12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Станиславовна18

Актуальность

Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности, способствует психологическому развитию, воспитывает навыки коллектива, развивает организаторские способности, в играх ребята учатся быть смелыми, ловкими, честными и добрыми. Есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, умение логически мыслить. Умная, увлекательная игра всегда оказывает более действенное воздействие, чем словесные формы воспитания и обучения детей. В период перехода от дошкольного детства к школьному возрасту не у всех обучающихся сформирована учебная деятельность, поэтому использование на уроках дидактических игр наиболее актуально. Для этого возраста характерна эмоциональность и возбудимость, любознательность и активность, стремление к деятельности и самостоятельности. Интересная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем – стремление, во что бы то ни стало довести работу до конца. Положительные эмоции обладают созидательной силой.

Цель: Формирование учебной мотивации и УУД обучающихся начальной школы на уроках математики средствами дидактических игр.

Задачи:

Сформировать определенные универсальных учебные действия, необходимые в практической и познавательной деятельности.

Повысить мотивацию к изучаемому учебному предмету.

Увеличить активность участия школьников в различных конкурсах математической направленности.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учителем и учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный характер.

На моих уроках часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером являются различные сюжетные игры, реализуемые в учебном материале. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учебную деятельность. Причем эти игры от меня не требуют какой-то особенной подготовки. Здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры можно проводить в течение всего учебного дня, подчиняя работу единой цели.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. На мой взгляд, педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. Именно игровая ситуация позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных язык, по-разному интерпретируя свое собственное «я».

Проанализировав уроки, я пришла к выводу, что результативность дидактических игр достигается только при систематическом их использовании. Такие игры должны проводиться из урока в урок, и только тогда они принесут результат. Ребенок будет постоянно испытывать ситуацию успеха, а значит становиться сильнее и решительнее. Очень важно, чтобы игровой сюжет развивался параллельно основному содержанию обучения. Он будет помогать активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Я считаю, что составление и использование игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

Для меня более удачными являются дидактические игры на уроках математики. Увеличение умственной нагрузки на этих уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу и активность обучающихся на протяжении всего урока. Игры отлично справляются с данной задачей. Но важно помнить, что игра – это не забава, не следует ее рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В играх ребенок развивает свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. При все при этом, игра остается для них источником неиссякаемого удовольствия. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы.

На уроках математики я выстраиваю игру так, чтобы у учеников развивался познавательный интерес. Прежде чем организовать игру, я связываю ее с определенной темой урока. Заранее продумываю ее место в структуре урока, определяю форму ее проведения, подготавливаю материал, необходимый для проведения игры. Планирую последовательный переход от уроков, насыщенными игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрение за работу на уроке или использую для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия.

Знакомство с игрой провожу следующим образом:

- читаю название;

- знакомлю детей с предметами (материалом), с которыми им придется иметь дело во время игры;

- создаю у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры;

-формирую четко, кратко и ясно правила игры;

- в процессе игры контролирую, чтобы соблюдались правила;

- оцениваю игру (если игра носила коллективный характер, то оценивание происходит при участии всех игроков).

В качестве примеров приведу несколько дидактических игр, которые я использовала на уроках математики в 1 классе.

Игра «Постройтесь правильно».

Данную игру проводила в первом классе по теме «Числа от 1 до 10».

Дидактические задачи. Счет до 10 и закрепление представлений о месте числа в ряду натуральных чисел.

Правила и игровые действия. В игре принимают участие 10 учащихся. Детям раздаю карточки, на которых цифрами указаны числа от 1 до 10. Ученики по моей команде перестраиваются в соответствии с заданиями.

Например: «Построить ряд чисел от 6 до 10». «Выстроить в колонну числа от 3 до 7». «Выйти вперед числу 4. Справа от него должно встать число, которое будет больше его на 1 единицу. Слева от него должно встать число меньше его на 1 единицу» и т.д. После проведения игры хвалю тех учеников, которые быстро и точно выполняли команды.

Игра «Поступай так, как говорю».

Данную игру использовала в первом классе при изучении темы: «Пространственные представления. Взаимное расположение предметов в пространстве».

Дидактические задачи. Развитие умений определять и различать геометрические фигуры. Закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, слева, справа.

Правила и игровые действия. Класс разбиваю на три команды (по рядам).

1 вариант. Перед каждым учеником кладу лист прямоугольной формы и вырезанные из картона различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Для проведения коллективной игры использую магнитную доску, комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего размера. Говорю учащимся: «Положите на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом – прямоугольник, а под ним – четырехугольник». Побеждает та команда, в которой ни один ученик не допустил не одной ошибки при размещении фигур.

2 вариант. Заранее показываю на доске в определенном порядке различные по форме геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и четырехугольник) и по цвету; при этом прошу учащихся определить вид фигуры, расположенной слева т квадрата, справа от круга, слева от круга и т.д.

В современном мире все больше и больше внедряются мультимедийные технологии не только в повседневную жизнь, но и в образовательный процесс. Мультимедиа и дидактические игры имеют связь, которая позволяет сделать урок более насыщенным и ярким. На своих уроках я люблю использовать дидактические игры, которые неразрывно связаны с моей учебной программой «Перспектива». Все возможные задания, игры-приключения, игры-путешествия можно проводить и на интерактивной доске, и на доске через проектор. Дети с удовольствием помогают сказочным героям на экране решить проблему, преодолеть препятствия. Самое главное, что эти игры и занятия позволяют не только отдохнуть и сменить деятельность на уроке, но и помогают закрепить пройденный материал или показать что-то новое.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед учителем задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить учащегося такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений в решении этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей школьников, развитию у них интереса к учебным предметам, самостоятельности и творчества. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Именно дидактическая игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Именно поэтому я считаю, что урок должен включать в себя все возможные дидактические игры. Они помогли мне заинтересовать учащихся учебным процессом, сделали учебный материал увлекательным, а у учеников появился интерес к знаниям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.