Диагностическая работа по окружающему миру для 4 класса (I полугодие)
Диагностическая работа по окружающему миру 4 класс 1 полугодие
вариант
Укажи порядок следования природных зон России в направлении с севера на юг.
_______ тундра
_______ лесная зона
______ арктические пустыни
_______ субтропики (Черноморское побережье Кавказа)
_______ пустыни
_______ степи
О какой природной зоне идёт речь в тексте? Запиши свой ответ.
Лето здесь жаркое и засушливое. Днём поверхность земли может нагреваться до 70 0 С. Выпадает мало осадков. Многие растения приспособились к таким условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину 20 м и оттуда добывают влагу.
_________________________________________________________________________________________
Прочитай текст.
Зимой в Арктике несколько месяцев солнце совсем не показывается из-за горизонта – темнота! В небе светит Луна, мерцают звёзды.
Как называется это природное явление? Выбери ОДИН правильный ответ.
1) полярный день 3) полярное сияние
2) полярная ночь 4) вечная мерзлота
В тексте описана экологическая проблема. Запиши ПРИЧИНУ возникновения этой проблемы.
На некоторых участках тундры разрушается плодородный слой почвы, погибают растения. Для их восстановления природе потребуются годы.
____________________________________________________________________________________________
Все ли растения из перечисленных встречаются в степях? Отметь лишнее.
1) тюльпан 2) типчак 3) ковыль 4) ягель
Перед тобой названия объектов живой природы: ирис, пихта, бурундук, дрофа, суслик, кедр, тюльпан, летяга. Запиши названия в нужных клетках таблицы.
| Обитатели тайги | Обитатели степи |
животные | | |
растения | | |
В какой зоне часто дуют сухие горячие ветры-суховеи?
1) Арктика 2) субтропики 3) лесная зона 4) степи
Саша провёл опыт:
В прозрачный сосуд поместил мокрый песок и поставил в морозилку. Через несколько дней Саша достал сосуд и сверху тонким слоем насыпал почву. Сверху уложил немного мха. Затем Саша полил всё это водой и увидел, что вода долго не просачивалась в глубину, а оставалась на поверхности.
Что помог объяснить этот опыт? Выбери один правильный ответ.
1) Почему в тундре много болот 3) Почему растения в тундре низкорослы
2) Почему в тундре растут лишайники 4) Почему почва в тундре бедна перегноем
Дополни цепь питания:
ягель _______________________________ волк
Установи соответствие между природными зонами и природными явлениями. Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Арктические пустыни Б. Полярное сияние
Пустыни В. Барханы
Степи Г. Вечная мерзлота
Какое растение НЕ встретишь на Черноморском побережье Кавказа?
1) инжир 2) магнолия 3) ковыль 4) каштан
Какой группы растений НЕ встретишь в лесном сообществе?
1) цветковые растения 2) водоросли 3) мхи 4) хвойные
Отметь основное свойство почвы.
1) чернозём 2) плодородие 3) мягкость 4) влажность
14. Какие действия людей НЕ могут привести к разрушению почвы? Выбери один ответ.
1) добыча полезных ископаемых 3) свалка мусора и строительных отходов
2) высаживание растений 4) использование удобрений
15. Укажи место, где добывают полезные ископаемые.
1) в оврагах 2) в магазинах 3) в степях 4) в шахтах
16. Укажи, где НЕ добывают полезные ископаемые.
1) в оврагах 2) в скважинах 3) в карьерах 4) в шахтах
17. В какой группе перечислены горючие полезные ископаемые?
1) нефть, известняк, каменный уголь
2) глина, известняк, каменный уголь
3) нефть, торф, каменный уголь
18. Какие полезные ископаемые есть в Республике Татарстан?
1) глина, золото, торф 2) золото, глина, песок 3) песок, нефть, газ
19. Допиши предложение.
Песок, глина, известняк, мрамор, гранит применяют в _________________________________________ .
20. Что такое исток?
1) место впадения реки в море 3) начало реки
2) река, впадающая в другую реку 4) песчаная отмель на берегу
21. Укажи, что не относится к формам земной поверхности? Выбери один ответ.
