12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Домарева Наталья Ивановна16


Домарева Наталья Ивановна, учитель музыки,

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Никольская средняя школа» Белгородской области, Белгородского района

Детский театрализованный праздник – полифункциональное явление



Детский, как и взрослый театрализованный массовый праздник, представляет собой достаточно сложную структуру, как в плане возникновения, так и в плане реализации. Очевидно, что столь многогранное явление должно быть полифункционально. Наибольшую значимость в театрализованном детском празднике приобретают функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Рассмотрим эти функции подробнее.

Идеологическая функция. Театрализованные массовые праздники являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества. Идеологичность заложена в самой природе праздника.1 Массовые праздники и зрелища издревле активно используются структурами власти с целью управления жизнью общества в качестве наиболее яркого и действенного культурного социально-психологического механизма. Сущностное наполнение массового праздника, максимальная концентрация индивидов локализованная в едином пространстве-времени, широкое, многоплановое общение, эффект социального и эмоционально-психологического заражения создают неограниченные возможности использования театрализованные массовых праздников как мощного средства формирования общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.

Социально-интегративная функция. Социальная сущность театрализованных массовых праздников проявляется в первую очередь в том, что они представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их, идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы. Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Социально-интегративная функция театрализованных массовых праздников может рассматриваться в разных аспектах:

- как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации;

- как прием организации совместной жизнедеятельности людей;

- как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер театрализованных массовых праздников отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник своим достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Потребность в возникновении и существовании театрализованных массовых праздников вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности театрализованный массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества. Театрализованный массовый праздник - это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифестациях и т.д. С помощью театрализованных массовых праздников общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождает у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности.

Функция трансляции социального опыта. В.О. Ключевский отмечал: «Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Обрядово-зрелищные формы театрализованных массовых праздников сохраняют и передают традиции, нормы, эстетические идеалы и нравственные ценности, информационные ориентиры. Огромный социальный опыт, год, за годом воспроизводящийся в форме праздничного действа, транслируется от поколения к поколению. Театрализованные массовые праздники активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто, утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Массовые праздники и зрелища являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение, позволяет людям осуществлять свою культурную самоидентификацию. Театрализованные массовые праздники, таким образом, представляют собой самодостаточное семиотическое поле, в котором, как в зеркале отражается быт, нравы, ценности, идеалы общества и конкретной пространственно-временной ситуации.

Эстетическая функция театрализованных массовых праздников и зрелищ выражается, прежде всего, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность театрализованного массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов.

Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Театрализованные массовые праздники во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических идеалов общества.

Коммуникативная функция. Общение - есть наиболее общая, универсальная категория общества, способствующая связи индивидов друг с другом, а также с окружающей социальной и природной средой. Общение в принципе является обязательным условием функционирования всякого социального организма, при этом связи общения не только повторяют систему функциональных отношении различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим структурным выражением. В этом смысле общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. Поскольку театрализованные массовые праздники локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то это предполагает и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера театрализованных массовых праздников, - снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, - создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни. Сочетание в театрализованном массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов.

Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоционально-психологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Театрализованные массовые праздники - период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград. Театрализованный массовый праздник - время эмоционального подъема, особого праздничного настроя; участие в культурных событиях массового праздника вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние на членов группы и имеет более глубокие последствия для них, чем участие в культурных событиях повседневности.

Компенсаторная функция театрализованных массовых праздников выражается, прежде всего, в контрастном отражении реальной, повседневной жизни. В театрализованных массовых праздниках претворяется модель, образец идеального общественного состояния. Яркая, эмоциональная, раскрепощенная атмосфера зрелищного действия призвана, по выражению. Массовый праздник - это идеальный мир, ставший на время реальностью. Пребывая на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия - реально-эмпирическим и идеально-утопическим, массовый праздник наделен особым временем и располагается в особом пространстве. Будучи идеальной моделью мира, театрализованный массовый праздник оказывается способным снять или решить (пусть даже иллюзорным образом) противоречия реальной действительности. Реализация идеальных представлений в данном случае распространяется на строго ограниченный временной и пространственный промежуток праздника. Временное отрицание различных ограничений, предоставленная возможность переступать границы и нормы, помогает переносить суровую реальность повседневной жизни. Театрализованный массовый праздник, таким образом, претендует на преодоление противоречий существующей действительности, выступая идеальной моделью преображения мира.

Таким образом, театрализованные массовые праздники представляют собой полифункциональное явление. Наиболее значительными представляются идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Функции эти переплетены и взаимосвязаны, усиление или выделение какой-либо из этих функций ведет к дестабилизации театрализованного массового праздника как целостного явления. Так, например, искусственное акцентирование идеологической функции влечет ослабление коммуникативной и компенсаторной функций, эмоциональный спад, потерю интереса к происходящему; усиление компенсаторной, эмоционально-психологической функций приводит к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводит массовый праздник до уровня потребительского развлечения.

1 Литвинова, М.В. Театрализованные программы и праздники: Учебное пособие. /М.В.Литвинова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. –с.198-199.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.