12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косова Ольга Николаевна821
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
1

Детские страхи. Как избавиться от страхов?

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. КАК ИЗБАВИТСЯ ОТ СТРАХОВ.

​​​​​​​Как избавиться от страхов?

 Если ребенка беспокоят ночные страхи, кошмары и тревожные сны, стоит воспользоваться следующими рекомендациями.

Перед сном ребенку необходимо создать хорошее, умиротворенное настроение.

При ночных кошмарах нужно увеличить продолжительность сна ребенка на час. Не забывайте о необходимости дневного сна.

Вместе с ребенком выберите из его игрушек (или в магазине купите с ним новую), которая будет «оберегать» его от плохих снов.

Если ребенку снятся кошмары, то ему нужно на ночь оставлять включенный свет.

Если ребенку приснился кошмар, то нужно его ласково успокоить, а затем обсудить с ним его сон.

Ребенок всегда должен знать, что может рассчитывать на поддержку и полное понимание близких людей. Теплое и мягкое реагирование являются лучшим лекарством против детских страхов.

Постарайтесь переключить внимание ребенка на, те занятия, которые будут для него интересными: игры, рисование, чтение, лепка из пластилина и прочее. 

Если у вас установились теплые и доверительные отношения с ребенком, и Вы набрались терпения, можно приступить к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый - «Рисуем страхи»

Нарисовать страх - один из самых верных способов одержать над ним победу. Для работы нам понадобятся: цветные карандаши, краски, пастельные мелки, фломастеры, маркеры - что больше по душе - и лист бумаги. Если на предложение нарисовать страх ваш ребенок отвечает, что не хочет или не умеет этого делать - не стоит его заставлять и принуждать, постарайтесь лучше подбодрить его: «А ты попробуй, я верю, что у тебя обязательно получится! Ты начни, а я тебе помогу». И действительно помогите, - только пусть малыш руководит, объясняет, направляет вас. При этом не забывайте, что основную часть работы ребенок должен проделать сам.

Далее, когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком о его страхе, спросите, почему он его боится. Задайте и другие вопросы: где живет страх, откуда взялся, какого он цвета, на что похож... И, наконец, - как можно его победить?

Чего он (страх) сам боится больше всего на свете? Далее - по обстоятельствам: если страх, нарисованный ребенком, боится, к примеру, огня - листок с его изображением можно торжественно сжечь на металлическом подносе. А если - воды, то его можно отправить в дальнее плавание по канализации, предварительно спустив в унитаз. Страх можно изорвать, изрезать ножницами на мелкие кусочки, сделать из него самолетик и выпустить в окно.

Но можно поступить и по-другому. После того, как ребенок нарисовал свой страх, предложите ему с помощью тех же карандашей и красок превратить его во что-то безопасное, совсем не страшное, а, может, даже и смешное. Если ваш малыш боится собаки или волка - пусть «отправит» страшного зверя в клетку с тяжелым замком, нарисовав и то, и другое. Если он опасается тигра с настенного календаря (бывает и такое) - пускай изобразит рядом с полосатым хищником дрессировщика, способного его обуздать. Наконец, ребенок может нарисовать себя побеждающим свой страх, не боящимся той или иной ситуации.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов и т. д. Когда подобные поделки — плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, положительные.

Второй этап - «Предметно-ролевые игры»

Одним и наиболее эффективным способом работы по преодолению детских страхов является игра. Во многих играх в качестве главного действующего лица должен появляться не сказочный персонаж, не абстрактный мальчик или девочка, а конкретный Ваня или Катя.

Пусть в играх ребёнок предстаёт большим смельчаком. Если он хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо проще.

Разумеется, на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребёнка. Игра не должна превращаться в унылую обязанность. Не торопитесь проиграть сразу всё. Лучше двигаться вперёд потихоньку, тогда ребёнок лучше осмыслит происходящее, и эффект будет прочнее.

Самым распространённым детских страхом - страх темноты. Вот несколько игр, направленных на то, чтобы справиться с ним.

Игра «Пятнашки» (для детей от 3 лет)

Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет, также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа «Только попадись!», «Не догонишь!» ит. п. Кроме того, для успешности вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям, приговаривать с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Никак не могу догнать!», «Устал, сдаюсь!» и т.д.

Подвижные игры вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребёнка снижается страх перед ними в реальных отношениях. Оказавшись в роли водящего, ребёнок, пусть и шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных. Продолжительность -10 минут.

«В тёмной норе» (игра-драматизация для детей 4-5 лет)

Два друга, Утёнок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощение. Когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им войти первыми. Только переступили порог Утёнок и Зайчонок, как Лиса закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела! Побегу за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и сварю вас на обед. То-то вкусное будет у меня угощение!». Утёнок и Зайчонок поняли, что попались. Утёнок начал плакать и звать маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И предложил Утёнку вырыть подземный ход. И они взялись за работу. Вскоре ход был вырыт, и друзья оказались на свободе. Утёнок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела норку и замерла от удивления... В норе никого не было...

Примечание: «Норой» должно служить помещение, в которое не поступает естественное освещение: коридор, кладовка и т.д. Дети «роют» подземный ход, скребя пальцами по двери или импровизированной перегородке. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь. Если у ребёнка нет партнёра на роль второго зверька, пусть он по очереди изображает обоих персонажей, говоря на разные голоса, или взять в партнёры мягкую игрушку, либо попадает в нору один.

После игры, возможно, через некоторое время, стоит предложить детям нарисовать рисунок по прожитым игровым ощущениям.«Кукольные прятки» (для детей 4-6лет)

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причём некоторые игрушки спрятаны в тёмном помещении, а некоторые - в освещённом. За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков. Если ребёнку тяжело, подыгрывайте ему, оставляя игрушки в затемнённой комнате на видном месте.

Таким образом, помните, что какой бы способ в борьбе с детскими страхами родители ни выбрали, их любовь, забота, внимание и ласка - лучшие помощники.

                                               Литература

Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. №4.

Захарова А.И. Дневные и ночные страхи у детей,- СПб.: Речь, 2007.

Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Фенникс., Ростов н/Д, 2009.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.