1) горы 2) равнины 3) холмы 4) ямы
22. Запиши название двух рек, которые протекают в Республике Татарстан.
_________________________________________________________________________________________
вариант
Укажи порядок следования природных зон России в направлении с севера на юг.
_______ субтропики (Черноморское побережье Кавказа)
_______ лесная зона
_______ пустыни
_______ степи
_______ арктические пустыни
_______ тундра
2. Какая природная зона описана в тексте? Запиши правильный ответ.
Зима здесь длинная, длится почти полгода, и суровая. Морозы достигают порой -600С. Часты снегопады, метели, бури. Не только океан, но и острова постоянно скрыты под толщей снега и льда. Летом температура лишь на несколько градусов выше нуля.
_________________________________________________________________________________________
3. Прочитай текст.
Иногда в Арктике возникают удивительной красоты явления: словно разноцветный переливающийся занавес колышется в тёмном небе.
Как называется это природное явление? Выбери ОДИН правильный ответ.
1) полярный день 3) вечная мерзлота
2) полярная ночь 4) полярное сияние
4. В тексте описана экологическая проблема. Запиши ПРИЧИНУ возникновения этой проблемы.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Гнёзда птиц и жилища грызунов, любовно обустроенные под защитой густого безбрежного моря травы, оказались разрушенными, а почва распаханной. Теперь здесь раскинулись поля.
_________________________________________________________________________________________
5. Какое растение не встретишь на Черноморском побережье Кавказа? Отметь лишнее.
1) инжир 2) магнолия 3) ковыль 3) каштан
6. Перед тобой названия объектов живой природы: лемминг, ель, голубика, бурундук, сосна, песец, ягель, кедровка. Расположи названия в нужных клетках таблицы.
| Обитатели тундры | Обитатели тайги |
животные | | |
растения | | |
7. Какое природное явление характерно для зоны пустынь?
1) дождь 2) снег 3) град 4) барханы
8. Саша провёл опыт:
В прозрачный сосуд поместил мокрый песок и поставил в морозилку. Через несколько дней Саша достал сосуд и сверху тонким слоем насыпал почву. Сверху уложил немного мха. Затем Саша полил всё это водой и увидел, что вода долго не просачивалась в глубину, а оставалась на поверхности.
Что помог объяснить этот опыт? Выбери один правильный ответ.
1) Почему почва в тундре бедна перегноем 3) Почему растения в тундре низкорослы
2) Почему в тундре много болот 4) Почему в тундре растут лишайники
Дополни цепь питания:
кедр ___________________________ соболь
Установи соответствие между природными зонами и природными объектами. Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
1. Кедровая сосна А. Арктические пустыни
2. Карликовая берёза Б. Степь
3. Кобылка В. Тундра
4. Морж Г. Тайга
Где живут северные олени и песцы?
1) в арктических пустынях 2) в тундре 3) в лесах 4) в степях
Какой растительный покров преобладает в сообществе луга?
1) болота 2) травы 3) деревья и кустарники 4) хвойные леса
13. В лесном сообществе НЕ водится …
1) лемминг 2) рысь 3) бурундук
14. Что такое приток?
1) начало реки 3) место впадения реки в море
2) река, впадающая в другую реку 4) песчаная отмель на берегу
15. Как называется углубление на поверхности земли с крутыми осыпающимися склонами?
1) гора 2) овраг 3) холм 4) яма
16. Какие действия людей могут привести к образованию оврагов? Выбери один ответ.
1) высаживание растений по склонам 3) борьба с незаконными свалками
2) неправильная распашка земель 4) закапывание рытвин
17. Укажи место, где добывают полезные ископаемые.
1) в карьерах 2) в магазинах 3) в степях 4) в оврагах
18. Какие полезные ископаемые добывают в Республике Татарстан?
1) золото, глина, песок 2) песок, нефть, газ 3) глина, золото, торф
19. Какое из перечисленных полезных ископаемых НЕ используют в строительстве?
1) песок 2) глина 3) гранит 4) каменный уголь
20. Укажи общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа, торфа. _________________
21. Верхний плодородный слой земли – это …
1) почва 2) перегной 3) чернозём
22. Запиши, в какой природной зоне находится Республика Татарстан?