Литературно-музыкальная композиция «Дети войны» (10 класс)
Литературно – музыкальная композиция «Дети войны»
Подготовили и провели:
Кузнецова И.Ю.,
учитель русского языка и литературы
г. Новокузнецк, 20__г.
Цель нашего мероприятия: расширение знаний учащихся о жизни детей военного поколения города Новокузнецка и бывших детей блокадного Ленинграда.
Задачи:
воспитать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
развить у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
развить навыки самостоятельных исследований, творческому труду;
развить интерес и уважения к истории и культуре своей страны.
Тип: внеклассное мероприятие.
Оборудование: стенгазеты, презентации, магнитофон, компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
Звучит музыка «Прощание славянки»
Ведущий (учитель):
Сегодня, в преддверии празднования 70 – ой годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. мы собрались в нашем музее, чтобы вспомнить тех, кто воевал на фронте, и работал в тылу приближая нашу победу.
Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей войны, о том как они жили и боролись с врагом, за что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство для них закончилось и они несли все тяготы войны наравне со взрослыми. В первую очередь мы осветим судьбы детей г. Сталинска.
Дети Новокузнецка военной поры уже пенсионеры, но вместе с взрослыми делали всё, чтобы приблизить Победу, не жалея ни своих сил, ни здоровья. Сегодня их остается все меньше и меньше и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны и дороги для нас.
Сегодня у нас в гостях «Дети войны», которые пережили все бедствия и лишения войны. Назовём их имена: Стеликова Анна Ивановна, Борисова Нина Тарасовна и Ежболдина Анна Алексеевна.
Поприветствуем их и обязательно предоставим им слово.
Звучит песня «Священная война»
Ведущий № 1:
Война! Что это такое? Какое страшное, непонятное слово! С ним оборвалось мирное детство. Началось военное… Дети нашего города находились в тылу, но все равно это были военные дети.
Когда отец на фронте, а мать сутками работает у станка, учитель должен заменить и того, и другого. Низкий поклон вам за это, дорогие учителя военной поры, а тем, кого уже нет – светлая память.
Ведущий № 2:
В работе школ во время войны было много особенного и необычного. Она подчинялась девизу: «Все для фронта, всё для Победы!» Изменилось размещение школ в городе, сократилось их число. В освобождённых школьных зданиях № 1, 6, 9, 11, 17, 25 были развернуты госпиталя. В здании школы № 26 работал филиал военного завода. В здании школы № 8 формировались воинские части Сибирской 237 дивизии. (Приложение № 1)
1941- 42- м учебном году работало 38 школ, в них учились 26 699 детей. Учиться приходилось в очень трудных условиях. На хрупкие детские плечи ложился тяжёлый груз семейных забот. Матери сутками работали, но дети учились не хуже, а лучше.
Ведущий № 3
Из воспоминаний Зинаиды Ивановны Ильиных, бывшего завуча школы № 12: «… Стояла задача: как и куда разместить «новичков». Школа уплотнялась до отказа… Учителя же 12 –й срочно собирали учеников 6- 8 классов, которые были уже на каникулах, а теперь вместе с учителями должны выехать в колхозы на сельхозработы. «Всё для фронта»! Дети заменяли взрослых… Все жили в атмосфере огромного психологического напряжения. Мы замечали, как бледнели лица детей. Скудный паёк по карточкам, работа целое лето в колхозных бригадах или по ремонту школы, острая нужда в одежде и обуви, тревожные вести с фронтов, сообщения о гибели отцов, братьев, родных- всё – это ранило наши души. Страшнее всего были вести об убитых. 29 мальчиков – добровольцев 9-10 классов не вернулись к своим родителям…. Но общее горе сплачивало, вооружало терпением и верой в победу.»
