12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Четырина Зоя Владимировна80
Я работаю учителем математики в филиале МБОУ "Горельская СОШ". Мой педагогический стаж в данной школе 33 года. Работу люблю и очень люблю детей.
Россия, Тамбовская обл., Село Малиновка Тамбовского района

Учитель математики Четырина З.В. филиал МБОУ «Горельская СОШ» в селе малиновка.

Дидактические игры на уроках математики.

Проработав более трех десятков лет в образовании учителем математики, считаю, что дидактическая игра на уроках - это обязательное звено учебно- воспитательного процесса.

Математика – это предмет, который является сложным и не всегда ребенок может достичь больших математических высот. Задача учителя вовлечь в учебный процесс каждого учащегося, чтобы он полюбил математику. Ребенку на уроках должно быть комфортно. Он должен чувствовать, что его знания, пусть даже не большие, будут оценены положительно. В игре удается привлечь внимание учащихся к таким предметам, как математика, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют.

Образование в нашей стране на сегодняшний день ориентировано на достижение не только предметных образовательных ресурсов, но прежде всего на формирование личности учащихся. Дидактические игры на уроках способствуют саморазвитию личности, развивают умственные способности учащихся, активность, инициативу, пробуждают стремление к творчеству, способность самостоятельно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, работать в команде. Еще одна из функций ролевой игры – релаксационная. Большую часть времени дети проводят в школе сидя за партой, при этом они испытывают большую эмоциональную и физическую нагрузку. Игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением в школе.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Еще Ушинский отмечал, что игра носит прогностический характер, «это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на его будущую судьбу» [2. Интернет ресурс].

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, способствует реализации деятельностного подхода в обучении математики, в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Она выполняет функции: мотивационно-побудительную, обучающую, ориентирующую [1; 29-30].

Игровая форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешность дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование игр вводимыми в учебный процесс на уроках математики, осмысление накопленного опыта позволяет выделить следующие виды.

Игра-соревнование.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

1)подготовительный;

2)игровой;

3)подведение итогов.

Деловая игра.

Этапы технологии организации деловой игры:

1. введение в игру (знакомство с реальной ситуацией);

2. разделение слушателей на группы;

3. погружение в игру;

4.создание игровой проблемной ситуации;

5.игровой процесс – поиск и разработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий.

6. разрешение проблемы;

7. подведение итогов игры.

Сюжетная (ролевая) игра.

Этапы подготовки ролевой игры включает:

1)подготовительный;

2)игровой;

3)заключительный;

4)анализ результатов.

Урок с дидактической игрой.

Эта игра имеет устойчивую структуру:

1)игровой замысел;

2)правила;

3)игровые действия;

4)познавательное содержание;

5)результат игры.

Пример урока – деловая игра по теме «Площадь прямоугольника»

Цель.

1)Усвоение формул для вычисления площадей.

2)Показать практическую направленность.

3)Активизировать работу учащихся за счет вовлечения в игру, выработать умение мыслить системно, продуктивно, пробуждая стремление к поиску новых идей, к творчеству.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме “Площадь прямоугольника».

Форма проведения урока: деловая игра.

Алгоритм проведения.

1.Ребята, сегодня у нас необычный урок по теме “Площадь прямоугольника”. Он будет проходить в форме деловой игры, в процессе которой вы сможете убедиться, что математика очень важная наука, имеющая огромное практическое применение, особенно в строительстве.

2.Беседа учителя о профессии строителя, штукатура, маляра.

3. Задача: требуется оклеить обоями комнаты дома. Размеры комнат: 1- 5х5х2,5м, 1окно размером 1,5х1,6м, дверь 1,5х2м; 2-я комната- 4х3х2,5м, окно 1,5х1,6м и дверь 1,5х2м; 3-я комната – 3х3х2,5м и дверь 1,5х2м.

Правила игры.

Учащиеся разбиваются на две бригады (малокомплектная школа). Избирается бригадир. Каждой бригаде выдается карточка с проектом дома и его размерами. Первая бригада – строители, должны рассчитать количество обоев. Вторая бригада – поставщики, должны закупить нужное количество.

Внутри команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.

Проводится проверка готовности бригад. Для этого каждой команде предлагается по три вопроса. Ответы оцениваются очками. Очки записываются в карточку учета. В конце всех расчетов учащиеся из каждой бригады дают объяснения и полученные расчеты на доске. Идет разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание игры.

За ответы команды получают определенное количество баллов. Учитель подводит итог и объявляет победителя бригады.

Оценка выставляется по итогам всех видов работ, с учетом вклада в работу каждого человека и количеством допущенных ошибок.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которого вырабатывается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Уроки такого типа вызывают у учащихся большой интерес к математике.


Литература:

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М: Просвещение, 1987.

2. Усова, А.П. Игровая деятельность и ее роль в обучении и воспитании детей школьного возраста/А.П. Усова. – М., 2007

1.https://megaobuchalka.ru/3/34007.html

2.https://studopedia.net/3_429_pflesgaft-i-kdushinskiy-ob-igre-kak-svoebraznom-sposobe-otrazheniya-zhizni.html.



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.