Урок окружающего мира на тему «Богатства природы» (1 класс)
Урок по окружающему миру, 1 класс, «Школа 2100», учитель начальных классов МАОУ « Гимназия № 49» г.Тюмени. Учитель: Тарасова Елена Владимировна»
Окружающий мир.
Тема: Богатства природы.
Цели:
– расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
– показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
Оборудование: картинки для работы по парам, рабочие листы для работы в группе, иллюстрации природных богатств(
Формирование УУД:
1. Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, объяснять как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи на уровне предложения или небольшого текста, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять различные роли в группе.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группа.
2. Личностные результаты: умение объяснять своё отношение к миру, оценивать правильность поведения людей в природе, воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал к уроку, задания из учебника.
3. Предметные результаты: называть окружающие предметы и их взаимосвязи, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
|
- Ребята, посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают в классе? - Как появились эти предметы? (их сделали люди) - Давайте вспомним, чем некоторые предметы были в начале своего пути прежде, чем они стали такими, какими мы их видим сейчас. - Альбом, карандаш, линейка – чем раньше были? (деревом), откуда пришли? (из леса), что помогло дереву вырасти? Кто помог стать альбомом? - Какое полезное ископаемое помогло создать металлические предметы: ножницы, скрепку? (железная руда). А кто его сделал из железной руды? - Чем была в начале своего пути булочка, перед тем, как прийти к нам? (зерном). Кто помог зернышку стать булочкой? (человек). А что еще помогло зернышку вырасти, кроме человека? (природа) - Ребята, а что такое природа? - А где мы можем проверить наше предположение? (в словаре). Работа со словарем в конце учебника. Природа создает все условия, чтобы человек мог жить. А что из того, что нам дает природа является самым необходимым для жизни человека? (воздух, вода, пища). А можно назвать то, что дает природа, богатством? А почему? -Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Богатства природы). Вывешиваю табличку на доску. - Как вы думаете, о чем мы должны узнать сегодня на уроке? 1. Какие бывают богатства природы? -Согласны с утверждением, что природа отдает нам свои богатства? Раз она отдает, что человек с ними делает? Скажите, на какой второй вопрос нужно будет ответить? Как человек использует природные богатства? - А богатства могут закончиться? А что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Итак, следующий вопрос, на который нам предстоит ответить… Как нужно относиться к природным богатствам? - Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою работу). - Молодцы!
В итоге план урока появляется на доске.
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение устанавливать аналогии; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные 1) формирование умения определять цель, выдвигать версии; 2) формирование умения планировать деятельность;
|
ΙΙ. Совместное открытие знания
|
1. Работа в парах. - Ребята, у вас на столе лежит конверт, нужно достать из него картинки, на которых изображены богаства природы – работа в парах.
Задание: Разделить все картинки на 2 группы. Если пара готова, сообщите условным знаком. - На какие группы разделили? По какому признаку? - Эту группу природных богатств мы будем называть живые природные богатства (табличка на доску). - Итак, какие богатства мы отнесем к этой группе? (табличка растения и животные) - Давайте проверим наши предположения (откроем учебник на с. 32 и прочитаем, что является природными живыми богатствами). - А что осталось во второй группе? Перечислите. - Как их можно назвать? (неживые природные богатства), табличку на доску. Итак, что отнесем к неживым природным богатствам? (воздух, почва, полезные ископаемые), на доску картинки прикрепляю. - Давайте проверим наши предположения, с.32, прочитайте, что является неживыми природными богатствами. -А еще, ребята, у нас осталась 3 группа природных богатств. Где можно взять информацию, чтобы заполнить таблицу? (в учебнике), с. 31. - Что изображено на первой картинке? Что помогает паруснику плыть? (сила ветра) - Кто знает, как называется сооружение на второй картинке? (электростанция). Что помогает ей в работе? (сила воды). - Можем мы силу ветра и силу воды назвать богатством природы? – вывешиваю табличку. Для того чтобы узнать как называется это богатство природы, прочитайте вверху страницы информацию, выделенную темным шрифтом (силы природы). - А теперь внимательно посмотрите на картинку на с.33 и скажите, какую еще силу природы мы можем назвать? (солнечный свет). - Проверим свои предположения, с. 32 учебника.
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Познавательные
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
Познавательные
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные |
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
– Итак, на какие группы мы можем разделить все природные богатства?
- Мы ответили на первый вопрос нашего урока? -На какой следующий вопрос мы должны ответить? (Как человек использует богатства природы?) - Развернитесь для работы в группах. Вам нужно ответить на вопрос, что получают люди, используя природные богатства. И наклеить соответствующую картинку напротив природного богатства. Группы первого ряда работают с живыми природными богатствами, 2 ряд – с неживыми, 3 ряд – богатства – силы природы. Подумайте, кто из группы будет отвечать? (если есть время, когда ответит 2 ряд, послушать сообщение ученика о том, что производят из нефти – задание было дано предварительно). Выступили по одной группе от ряда, сверили ответ с другой группой, на доску вывесить их листы. (можно самооценку работы в группе озвучить, если время позволяет). - Молодцы! (Если есть время – самостоятельная работа в тетради, с.49). - Ребята, на какой вопрос осталось ответить? (отвечаем). Итак, нам удалось ответить на все вопросы? Все, что планировали, выполнили? А теперь откройте дневники и оцените свою работу на уроке. - Кто закрасил полностью свой кружок-отметку? Почему? - Кто частично? Почему Что было трудно? - Кто не закрасил свой кружок? Почему?
|
|
ΙV. Итог урока |
– Что нового вы узнали на уроке? – Какой вывод сделали?
|
|
Ι. Актуализация знания
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям и текстам учебника.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в группах
* Отметить учеников, которые активно работали в группах.
в учебнике и тетради.
8