Дидактическая игра в 1 классе на тему «Богатство родного Донбасса»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
«Ясли – сад № 394 города Донецка»
«Богатства
родного Донбасса»
Донецк 2016
Авторы:
Богданова Нина Ивановна – заведующий
МДОУ № 394
Радченко Елена Николаевна – воспитатель
МДОУ № 394
Сазонова Нэля Назиповна – воспитатель
МДОУ № 394
Рецензенты:
Яковлева Н. В. - ведущий специалист отдела
образования Администрации
Ленинского района г.Донецка
Детство – ответственный этап в становлении личности. Ребенок с первых лет жизни должен полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле».
От наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности, что отражено в основных нормативно - правовых актах МОН ДНР.
Представленное методическое пособие предназначено для детей 5-7 лет и способствует углублению знаний по темам «Наш город», «Наш край», «Моя Родина».
Цель: Дать понятие о ресурсах Донбасса, их видах.
Задачи: Формировать представления о природных, трудовых, капитальных ресурсах, понятие о том, что в природе все взаимосвязано, (человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру, жизнь людей на Земле во многом зависит от окружающей среды, ресурсов родного края), необходимости энергосбережения. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Подвести к пониманию того, что богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Развивать навыки экономного подхода к природным ресурсам. Воспитывать сознательного гражданина нашей Республики умеющего ценить окружающий мир, относиться к нему бережно, с уважением.
В ходе использования методического пособия «Богатства родного Донбасса» закрепляем понятия: природные ресурсы (уголь, вода, газ.) капитальные ресурсы (станки, машины, заводы…), трудовые ресурсы (шахтер, металлург, военный, доктор..).
Использовать данное пособие мы предлагаем в разных формах работы: в беседах: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Мир профессий»; дискуссиях «Что выгоднее изготовить: много дешевого товара или немножко дорогого», «Чего нельзя купить за деньги?»; тренингах: «Экономный хозяин»; в решении проблемных ситуаций: «Потребности и возможности», «Потребности человека», «Почему говорят: мать-земля?»; при проведении речевых игр и упражнений патриотической направленности: уберите лишнее слово, и объясните свой выбор; разгадайте кроссворд; раскройте смысловое значение пословиц.
Мы уверены, что наша методическая разработка поможет сформировать у ребенка ценностные ориентиры, бережное отношение к объектам материальной культуры, расширить представление детей о родном крае.
Дети овладеют: необходимым минимумом знаний о потребностях человека и его возможностях; о профессиях; элементарными умениями и навыками: проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым и сверстникам в повседневных бытовых делах.
Для изготовления методического пособия «Богатства родного Донбасса» необходимы следующие материалы: картон, скотч, клей, бумага, предметные картинки, линейка, карандаш, художественный материал (пословицы, загадки).
Пособие состоит из 3 карт А-4 со схематичным изображением видов ресурсов и набора предметных картинок к ним, кроссвордов и схем.
Вариативность использования методического материала «Богатства родного Донбасса».
Вариант 1. Д/и «Природные ресурсы»
Цель: Формировать представления о природных, ресурсах.
Материал: карта «Природные ресурсы» и предметные картинки.
Ход игры: 1. Закрепить значение слова ресурсы (имеющиеся запасы природы).
2.Напомнить, что природные ресурсы дарит природа, и они используются для производства товаров и услуг. Показать картинки и объяснить, что земельные ресурсы дарит земля, водные - вода, растительные – растения, полезные ископаемые – недра земли.
3.Предложить детям выбрать из предложенных картинок природные ресурсы, затем из природных ресурсов найти водные, растительные, полезные ископаемые…
За правильные ответы дети получают фишки.
Вариант 2.
Д/и «Их надо беречь!»
Цель: закреплять знания детей об исчезающих видах животных и растений, находящихся в Красной книге Донбасса.
Материал. Предметные картинки природных ресурсов.
Условия игры. Решить проблемный вопрос «Для чего нужна Красная книга?» Из предложенных картинок выбрать объекты, занесенные в Красную книгу.
Победитель получает звание «Защитник природы»
Вариант 3.
Д/и «Живое – неживое»
Цель: дифференцировать объекты живой и неживой природы.
Материал: изображения природных ресурсов
Условия игры. Хлопать в ладоши, когда показывают картинку с изображением живой природы, а топать ногами – с изображением неживой природы. Кто ошибается, тот называет пять объектов неживой (живой) природы
Вариант 4.
Д/и «Как сделать наш край богаче?».
Цель: Дать представление о необходимости бережного отношения к природным ресурсам (вода, газ, электроэнергия)
Материал: карта «Природные ресурсы» и предметные картинки.
Условия игры. Рассматривание предметных картинок и обсуждение проблемной ситуации: «Что будет, если не будет…?» (воды, газа…)
Подвести к пониманию необходимости экономного использования природных ресурсов.
Активный участник получает звание «Защитник природы»
Вариант 5.
Д/и «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: Формировать представления о трудовых ресурсах. Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях, раскрывать значимость каждой профессии, воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: карта «Трудовые ресурсы» и предметные картинки.
Ход.
1. Беседа с детьми о том, кем они хотят быть, когда вырастут.
