12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сарычева Р.Г17


Диалог культур. Литература и музыка

К.Г.Паустовский в очерках «Мещёрская сторона» делится с читателями своими впечатлениями от увиденного и услышанного в лесах своего родного Мещёрского края. Родные места, простые, неброские, вдохновляли писателя на творчество. И Паустовский –писатель для нас, читателей, представляется не только мастером художественного слова, но и настоящим патриотом , который, ненавязчиво рассказывая о своей любви к родным местам, учит нас быть внимательнее к окружающему миру. Учит беречь эту незатейливую красоту русской природы, а значит, любить свою родину. Учит силой воздействия русского слова быть патриотом своей родины.

Паустовский не случайно много писал о таланте, о силе воздействия музыки, о патриотизме другого русского гения – П.И.Чайковского. Посвятив великому русскому композитору немало публицистических трудов, К. Г. открывает нам Чайковского-музыканта, который тоже всю свою жизнь черпал вдохновение в той неброской русской природе. И всю жизнь, скромно оценивая свои композиторские труды, считал, что таким образом отдаёт небольшую дань другому великому своему предшественнику - А. С. Пушкину.

Что же такое можно услышать в музыке П.И.Чайковского, от которой плакали даже необразованные дворовые люди в Рудом Яре? И дело даже совсем не в воображении или музыкальной грамоте слушателей. Всё дело в мощной силе воздействия настоящего искусства, коим являются музыкальные произведения Чайковского.

Все звуки и блики русской природы можно услышать и даже увидеть в музыке Чайковского. Чего только стоит цикл Чайковского «Времена года». Наверное, это одно из самых популярных произведений фортепианной музыки. Здесь всё «расписано» по временам года, даже по месяцам! Вот, к примеру, «Лето»: «Июнь», «Июль» и «Август». Здесь можно увидеть туманные зори над бескрайними лесами, услышать перезвон жаворонков над взбороненной пашней. У пруда блестят, переливаясь в лучах утреннего солнца, капли росы в зарослях ив. В полях цветёт иван-чай, колыхаясь от тружениц-пчёл. А там, высоко, на корабельной сосне кукует кукушка, предсказывая чью-то судьбу. Где вдалеке слышится ауканье деревенских девок, плутающих в лесу в поисках ягод. На полянке лесной до головокружения разносятся ароматы спелой земляники. И вдруг как будто ниоткуда на небе появляется разноцветная радуга – восторг небывалый от такого зрелища! Ближе к ночи в лужах, налитых дождём, виден серп месяца. А в траве под ногами слышатся таинственные шорохи. И даже видишь закаты, как говорил Паустовский, всегда немного грустные у нас в России…

И всё это поэзия русской природы, которой наполнена музыка Чайковского.

Слушаешь и недоумеваешь от того, как без единого слова, одной мелодией композитор сумел так мастерски передать лирическую силу родной стороны?! Слёзы очищения, слёзы откровения наворачиваются на глаза. Это и есть сила воздействия настоящего искусства, когда воспринимаешь великое произведение великого мастера, и совсем не хочется ни ссор, ни распрей, хочется мира, спокойствия и созидания. Так от соприкосновения с настоящим искусством приходишь к миру и согласию с самим собой и со всем окружающим миром.

Мир сегодня хрупок, слишком многие, возомнив себя «великими мира сего», как у Достоевского, стремятся доказать, что имеют право распоряжаться судьбами других людей и даже целых народов. Хотелось бы им посоветовать почаще слушать перед сном музыку П.И.Чайковского, чтобы по утрам у них не возникало братоубийственных мыслей. Когда-то в Древней Греции божественные звуки мелодии Орфея заставили даже диких зверей отказаться от выработанной веками осторожности, страха и вражды. Так неужели человек, двуногое существо, обладающее разумом, эмоциями и чувствами, не способен оценить прекрасное?!

Литература

Егорова Н.В. Готовые изложения/ М: «ВАКО», 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.