Ведущий № 4:
Из воспоминаний заслуженного учителя Валентины Леонидовны Сергеевой- Пошевневой, бывшего директора школы № 8: «Дети голодали, особенно в первый год войны. В школе давали по 50 граммов хлеба и одной чайной ложке сахара. Ребята звали его «живым», потому что когда его рассыпали по блюдцу или хлебу он «шевелился». Были дети, особенно мальчики, которые насыпали его в тряпочку или мешочек и уносили домой, младшим. Хлеб был тяжёлым, со жмыхом, его звали «кирпич». Этот хлеб стоил 80-100 рублей, а ведро картошки – 400 рублей. Во второе военное лето занялись огородами. На Водной станции каждой школе отводили по полтора гектара земли под посадку картофеля. В голодную зиму 1941 года съели всю картошку. Где взять семена для её посадки…
…Учащиеся пятых – шестых классов с рассветом собирались у школы и ходили каждый день в подсобные хозяйства КМК, Сосновки, Ильинки. Сначала уставали, а потом втянулись. Ребята старших классов формировали отряды под руководством классных руководителей и с мая по октябрь направлялись в сельскохозяйственные районы. Там пололи, косили, жали, метали. Жили в телятниках, избушках. А с весны 1942 г. учащиеся 8 – 9 классов стали учиться сельскому хозяйству – водить трактор, управлять сенокосилкой. Обязательно параллельно урокам что- то делали. Осенью я с группой девочек квасила капусту в огромных чанах для овощной базы КМК, которая обеспечивала питанием всех рабочих. … А зимой расчищали товарные пути от снега возле угольных складов в районе рабочего посёлка.
Показ кинофильма «Голодные дети Ленинграда».
Ведущий № 1:
Из воспоминаний Лидии Александровны Бызовой (школа № 21): «Когда началась война, мне было десять лет. Школа была большая, деревянная. Мы её сами отапливали. Хоть и было холодно и голодно, школу не бросали, учились усердно. Учебники давали бесплатно, один на шестерых. Помню, что чернила для письма делали из свёклы. Дружно помогали своим одноклассникам- детдомовцам, подкармливая их то картошкой, то парёнкой (вареной брюквой). Я была бойкая, энергичная. Умела все делать – и белить и шить… И в школе тоже дети сами делали ремонт. А также вязали носки, рукавицы для фронта. Старые фуфайки перешивали мы на обувь – шили из них обутки- стёганки…. Хлеб выдавали по карточкам, и булку хлеба мы делили суровой ниткой на шесть частей – четверым детям и маме с бабушкой. Чтобы получить хлеб, мы занимали очередь за хлебом с вечера, и спали сидя, чтобы не проспать. »
Ведущий (учитель):
Что Вам известно о тимуровском движении? … Начало было положено с книги «Тимур и его команда»- автор Аркадий Гайдар. Год её издания 1940 г. Тимур со своими друзьями помогал тем семьям, где отцы и братья ушли в армию. Тимур стал образцом, на которого захотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят нашей страны. В годы войны это движение помогло подготовить детей для участии в помощи фронту и тылу нашей Родины. В Кузбассе инициатором тимуровского движения стали пионеры из г. Сталинска.
Ведущий № 1:
Из воспоминаний Анны Александровны Лапиной (Бойковой): «У многих школьников отцы, братья были на фронте. Оставались семьи, порой большие без кормильца. И тогда на помощь приходили пионеры- тимуровцы…Двоих сыновей проводила на войну на войну Галина Тихоновна Петренко. Один из них, Костя, геройски погиб, бросившись под немецкий танк со связкой гранат. Такой же подвиг совершил и Коля Карабашев. У деда Карабашева, так его все звали, два сына воевали, а дома двое младших детей оставались. Трудно приходилось семья, да спасибо пионерам – воды из колонки принесут, дров наколют, печь истопят и в квартире подметут, за детьми поглядят.»
