12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновал Алла Петровна681
Я учитель начальных классов, стаж работы более 30 лет. Имею опыт работы с дошкольниками и учащимися начальных классов
Украина, Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Дидактическая развивающее – обучающая игра

«Морфемный конструктор»​​​​​​​

Пояснительная записка

Дидактическая игра «Морфемный конструктор» предназначена для работы на уроках обучения грамоте и русского языка с учащимися 1 – 2 классов. Можно использовать игру в качестве дополнительных упражнений, во внеурочное время, при индивидуальной работе с учащимися.

Цель данной дидактической игры в первичном знакомстве с составом слова. Конструируя слова, ребенок понимает, что они состоят из значимых единиц – морфем, учится видеть общую часть родственных слов – корень. Данная игра помогает ребенку осознать, что новые слова можно получить способом добавления других частей, приставок и суффиксов. На первом этапе знакомства с темой «Состав слова» учитель знакомит учащихся только с корнем слова. Разработанная мной игра позволяет учащемуся не только видеть корень слова, но и практически конструировать слова.

Описание игры

Игра представляет собой набор карточек из плотной бумаги, на которых разным цветом написаны морфемы:

- красным (немного крупнее) – корень, по 3- 5 штук;

- синим – приставки, по 1- 2 штуки;

- зелёным – суффиксы, по 1- 2 штуки;

- чёрным – окончания, по 1- 2 штуки.

Так как на первом этапе знакомства с составом слова детям надо понять и увидеть структуру слова, я подбирала такие корни, которые дадут возможность легко понять, о какой группе слов идёт речь.

t1587304709aa.pngt1587304709ab.png

t1587304709ac.pngt1587304709ad.png

Правила использования игры

1. Ознакомление с игрой (фронтальная работа)

При первом ознакомлении с игрой я беру один набор корней и только те суффиксы и приставки, при помощи которых дети легко сконструируют слова. Таким образом, в первый раз дети увидят, что у этих слов есть общая часть (она красного цвета, поэтому дети сразу обратят внимание).

2. Обучение конструированию слов (фронтальная работа)

На втором этапе работы я расширяю количество приставок и суффиксов, добавляю «лишние», которые с данным корнем не могут составить новое слово. Дети учатся составлять новый слова, выделять корень.

3. Групповая и индивидуальная работа

Когда дети поняли смысл конструирования слов, дальнейшая работа может проходить очень разнообразно.

Индивидуальная работа

Набор можно использовать при индивидуальной работе с учащимися, отрабатывая орфографическую зоркость, расширяя лексический запас учащихся, формируя понимание структуры слова.

Игра в одной группе

Группа детей (2-3 учащихся0 получают набор карточек. Можно дать промежуток времени, за который дети должны собрать все возможные слова. Другой вариант работы в малой группе – дети по очереди собирают слова.

Соревнование групп

Две или три группы получают одинаковые наборы карточек. По сигналу учащиеся начинают собирать слова. Выигрывает команда, первая правильно собравшая все слова данной группы.

Самостоятельная работа

Когда учащиеся достаточно хорошо освоили предыдущие виды работы, можно провести самостоятельную работу.

t1587304709ae.pngt1587304709af.png

I вариант работы: на доске в столбик прикреплены карточки с корнями. Остальные морфемы могут быть прикреплены на доске в стороне. Я так делаю на этапе, когда учащиеся ещё не знают, как пишутся приставки и суффиксы. По истечении определённого времени проверяем, какие слова составили дети, как их записали. Учащиеся проводят самопроверку или взаимопроверку.

II вариант работы я использую тогда, когда учащиеся уже хорошо знают правописание приставок и корней. На доске столбиком прикрепляю только карточки с корнями. Часто при такой работе учащиеся записывают слова, которые мало используются другими детьми класса или вовсе не знакомы им. В таком случае есть возможность расширить словарный запас учащихся.

Таким образом, эту игру я использую и для фронтальной, и для групповой. И для индивидуальной работы.

Эта игра помогает мне ознакомить детей с понятиями «корень», «однокоренные слова», «суффикс», «приставка», «окончание». При помощи этой игры учащиеся прочно усваивают единообразное написание морфем, как следствие, грамотно пишут. Работая с «Морфемным конструктором», я имею возможность расширять активный словарь учащихся.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Коновал Алла Петровна, 19.04.20 в 19:57 2Ответить Пожаловаться
Мне очень приятно. что моя идея понравилась! Спасибо за отзыв!
Кадырова Ольга Игоревна, 20.04.20 в 12:39 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная задумка!!!
Коновал Алла Петровна, 20.04.20 в 13:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Я с детьми работаю, используя конструктор. Мне нравятся результаты
Кияйкина Наталья Федоровна, 21.04.20 в 23:14 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Интересно!
Кобзарева Елена Александровна, 25.05.20 в 17:02 0Ответить Пожаловаться
Алла Петровна, поздравляю с заслуженной победой в конкурсе!!!
Коновал Алла Петровна, 27.05.20 в 00:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.