Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Каждому свое место».
Образовательная область «Познавательное развитие». Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Каждому свое место».
Дидактическую игру «Каждому свое место» можно использовать как для индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, так и для и подгрупповых. Это обучающая игра для знакомства детей с растительным и животным миром.
Цель игры: Расширение представлений детей о растительном и животном мире.
Задачи игры:
Образовательные:
Учить различать и называть цветы, животных и птиц,
Формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
Обобщать знания детей о природных сообществах; Продолжать знакомить детей с лесом, лугом, водоемом, садом.
Расширять представления о местах произрастания растений (цветов); знакомить с особенностями их строения и условиями произрастания.
Расширять представления о местах обитания представителей животного мира, учить находить взаимосвязь между особенностями их строения (внешнего вида) и средой обитания, формировать представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношения к объектам природы;
Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
Развивающие:
Активизировать словарный запас детей;
• Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
память, внимание, воображение;
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Материалы: Для игры детям предлагаются картинки с изображением цветов (12 штук), животных (12 штук) и птиц (12 штук), а также карта. Карта с изображением различных природных сообществ.
Карта разделена на 4 зоны, которые представляют собой природные сообщества: лес, водоем, луг, сад.
Карточки с изображением животных, птиц и цветов.
Животные – обитатели лесов (4 шт.), водоемов (4 шт.), лугов (4 шт.) и домашние животные (4 шт.)
Птицы – обитатели лесов (4 шт.), водоемов (4 шт.), лугов (4 шт.) и домашние птицы (4 шт.).
Цветы, произрастающие на территории лесов (4 шт.), водоемов (4 шт.), лугов (4 шт.) и садов (4 шт.).
Ход игры.
Вариант 1
С детьми старшего дошкольного возраста можно провести игру, пригласив ребят совершить путешествие по родному краю (по карте), но не как туристы, а как ученые, которые исследуют растительный и животный мир.
Разложите игровой материал на столе, попросите детей назвать, на какие зоны (природные сообщества) разделена карта. Можно разделить детей на 4 команды и каждой команде предложить выбрать на карте одну зону (природное сообщество). Например, «Жизнь водоема», «Жизнь леса», «Жизнь сада», «Жизнь луга». Каждая команда по сигналу должна правильно разложить картинки, заселив свою зону обитающими там птицами, животными и растениями, уметь объяснить свой выбор. Победителем станет та команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.
Если дети затрудняются с выбором правильной картинки, то воспитатель должен задать наводящие вопросы, которые помогут сделать правильный выбор.
Вариант 2
Подгруппу Детей можно разделить на команды или предложить игру индивидуально. Предложить детям /ребенку разложить карточки, изображающие цветы, в зависимости от места их произрастания: цветы сада, цветы леса, цветы лугов, цветы водоемов. Затем так же разложить карточки, изображающие животных (птиц), группируя их в зависимости от среды обитания: домашние животные и птицы, животные и птицы леса, животные и птицы лугов, животный мир водоемов.
Если в ходе игры карточки с изображением, вызвавшие у ребенка затруднения с выбором правильной картинки, воспитатель должен дать развернутое описание предмета, изображенного на карточке и места его обитания, а игрок – запомнить и повторить вслух.
Вариант 3
Выберите 2 - 4 желающих детей. Распределите, кто за какую зону на карте отвечает. Воспитатель или ведущий показывает игрокам в случайном порядке карточки с изображением цветов, животных и птиц. Спрашивает, что это, где растет/ кто это, где живет? Игрок, который ответил правильно, забирает карточку и помещает ее в своё природное сообщество. Если никто не узнал растение или животное /птицу, либо неправильно назвал место его нахождения, то карточка с изображением остается у ведущего. Побеждает игрок, быстрее остальных собравший картинки и «заселивший» свою часть карты.
В конце игры, карточки с изображением, вызвавшие у ребенка затруднения с выбором правильной картинки, должны быть вынесены на обсуждение.
Вариант 4
Игру можно проводить индивидуально или подгруппой. Поместите раздаточные карточки с изображением цветов, животных и птиц в мешочек или коробку. По очереди, не глядя, дети вытаскивают карточку. Игрок, доставший карточку, должен назвать, что изображено на картинке и где среда его обитания. Ребенок должен положить карточку в соответствующее природное сообщество.
Вариант 5
На карте выложены карточки с изображением растений или животных /птиц в случайном порядке (не соответствуют месту произрастания/обитания). Ребенок должен найти и исправить ошибки, правильно разложив карточки на карте. Уметь объяснять свои действия.
Игру «Каждому свое место» можно также предложить детям среднего и даже младшего возраста, используя легкие и знакомые картинки, и уменьшив количество зон на карте.
Детям старшего возраста можно усложнить игру, добавив, например, природное сообщество «Пустыня».