Ведущий № 2:
О тимуровцах нашего города рассказывает Валентина Леонидовна Сергеева: «Для бойцов дети старались отдать последнее – вкладывали в свои посылки на фронт не только варежки и носки, но и сбережённый кусочек сахара, листок чистой бумаги для писем, которой им самим так не хватало. А сколько было послано кисетов с табаком! Чтобы кисет получился красивым, не щадили лучших маминых крепдешиновых кофточек!» Школьники Кузбасса собрали в Фонд обороны 5 миллионов рублей, 20 тысяч тонн металлолома для производства боевых машин; десятки тонн бутылок для горючей смеси, сотни килограммов лекарственных трав сдали ребята в аптеки. (Приложение № 2)
Ведущий № 3:
С первых дней войны стали приходить в Сталинск санитарные поезда. Они привозили с фронта тяжелораненых солдат. Их размещали в больницах, гостиницах и в школьных классах. … «Каждый день в госпиталь приходили школьники города, читали стихи, пели, танцевали. Когда солдаты возвращались на фронт, делали им небольшие подарки. Кто шарф, кто рукавицы, кто кисет.»
Ведущий № 4:
Из воспоминаний Анны Александровой Лапиной (Бойковой): «Каждый день после занятий спешили наши дети в госпиталь по улице Кирова, в здание школы № 17. Приносили с собой хлеб, сахар, а главное - хорошее настроение. «Наши спасители пришли, » наполовину в шутку, наполовину всерьёз говорили раненые. Слушали с интересом стихи, песни в исполнении Славы Мыльникова, сестёр Кутаковых, юморески Гали Смердовой… Настоящей артисткой оказалась Оля Субботина: она и пела и декламировала… Девочки с необыкновенным терпением ухаживали за ранеными, помогали перевязывать их, стирать бинты, писать письма под диктовку.»
Исполнение песни «В Землянке».
Ведущий № 1:
Детская забота о раненых проявлялась по разному: в средней школе №12 школьники, которые вместе с биологом Елизаветой Филипповной Смирновой в летние каникулы ездили в тайгу за ягодой, весь сбор передавали в госпиталь. Собирали и лекарственные травы для госпиталя.
Ведущий (Учитель):
С началом войны остро встал вопрос о пополнение кадров предприятий. Так как опытные рабочие уходили на фронт по призыву или добровольно. И в городе развернулось патриотическое движение среди молодёжи (в основном подростков), женщин, пенсионеров. Суть этого движения состояла в том, что сыновья заменяли отцов, жёны – мужей, младший брат заменял старшего. За годы войны на КМК из школ ФЗО (фабрично- заводского обучения) и ремесленных училищ пришло свыше 9 тысяч ребят. Многие пришли на завод, минуя ФЗО. Мальчишки и девчонки, рано повзрослевшие, оказались достойными своих отцов и братьев, бившихся на фронте с врагом.
1981 г. газета «Кузнецкий рабочий» опубликовала рассказ Р.В. Белана, который был директором КМК с 1939 по 1953 г. В нем говорилось: «Жёны и дети ушедших на фронт становились к станкам. На обточке снарядов трудились мальчики и девочки 14 – 15 лет. У меня до сих пор стоят перед глазами эти дети, быстро повзрослевшие, серьёзные, озабоченные, хорошо понимавшие, какое тяжёлое время переживает страна».
Ведущий № 2:
«… Серёжка Волков был счастлив: его записали в школу рабочей молодёжи, в восьмой класс. Он любил и хотел учиться, но пока шла война, такой возможности не имел: работал по 12 часов каждый день. На следующий день Сергей пошёл на базар искать учебники. Но в этот день ему попался только задачник по алгебре. Купив заодно цементный мешок, он подался домой. Дома разрезал мешок, сшил из него тетрадку и принялся «щелкать» задачки…В школу ходил регулярно без пропусков, хотя давалась ему это очень трудно. После смены, бывало пойдёт в душ, а там кровь из носа хлынет…Каждое воскресенье он ходил на базар, покупал учебники и мешки из под цемента. За новенькую «Историю СССР» отдал сторублёвку. Благо деньги получал хорошие – полторы тысячи. И хотя на них можно купить лишь семь с половиной буханок хлеба, был доволен…».
