Дидактическая игра «Чьи детки»
Дидактическая игра «Чьи детки»
Цель игры: способствовать умственному развитию детей, учиться анализировать.
Задачи для детей младшего дошкольного возраста:
1. Развивать сенсорные способности детей младшего дошкольного возраста: различие и название цвета.
2. Формировать элементарные математические представления в категориях: величины , количество и счет.
3. Развивать коммуникативные способности: умение работать в небольшой группе.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
1. Упражнять в счете от 2 до 10.
2. Развивать умение группировать предметы по количеству, четности.
3. Формировать умение сравнивать величины.
Материал для изготовления игры:
цветной картон
цветная бумага
клей (для бумаги и картона)
прозрачная пленка для ламинирования
черный карандаш (фломастер)
Описание дидактического материала:
Данная игра состоит из 30 фигурок жучков разного цвета и размера, по типу "Божья Коровка". Каждая цветовая группа жучков включает в себя 3 фигурки одного цвета и разного размера. Большой жучок - "мама", жучок среднего размера - "дочка", самый маленький жучок - "сыночек"
Варианты игры с данным пособием:
1. "Где чья мама". Для детей 2 - 3 лет.
Детям предлагаются по 2 фигурки разного размера 4-5 основных цветов по типу "мама" и "детки". Задача детей соединить фигурки по цвету и назвать его.
2. "Чьи детки" Для детей 3-4 лет.
Детям предлагается весь набор фигурок. Задача усложняется с помощью добавления фигурок более обширного цветового спектра и трех величин :Большая "мама", и "детки". Дети должны не только определить нужный цвет, но и по размеру определить место каждого из "детишек" на спинке у "мамы".
3. "Веселая путаница" для детей 3-4 лет.
Воспитатель группирует фигурки жучков в семейки по 3 штуки, намеренно в каждую семейку добавляет жучка другого цвета. Детям предлагается устранить путаницу, заменить "чужака" в каждой из "семеек".
4. "Построй по росту" Для детей 3 -4 лет.
Детям предлагается по 3 фигурки одной цветной семейки разного размера. Задача построить фигурки по росту справа налево. Другой вариант - построиться детям по росту: от "мамы" жучка до самого младшего "сыночка" жучка.
5. "Раз, два, три к маме беги" (совместно с физ. восп.)
Для детей 3-4 лет.
Группе детей раздается по одной большой фигурке "мамы" жучка. Эти дети произвольно занимают любое место в групповом пространстве. Всем остальным детям раздаются маленькие фигурки "детки" жучки. По сигналу "Раз, два, три к маме беги" "детки" бегут к своей "маме" такого же цвета. Места "мам" меняются после каждого этапа.
6. " Мамы, дочки и сыночки" (с музыкальным сопровождением)
Для детей 3-4 лет.
В групповом пространстве отмечены зоны для "отдыха" отдельно друг от друга по размеру "мамы", "дочки" и "сыночки". Дети выбирают фигурки по желанию. Под музыку "Жучки летают". По сигналу - окончание музыки, жучки "отдыхают" каждый в своей зоне.
7. "Цветные поезда". Для детей 3-4 лет.
Дети по предложенных фигурок жучков составляют "поезда": "мама" паровозик, "детки" - "вагончик". Условие одно: в одном "поезде" не может быть двух, одинаковых по цвету "вагончиков", цвет "паровозика-мамы" в одном "поезде" тоже на повторяется.
8. "Соберем семейку" (командная подвижно-дидактическая игра)
Для детей от 3 до 6 лет в зависимости от усложнений.
На полу расположены 2 обруча, в которых находятся "жучки" вверх темной, не цветной стороной. С противоположной стороны группы расположены цветные флажки на подставках. Цвета подобраны в соответствии с цветами "жучиных семеек". Дети делятся на 2 команды. Каждый игрок по очереди подходит к своему обручу, берет одну фигурку на выбор, переворачивая определяет цвет и быстро доставляет к флажку аналогичного цвета. Побеждает команда, которая безошибочно соберет свои цветовые "семейки". Можно использовать фактор выполнения заданий на скорость. Усложнения для старших: используется один обруч для двух команд, флажки расположены более хаотично по всему пространству группы, закрепление за одной командой флажков только определенного цвета: игрок выбравший цвет соперника - возвращается в команду не выполняя задание (время игры в таком случае увеличивается), фигурки в "семье" расположить строго по росту и др.
9. "Соберем радугу" Для детей от 3 до 5 лет
Детям предлагается из набора разноцветных жучков выбрать нужные по цвету и составить "радугу". Детям младшего возраста в виде подсказки предоставляется иллюстрация радуги, дети старшего возраста собирают "радугу" по памяти
.
10. "Кто убежал" Для детей от 3 до 6 лет"
Игра проводится по типу дидактической игры "Чего не стало", только на столе воспитателя располагаются от 3 до 5 жучиных "семейки", для детей младшего возраста в любом определенном порядке, для старшего возраста хаотично. Ставя ширму воспитатель убирает одну или две фигурки. После снятия ширмы дети называют цвет "члена семьи" который "убежал".
Подобных игр с данными фигурками можно придумать множество, постепенно усложняя задания в зависимости от возраста детей. Постепенно количество фигурок в каждой "семейке" можно увеличить до 5 ли больше по желанию воспитателя, можно добавить более сложные цвета для дифференциации.
Возможные варианты игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
У каждой из фигурок на "спинке" разделенной полосой (крылья), находится определенное количество маленьких черных кружочков. Дети 5-7 лет способны сосчитать их количество и выполнить задание:
1.Определение количества кружочков у одной фигурки на крылышках: одинаковое или разное.
2.Определение количества кружочков- четное или не четное на крылышках с разных сторон.
3.Определение одинакового количества кружочков на спинки у "мамы" и "деток".
4.Определение количества черных кружочков у одной "семейки", и расположить фигурки на одной линии ,от большего количества кружочков к меньшему. В случае совпадения кружочков фигурки ложатся одна на другую.
Приложение.
Материал
«Цветные поезда»
«Чьи детки»
«Построй по росту»
«Раз, два три – к маме беги»
Татьяна Кайзер
Порошина Ольга Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна