Дидактическая игра в 1 классе на тему «Богатство родного Донбасса»

6
0
Материал опубликован 1 November 2019 в группе


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

«Ясли – сад № 394 города Донецка»









«Богатства

родного Донбасса»










Донецк 2016


Авторы:

Богданова Нина Ивановна – заведующий

МДОУ № 394

Радченко Елена Николаевна – воспитатель

МДОУ № 394

Сазонова Нэля Назиповна – воспитатель

МДОУ № 394


Рецензенты:

Яковлева Н. В. - ведущий специалист отдела

образования Администрации

Ленинского района г.Донецка








Детство – ответственный этап в становлении личности. Ребенок с первых лет жизни должен полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле».

От наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности, что отражено в основных нормативно - правовых актах МОН ДНР.

Представленное методическое пособие предназначено для детей 5-7 лет и способствует углублению знаний по темам «Наш город», «Наш край», «Моя Родина».

Цель: Дать понятие о ресурсах Донбасса, их видах.

Задачи: Формировать представления о природных, трудовых, капитальных ресурсах, понятие о том, что в природе все взаимосвязано, (человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру, жизнь людей на Земле во многом зависит от окружающей среды, ресурсов родного края), необходимости энергосбережения. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Подвести к пониманию того, что богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Развивать навыки экономного подхода к природным ресурсам. Воспитывать сознательного гражданина нашей Республики умеющего ценить окружающий мир, относиться к нему бережно, с уважением.

В ходе использования методического пособия «Богатства родного Донбасса» закрепляем понятия: природные ресурсы (уголь, вода, газ.) капитальные ресурсы (станки, машины, заводы…), трудовые ресурсы (шахтер, металлург, военный, доктор..).

Использовать данное пособие мы предлагаем в разных формах работы: в беседах: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Мир профессий»; дискуссиях «Что выгоднее изготовить: много дешевого товара или немножко дорогого», «Чего нельзя купить за деньги?»; тренингах: «Экономный хозяин»; в решении проблемных ситуаций: «Потребности и возможности», «Потребности человека», «Почему говорят: мать-земля?»; при проведении речевых игр и упражнений патриотической направленности: уберите лишнее слово, и объясните свой выбор; разгадайте кроссворд; раскройте смысловое значение пословиц.

Мы уверены, что наша методическая разработка поможет сформировать у ребенка ценностные ориентиры, бережное отношение к объектам материальной культуры, расширить представление детей о родном крае.

Дети овладеют: необходимым минимумом знаний о потребностях человека и его возможностях; о профессиях; элементарными умениями и навыками: проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым и сверстникам в повседневных бытовых делах.

Для изготовления методического пособия «Богатства родного Донбасса» необходимы следующие материалы: картон, скотч, клей, бумага, предметные картинки, линейка, карандаш, художественный материал (пословицы, загадки).

t1572610194aa.jpgt1572610194ab.jpgt1572610194ac.jpg




t1572610194ad.jpgt1572610194ae.jpgt1572610194af.jpg




Пособие состоит из 3 карт А-4 со схематичным изображением видов ресурсов и набора предметных картинок к ним, кроссвордов и схем.

t1572610194ag.jpgt1572610194ah.jpg






Вариативность использования методического материала «Богатства родного Донбасса».

Вариант 1. Д/и «Природные ресурсы»

Цель: Формировать представления о природных, ресурсах.

Материал: карта «Природные ресурсы» и предметные картинки.

Ход игры: 1. Закрепить значение слова ресурсы (имеющиеся запасы природы).

2.Напомнить, что природные ресурсы дарит природа, и они используются для производства товаров и услуг. Показать картинки и объяснить, что земельные ресурсы дарит земля, водные - вода, растительные – растения, полезные ископаемые – недра земли.

3.Предложить детям выбрать из предложенных картинок природные ресурсы, затем из природных ресурсов найти водные, растительные, полезные ископаемые…

За правильные ответы дети получают фишки.

Вариант 2.

Д/и «Их надо беречь!»

Цель: закреплять знания детей об исчезающих видах животных и растений, находящихся в Красной книге Донбасса.

Материал. Предметные картинки природных ресурсов.

Условия игры. Решить проблемный вопрос «Для чего нужна Красная книга?» Из предложенных картинок выбрать объекты, занесенные в Красную книгу.

Победитель получает звание «Защитник природы»

Вариант 3.

Д/и «Живое – неживое»

Цель: дифференцировать объекты живой и неживой природы.

Материал: изображения природных ресурсов

Условия игры. Хлопать в ладоши, когда показывают картинку с изображением живой природы, а топать ногами – с изображением неживой природы. Кто ошибается, тот называет пять объектов неживой (живой) природы

Вариант 4.

Д/и «Как сделать наш край богаче?».

Цель: Дать представление о необходимости бережного отношения к природным ресурсам (вода, газ, электроэнергия)

Материал: карта «Природные ресурсы» и предметные картинки.

Условия игры. Рассматривание предметных картинок и обсуждение проблемной ситуации: «Что будет, если не будет…?» (воды, газа…)

Подвести к пониманию необходимости экономного использования природных ресурсов.

Активный участник получает звание «Защитник природы»

Вариант 5.

Д/и «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Формировать представления о трудовых ресурсах. Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях, раскрывать значимость каждой профессии, воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: карта «Трудовые ресурсы» и предметные картинки.

Ход.

1. Беседа с детьми о том, кем они хотят быть, когда вырастут.

2. Предложить разгадать загадки о профессиях, используя предметные картинки.

3. Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если бы не было шахтеров? (врачей, пожарных, пекарей..).

За активность – медаль «Знаток профессий»

Вариант 6.

Д/и «Капитальные ресурсы»

Цель: Формировать представления о капитальных ресурсах. Углублять знания детей о предприятиях родного города. Закреплять знания о важности окружающего предметного мира, как результата труда людей, необходимости относиться к нему бережно, с уважением.

Материал: карта «Капитальные ресурсы» и предметные картинки.

Ход. 1.Предложить детям из предметных картинок выбрать то, что сделано руками человека. Подвести к пониманию того, что они называются капитальными ресурсами.

2. Дискуссия: «Какие трудовые и природные ресурсы используются на данном предприятии?»

3. Разгадывание загадок по предметным картинкам.

Активные участники получают фишки.

Вариант 7.

Д/и «Кому что нужно для работы.

Цель: Уточнять знания о том, для каких профессий необходимы данные инструменты.

Материал: предметные картинки.

Условия игры. По представленным инструментам определить профессию. Кто вы- полнит работу без ошибок, получает раскраску с трудовыми ресурсами.

Вариант 8.

Д/и «Что где находится».

Цель: Уточнять знания о том, в каком районе города Донецка находятся предприятия, изображенные на картинках.

Материал: карта города Донецка, предметные картинки с капитальными ресурсами.

Ход игры.

1.Прочитать название районов города на карте.

2.Предложить вспомнить и разместить на карте изображения предприятий.

Победитель получает звание «Знаток города Донецка».

Вариант 9. Д/и «Накроем стол на праздник»

Цель: закреплять умение детей дифференцировать виды ресурсов.

Условия игры. Нужно накрыть праздничный стол. Определить, какие виды ресурсов нам понадобятся? (природные - для приготовления еды, капитальные – плита, кастрюли, сковородки и др. посуда, трудовые – труд мамы, папы, детей..)

Победители, выполнившие работу правильно, получают звание «Главный помощник».

Вариант 10.

«Разгадывание кроссвордов»

Разгадайте кроссворд и вы узнаете, без чего человек не может жить.

Кроссворд о природе.

1. Кто дважды рождается, а

один раз умирает? (Птичка).

2. Стоит Антошка на одной

ножке, его ищут, а он не

отзывается (гриб).

3. В зеленом полушубке, в

костяной сорочке, я расту

себе в лесу, всем сорвать

хочется (орех).

4. Перьями машет, хвостом

управляет, а на суше

погибает (рыба).

5. Красная, ароматная, сладкая,

растет низко, до земли около

(ягода).

6. Весной веселит, летом –

холодит, осенью - питает,

зимойсогревает. (Дерево).

7. Кто бежит и не устает? (Вода)


Разгадайте кроссворд и вы узнаете, как называются все богатства народа.

Кроссворд о ресурсах.

1. Куда мама и папа ходят каждый день, кроме субботы и воскресенья, чтобы заработать деньги? (Работа)

2. Бежит без ног, не зная горя и добирается до моря. (Река).

3. Тает быстро, но не лед.

Со свечи он слезы льет.

Но не долго плачет –

лишь пока горячий.

Очень быстро застывает. Разноцветным он бывает. (Воск).

В школе прозвенел звонок, начинается …(урок).

Что поможет геологу (исследователю) найти природные богатсва. (Карта).

Минерал, который добывают на Донбассе. (Сланец).

В находках геолога много железа, и тем они людям, конечно, полезны.

На поезде их повезут на заводы, добытые в шахте железные (Руды.)

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, как называют наш родной край.

Столица Донецкой Народной Республики. (Донецк).

Какие цветы – символ города Донецка. (Розы).

Какая рыба обитает в водоемах нашего края? (Линь).

Дом, в котором живут и растут деньги. (Банк).

Это и Донбасс-опера и драматический, и кукольный…(театр)

Город на Азовском море, названный честь нашего земляка, который изучал Северный полюс. (Седово).

Какой природный ресурс поможет вылечить перелом? (Гипс)


Вариант 11.

Д/и: «Богатства родного Донбасса»

Цель: обобщать знания детей о ресурсах. Материал: три карты – природные, трудовые и капитальные ресурсы, все предметные картинки.

Условия игры. Необходимо распределить виды ресурсов на соответствующие карты. Решить проблемные вопросы: Какой вид ресурсов самый важный? К какому виду ресурсов нужно относиться бережно, экономно?

Победитель получает медаль «Знаток своего края»

Методическое пособие апробировано в работе с детьми МДОУ № 394 и вызвало особый интерес и эмоциональный отклик.


Литература:

1. Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.

2. Закон об образовании ДНР.

3. «От рождения до школы» Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

Ресурсы сети Интернет.












Содержание:

Введение …………………………………..………3

1.1. Актуальность ……………………………....….3

1.2. Цель и задачи…………………………………..3

Основная часть

2.1. Теоретическая часть………………….………...7

2.2.Практическая часть. Последовательность

изготовления пособия………………………….….6

2.3. Дидактическая часть.

Вариативность использования методического

пособия…………………………………………….7

Заключение ………………………………………16

IV. Литература……………………………………….17


18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.