Диагностическая работа для учащихся 1 класса 3 четверть
Диагностическая работа для учащихся 1 класса 3 четверть
(2010-2011 учебный год)
Краткая характеристика работы и организация педагогической диагностики
Диагностическая работа состоит их двух частей – основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.
В основной части работы 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Этими заданиями преимущественно охватываются обучение грамоте, математика и окружающий мир. Выполнение этих заданий обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Результаты работ заносятся в оценочный лист (см. приложение №1).
Время выполнения работы
Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется в зависимости от подготовки учащихся целесообразно отвести на проведение работы два или три урока, в течение которых учащиеся могут работать по 20-25 минут на каждом уроке.
Чтобы в дальнейшем учитывать точное время выполнения работы рекомендуем фиксировать время, затраченное каждым учащимся по окончанию работы. По результатам определить среднее время, затраченное на выполнение работы, а также максимальное и минимальное (см. приложение №2).
Организация
Если вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек
Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей листы с заданиями. Предложите детям сесть за парты по одному.
Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, ручки. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 20–25 минут. Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Данные наблюдений в ходе выполнения заданий учащихся сразу же фиксируйте на специальном бланке обследования (см. приложение №3).
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы
Задания базового уровня
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• классифицировать звуки русского языка по заданному основанию.
Задание №1. Запиши данные ниже звуки на нужной строчке
[о], [к'], [э], [с], [б], [л], [й'], [а], [щ'].
Гласные звуки: _____________________________________
звонкие согласные звуки: ____________________________
глухие согласные звуки: _____________________________
Образец правильного ответа:
Гласные звуки: [о], [э], [а]
Звонкие согласные звуки: [б], [л], [й']
Глухие согласные звуки: [к'], [с], [щ']
Критерий достижения планируемого результата: правильно распределены гласные и согласные звуки.
Комментарий. Отсутствие при записи квадратных скобок не влияет на оценку ответа.
Планируемый результат: различать звуки и буквы, обозначающие данные звуки.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу;
перекодировать звуковую форму слов в буквенную;
применять правила графики и орфографии.
Задание №2. Запиши правильно с помощью букв слова.
[Ш Ы Т’], [М’ЭЛ’], [Й’УЛА], [ЛОС’], [ЛЫЖЫ].
Образец правильного ответа:
шить, мель, юла, лось, лыжи
Критерий достижения планируемого результата: правильно записаны слова.
Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации,
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Задание №3.
Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.
|
|
|
Образец правильного ответа:
|
|
|
6 |
+ |
4 |
= |
1 |
0 |
5 |
+ |
5 |
= |
1 |
0 |
7 |
+ |
3 |
= |
1 |
0 |
Критерий достижения планируемого результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель.
Планируемый результат: классифицировать математические выражения по виду арифметических действий, выполнять арифметические действия.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания),
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения
задания.
Задание №4.
Запиши в один столбик суммы, а в другой разности. Вычисли их значения:
7 + 2 10 – 4 10 + 5 9 – 3
Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9 9 – 3 = 6
10 + 5 = 15 10 – 4 = 6
Критерий достижения планируемого результата: записаны правильно два столбика выражений с разными арифметическими действиями.
Планируемый результат: называть причину перелёта птиц Умения, характеризующие достижение этого результата: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; называть перелётных птиц и причины их перелёта. |
Задание №5. Прочитай названия птиц. Выдели среди них перелётных и подчеркни их названия.
Дятел, ласточка, синица, скворец, грач, воробей, журавль.
Отметь знаком «+»причину перелёта:
□ Птицам холодно.
□ Птицам не хватает корма.
□ Птицам захотелось посмотреть другие края.
Образец правильного ответа:
Дятел, ласточка, синица, скворец, грач, воробей, журавль.
Отметьте её знаком «+»причину перелёта:
□ Птицам холодно.
□ Птицам не хватает корма.
□ Птицам захотелось посмотреть другие края.
Критерий достижения планируемого результата: верно определены названия перелётных птиц, отмечена причина перелёта.
Задания повышенного уровня
Планируемый результат: различать предложение, словосочетание, слово.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу;
определять по изученным признакам какая группа слов является предложением, словосочетанием.
Задание №6. Прочитай и подчеркни одной чертой ту группу слов, которая является предложением.
Белый снег
Дорожки в нашем саду
Пошел сильный дождь
Образец правильного ответа:
Белый снег
Дорожки в нашем саду
Пошел сильный дождь
Критерий достижения планируемого результата: правильно определено, какая из данных групп слов является предложением.
Планируемый результат: составлять последовательность чисел по заданному правилу.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу;
составлять последовательность чисел в квадрате по заданному правилу;
выполнять арифметическое действие сложение.
Задание № 7. Сумма трех чисел в каждой стороне квадрата равна 10. Заполни пустые клетки.
3 |
2 |
|
|
||
5 |
1 |
Образец правильного выполнения задания.
3 |
5 |
2 |
2 |
|
7 |
5 |
4 |
1 |
Планируемый результат: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
принимать и сохранять учебную задачу;
различать объекты природы по их существенным признакам.
Задание №8. Соедини стрелками, изображенные на рисунке объекты живой природы с соответствующим словом-понятием.
насекомое птица
зверь растение
Критерий достижения планируемого результата: верно соотнесены рисунки и слова-понятия.
Выполнение каждого задания как базового, так и повышенного уровня сложности оценивается по шкале: 2 балла – приведен полный верный ответ; 1 балл – приведен частично верный ответ; 0 баллов – указан неверный ответ, ответ отсутствует.