2. Предложить разгадать загадки о профессиях, используя предметные картинки.
3. Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если бы не было шахтеров? (врачей, пожарных, пекарей..).
За активность – медаль «Знаток профессий»
Вариант 6.
Д/и «Капитальные ресурсы»
Цель: Формировать представления о капитальных ресурсах. Углублять знания детей о предприятиях родного города. Закреплять знания о важности окружающего предметного мира, как результата труда людей, необходимости относиться к нему бережно, с уважением.
Материал: карта «Капитальные ресурсы» и предметные картинки.
Ход. 1.Предложить детям из предметных картинок выбрать то, что сделано руками человека. Подвести к пониманию того, что они называются капитальными ресурсами.
2. Дискуссия: «Какие трудовые и природные ресурсы используются на данном предприятии?»
3. Разгадывание загадок по предметным картинкам.
Активные участники получают фишки.
Вариант 7.
Д/и «Кому что нужно для работы.
Цель: Уточнять знания о том, для каких профессий необходимы данные инструменты.
Материал: предметные картинки.
Условия игры. По представленным инструментам определить профессию. Кто вы- полнит работу без ошибок, получает раскраску с трудовыми ресурсами.
Вариант 8.
Д/и «Что где находится».
Цель: Уточнять знания о том, в каком районе города Донецка находятся предприятия, изображенные на картинках.
Материал: карта города Донецка, предметные картинки с капитальными ресурсами.
Ход игры.
1.Прочитать название районов города на карте.
2.Предложить вспомнить и разместить на карте изображения предприятий.
Победитель получает звание «Знаток города Донецка».
Вариант 9. Д/и «Накроем стол на праздник»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать виды ресурсов.
Условия игры. Нужно накрыть праздничный стол. Определить, какие виды ресурсов нам понадобятся? (природные - для приготовления еды, капитальные – плита, кастрюли, сковородки и др. посуда, трудовые – труд мамы, папы, детей..)
Победители, выполнившие работу правильно, получают звание «Главный помощник».
Вариант 10.
«Разгадывание кроссвордов»
Разгадайте кроссворд и вы узнаете, без чего человек не может жить.
Кроссворд о природе.
1. Кто дважды рождается, а
один раз умирает? (Птичка).
2. Стоит Антошка на одной
ножке, его ищут, а он не
отзывается (гриб).
3. В зеленом полушубке, в
костяной сорочке, я расту
себе в лесу, всем сорвать
хочется (орех).
4. Перьями машет, хвостом
управляет, а на суше
погибает (рыба).
5. Красная, ароматная, сладкая,
растет низко, до земли около
(ягода).
6. Весной веселит, летом –
холодит, осенью - питает,
зимой – согревает. (Дерево).
7. Кто бежит и не устает? (Вода)
Разгадайте кроссворд и вы узнаете, как называются все богатства народа.
Кроссворд о ресурсах.
1. Куда мама и папа ходят каждый день, кроме субботы и воскресенья, чтобы заработать деньги? (Работа)
2. Бежит без ног, не зная горя и добирается до моря. (Река).
3. Тает быстро, но не лед.
Со свечи он слезы льет.
Но не долго плачет –
лишь пока горячий.
Очень быстро застывает. Разноцветным он бывает. (Воск).
В школе прозвенел звонок, начинается …(урок).
Что поможет геологу (исследователю) найти природные богатсва. (Карта).
Минерал, который добывают на Донбассе. (Сланец).
В находках геолога много железа, и тем они людям, конечно, полезны.
На поезде их повезут на заводы, добытые в шахте железные …(Руды.)
Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, как называют наш родной край.
Столица Донецкой Народной Республики. (Донецк).
Какие цветы – символ города Донецка. (Розы).
Какая рыба обитает в водоемах нашего края? (Линь).
Дом, в котором живут и растут деньги. (Банк).
Это и Донбасс-опера и драматический, и кукольный…(театр)
Город на Азовском море, названный честь нашего земляка, который изучал Северный полюс. (Седово).
Какой природный ресурс поможет вылечить перелом? (Гипс)
Вариант 11.
Д/и: «Богатства родного Донбасса»
Цель: обобщать знания детей о ресурсах. Материал: три карты – природные, трудовые и капитальные ресурсы, все предметные картинки.
Условия игры. Необходимо распределить виды ресурсов на соответствующие карты. Решить проблемные вопросы: Какой вид ресурсов самый важный? К какому виду ресурсов нужно относиться бережно, экономно?
Победитель получает медаль «Знаток своего края»
Методическое пособие апробировано в работе с детьми МДОУ № 394 и вызвало особый интерес и эмоциональный отклик.
Литература:
1. Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
2. Закон об образовании ДНР.
3. «От рождения до школы» Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
Ресурсы сети Интернет.
Содержание:
Введение …………………………………..………3
1.1. Актуальность ……………………………....….3
1.2. Цель и задачи…………………………………..3
Основная часть
2.1. Теоретическая часть………………….………...7
2.2.Практическая часть. Последовательность
изготовления пособия………………………….….6
2.3. Дидактическая часть.
Вариативность использования методического
пособия…………………………………………….7
Заключение ………………………………………16
IV. Литература……………………………………….17
18