузьма Минин занимался организаторской деятельностью во втором ополчении, собирал деньги на его содержание. Военными же делами занимался опытный воевода - князь Дмитрий Пожарский. Ко времени начала освободительного похода второго ополчения в феврале 1612 года, многие русские города и земли заявили о поддержки движения Минина и Пожарского. Люди Дорогобужа, Вязьмы, Коломны, Арамзаса, Казани и других городов, охотно вступали под начала Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского .

 Весной 1612 года под руководством Дмитрия Пожарского двинулось войско в Ярославль, где было создано временное правительство России – «совет всеяй земли». Ополченцы пробыли в Ярославле четыре месяца.

Летом 1612 года в Москве и на подступах к ней, разыгрались кровопролитные события. Поляки прислали в Москву подкрепление, в лице целого воинского корпуса под командование Ходкевича. Хорошо, что казаки Трубецкого после разгрома первого ополчения оставались недалеко от Москвы. Казацкие сотни не раз спасали положение армии Минина и Пожарского. Ополченцам удалось в ходе ожесточенных боев отвести от Москвы отряды Ходкевича.

Боевые порядки наступающих поляков были опрокинуты, и они обернулись в бегство, бросив при этом артиллерию и весь запас провианта. Бегство Ходкевича во многом предопределило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 года поляки капитулировали. Войско Пожарского и Минина соединилось с отрядами казаков Трубецкого в районе Лобного места и вместе, через Спасские ворота вошло в Кремль. Москвичи праздновали победу, смута кончилась.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

приложение 2

Памятка для работы с текстом

Внимательно прочитайте текст

Выберите нужную информацию

Разместите объекты на карте-схеме.


 


 

приложение 2

Памятка для работы с текстом

Внимательно прочитайте текст

Выберите нужную информацию

Разместите объекты на карте-схеме.


 

приложение 2

Памятка для работы с текстом

Внимательно прочитайте текст

Выберите нужную информацию

Разместите объекты на карте-схеме.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

приложение 3

Козьма Минин

t1707200521aa.jpg


 

Дмитрий Пожарскийt1707200521ab.jpg


 


 

Памятник Минину и Пожарскому.

t1707200521ac.png


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Стрелки

Молния 3
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1707200521ae.pngt1707200521af.png


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации