Дидактическая игра «Волшебные дощечки»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший дидактический материал в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дидактическая игра « Волшебные дощечки»
Пояснительная записка: д/и была изготовлена как вспомогательное пособие по совершенствованию восприятия, закреплению навыков исследования предметов с помощью органов осязания, тренировки тактильных ощущений. Игра полезна для слепых и слабовидящих детей, детей с ЗПР, детей с нарушением поведения и общения. Данная игра помогает сконцентрироваться на объекте.
Рекомендуется к использованию с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, лучше применять в индивидуальной работе. Длительность занятия с дощечками не должна превышать 15 минут.
Дощечки были изготовлены из потолочной плитки, имеют размер 10*15 см, на поверхность которых наклеены: подарочная бумага, сетка, спички, скорлупки от орехов, капли канцелярского клея. 2 пары дощечек (с квадратами и яблоками) снабжены липучками, что позволяет просто приклеивать и снимать детали. Для придания объема поверхности яблок использовалась ячневая крупа, которая была окрашена гуашью. (фото 1).
Фото 1
Целью создания дощечек с яблоками и квадратами послужило обучение навыкам счета слепых и слабовидящих детей методом тактильного восприятия. Дети упражняются постепенно, путем добавления к заявленным по одному квадрату или яблоку ( фото 2 и 3).
Фото 2
Фото 3
- Какие фигуры чувствует твоя рука на дощечке?
- Как ты думаешь, что это за фигура? (квадрат, яблоко)
- Как ты догадался, что это за фигура? (ответы ребенка). Взрослый добавляет ( уменьшает) 1 или 2 квадрата (яблока) в зависимости от индивидуальных способностей ребенка.
- Сколько стало квадратов (яблок)?
Так как дощечки с квадратами и яблоками на липучках, это позволит использовать их в индивидуальной работе с детьми 2-ой группы раннего возраста, что существенно повлияет на сенсорный опыт детей.
Варианты использования остальных дощечек (фото 4)
Фото 4
Ребенку предлагается рассмотреть (пощупать) дощечки, чем они отличаются друг от друга. Есть ли одинаковые. Закрой глаза.
С помощью рук нужно определить, что за дощечка, предлагается описать ее по своим ощущениям. Найти подружку дощечки (парную) (фото 5).
Фото 5
Дети рассматривают расположение дощечек, закрывают глаза, находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.
В своей работе данные дощечки использую как в группах детей с тяжелыми нарушениями речи, так и в группах общеразвивающей направленности.