Ведущий № 3:
Из воспоминаний Зинаиды Николаевны Васильевой: «В 1944 году мне было 15 лет. Я работала на 526- м военном заводе, в цехе ОТК (отдел технического контроля) Проверяла магазины к пулемётам Дегтярёва. Работала также в седьмом цехе на выпуске мелкокалиберных винтовок. Работали с восьми часов утра до восьми вечера, а если нужно было, то и дольше… Однажды я опоздала на работу на пять минут. За это меня осудили на полгода. Один месяц в наказание отнимали по сто граммов хлеба и 25 % вычитали с зарплаты. После войны судимость сняли».
Ведущий (учитель):
Во время войны дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Фашизм нам объявил тотальную войну и в ответ получил Священную войну, где участие подростков стало неизбежным.
Ведущий № 4:
Вспоминает А.А. Лапина (Бойкова): «Подрастали ученики и уходили на фронт добровольцами. Прибавляли себе лишних два – три года, чтобы только попасть на передовую. Гриша Радин – танкистом, Зина Журавлева и Валя Дубровина – разведчицами, Коля Сафоновский – лётчиком. Не все из них вернулись домой… »
Показ кинофильма «Блокада Ленинграда».
Ведущий № 1:
Во время войны в наш город вывезли из блокадного Ленинграда сотни детей. Город выдержал 900 дневную блокаду, но не сдался врагу. Дети осажденного города пережили неслыханные испытания: бомбёжки, холод, гибель родных и главное голод. В 1942 г. в Сталинск прибыло около трёхсот детей детдомовцев от восьми до двенадцати лет из блокадного Ленинграда. Они походили на маленьких мертвецов. Глаза от голода были какими - то дикими, многие болели дистрофией.
Ведущий № 2:
Из воспоминаний Лидии Александровны Бызовой: «В годы войны в городе было много эвакуированных. В нашем доме, большом, светлом и просторном жила ленинградская семья. Они приехали к нам зимой с обморожёнными ногами, опухшие от голода. Я помню, как мы лечили им ноги, прикладывая к ним варёную картофельную шелуху…»
Ведущий № 3:
Приведём строки из письма Л. Цурашкина: «Знаю, что к месту размещения нас привезли около ста человек. Это были опухшие, завшивевшие подростки, едва державшиеся на ногах. Потом стали прибывать ребята из госпиталей… Мы всегда помним о том радушии, заботе, тепле, которыми окружили нас сибиряки.».
Ведущий № 4:
В нашем городе дети из Ленинграда нашли тепло и заботу, поправили здоровье, выросли, обзавелись семьями. Сейчас в нашем городе проживает около двухсот блокадников. В память о тех, кто прибыл к нам из блокадного Ленинграда, установлена на бульваре Героев мемориальная доска.
Звучит песня «Дети России»
Ведущий № 1:
Вы последние очевидцы
Той жестокой великой войны…
До конца, до последнего вздоха
Вы прожили, как совесть велит.
Вместе с вами уходит эпоха,
Но память вечная о вас будет жить!»
Да мы победили, но какой страшной ценой. В годы ВОВ 1941 – 1945 гг. погибло более 27 млн. человек. Вечная им память да низкий поклон за то, что они сделали для нас.
Почтим их память минутой молчания…Прошу всех встать.
Ведущий № 2:
Ветерану
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах,
Поведай мне о жизни боевой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий,
но им благодаря мы счастливы сейчас…
Ведущий № 3:
Предоставим слово нашим дорогим ветеран.
Ведущий (учитель):
Жизнь и труд детей военной поры нашего города – это часть истории ВОВ 1941- 1945 гг. Это тяжёлое и горькое время не должно пройти бесследно. И мы не должны забывать о подвиге нашего народа и детей военного времени. И пусть никогда больше дети не испытают тех лишений, какие выпали им в грозные военные годы.
Звучит песня «Журавли»
7