Бытует мнение, что мальчики начинают говорить гораздо позднее девочек. Предлагаю разобраться так ли это на самом деле?
На текущий момент нет таких исследований, которые были бы однозначны в вопросах различий речевого развития мальчиков и девочек. Более того, тот факт, что девочки опережаю сильный пол в этом вопросе, не признан наукой ка аксиома.
Часть ученых придерживается версии о биохимической природе различий в формировании речи детей. По их мнению, причиной всему является гормон тестостерон, который участвует в формировании центральной нервной системы. В ряде экспериментов, было установлено, что еще во внутриутробном периоде, концентрация тестостерона у мальчиков в разы превосходит те же показатели у девочек. А именно избыток этого гормона, по словам исследователей, является причиной отставания в развитии речи.
Другая версия о мальчишках-молчунах базируется на психологическом аспекте и своеобразной генетической памяти. Коммуникативные навыки издревле были необходимы женщинам. Умение договариваться, налаживать контакт, проговаривать ситуацию — всегда было их сильной стороной. В то время как мужчинам были, и остаются присущи такие черты как сдержанность, сила духа, стрессоустойчивость. Нельзя не согласиться, что эти качества не предполагают излишней «болтливости»?
Также существует и физиологическая версия, объясняющая разницу в развитии речи. Согласно ряду исследований, мелкая моторика у девочек развита лучше. А в связи с тем, что тонкие движения рук оказывают непосредственное влияние на речевые центры мозга, стимулируя их, речевая функция развивается быстрее.
Что касается профессионального опыта, регулярно наблюдая за речевым развитием детей дошкольников и общаясь с коллегами, прихожу к выводу, что мальчики действительно немного отстают и начинают говорить позже. Однако, разница эта незначительна — около 3-4 месяцев. А к школе и вовсе пропадает!
А в конце статьи мне хотелось бы перечислить сильные стороны мальчиков. Считается,что малыши мужского пола успешнее девочек в том, что касается крупной моторики, ловкости, ориентирования в пространстве. Они более изобретательны и находчивы, логичны и обстоятельны.
Гендерное воспитание и учет разницы в развитии познавательных процессов и высших психических функций мальчиков и девочек очень полезен. Эти знания позволяют нам не беспокоиться, не сравнивать, а принимать малыша с его особенностями помнить о том, что каждый ребенок уникален, а следовательно у него свой путь развития.