Дидактическая игра «Перелетные птицы»
Дидактическая игра «Перелетные птицы»
Разработал учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад «Колосок» Сивова С.А.
Дидактическое пособие, направленно на формирование предпосылок функциональной грамотности детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста в индивидуальной работе или в малых группах.
Актуальность: развитие предпосылок функциональной грамотности дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Математическая функциональная грамотность – способность понимать и определять роль математики в мире, и способность использовать знания для удовлетворения своих потребностей.
Ключевые характеристики математической грамотности:
распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи;
формулировать и записывать результаты решения.
Цель: Формировать через дидактическую игру предпосылки математической функциональной грамотности.
Задачи:
Образовательные:
Развивать и закреплять понятия один – много;
Развивать и закреплять понятия больше-меньше-равно;
Закреплять умение соотносить количество с числом;
Закреплять прямой и обратный порядковый счет до 19;
Развивать представления детей о составе числа;
Закреплять умение соотносить число с цифрой;
Упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
Развивать пространственные представления детей на плоскости (вверху, внизу, справа, слева, в центре) относительно себя и других;
Закреплять знания детей о видах перелетных птиц Тамбовской области России.
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
Развивать умение сравнивать;
Учить делать логические умозаключения;
Воспитательные:
Воспитывать умение сотрудничать;
Воспитывать интерес к играм математического содержания.
Предварительная работа: распечатать и заламинировать игровое поле и элементы игры, вырезать элементы и приклеить лепучки для фиксации на поле.
игровое полеJPG / 1.6 Мб
Приемы и методы работы:
Игра 1. «Перелетные птицы Тамбовской области».
Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах Тамбовской области, об их жизни в разные природные сезоны. Предложить детям найти тех или иных птиц в гнездах.
Игра 2. «Один-много».
Выложить на левом поле (секторе) одну птицу, на правом много. Ребенка попросить показать, где одна фигура, где много. Предложить поменять, так, чтобы справа было много птиц, а слева одна? (ребенок выполняет).
Игра 2. «Порядковый счет».
Выложить на игровом поле числовой ряд с пропусками (до 5 - в средней группе, до 10 – в старшей, до 19 – в подготовительной). Предложить детям заполнить пропущенные числа.
Пример:
1 | | 3 | 4 | | 5 | | 6 | 7 | | 9 | | 11 | | 13 | |
Предлагаем назвать числа по возрастанию и убыванию.
Вариация: предлагаем ребенку расставить числа возрастанию / убыванию самостоятельно.
Игра 3. «Соседи числа».
Выложить на игровом поле числа в средних столбцах и предложить ребенку расселить его соседей.
0 | 1 | 2 | | 12 | 13 | 14 |
4 | 5 | 6 | 16 | 17 | 18 | |
8 | 9 | 10 | 2 | 3 | 4 |
Игра 4. «Где больше (меньше) птиц?».
Разложить на правый и левый сектор игры различное количество птиц. Попросить ребенка посчитать птиц в каждом секторе. Где больше? Соотнесем все птиц в пары. Сколько птиц осталось без пары? Как сделать, чтобы в птиц стало одинаковое количество?
Игра 5. «Посчитай сколько».
Расставляем какое-то количество птиц на ветви, и предлагаем ребенку посчитать их.
Игра 5. «Вправо-влево».
Предлагаем ребенку распределить всех птиц, которые смотрят влево в левый сектор, а тех, которые смотрят вправо – в правый.
Игра 6. «Ориентировка в пространстве».
Предложить детям положить одну птицу в верхний правый угол (правый/левый сектор), другую в нижний левый и т.д. Дальше можно усложнять игру, озвучивая названия птиц (посади грача, трясогузку, соловья и т.д.).
Игра 7. «Идем в гости».
Расставляем птиц на поле (начинаем с одного сектора, в дальнейшем можно использовать оба). Предлагаем ребенку помочь построить маршрут до определенной птицы.
Например, скворец идет в гости к кукушке – шаг вправо, шаг вверх, шаг вверх, шаг вверх.
Игра 7. «Где одинаковые птицы».
Оставить на игровом поле птиц, предлагаем ребенку найти пары одинаковых.
Игра 8. «Повтори».
Делим птиц по пополам. Из одной половины птиц выкладываем перед ребенком в левом секторе. Просим запомнить. Затем закрываем этот сектор и просим воспроизвести в правом секторе. Затем открываем и сравниваем. (последовательность начинаем с небольшого количества фигур, затем усложняем, увеличивая количество).
Игра 9. «Что изменилось?».
Разложить перед ребенком птиц в ряд или по секторам. Попросить его запомнить. Потом меняем несколько птиц местами, или убираем какую-то. Что изменилось?